Управление – способность принимать нетривиальные решения в условиях отсутствия информации. Управление современным дошкольным учреждением представляет собой сложный процесс, необходим правильный подбор целей, задач для достижения высокого уровня учебной работы, система рационального планирования, выявление и распространение лучших педагогических практик и использование достижений педагогической науки в подготовке педагогов к работе с детьми, эффективный мониторинг и наблюдение. Развитие адаптивной образовательной среды и соответствующего технологического менеджмента требует четких методологических подходов к организации работы. Системный и деятельностный подход позволяет добиться целостности всей системы управления, иерархии целей деятельности на разных уровнях.
Современное российское общество живет в новом времени, которое кардинально меняет мышление, потребности общества. Изменения затронули и ДОУ, которые вынуждены меняться в соответствии с новыми требованиями.
Дошкольному образованию нужно время, чтобы развиваться, поскольку современное образование не на месте. В связи с этим необходимо постоянно становиться более инновационным, искать и вводить новшества в работу по проведению экспериментальной деятельности.
Системный подход – это направление науки управления и социальной практики, основанное на рассмотрении объектов как систем, исследуется целостность объекта, выявляются различные типы отношений в нем и их смешение в единое целое. При этом подходе от руководителя требуется рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. Данный подход внес существенный вклад в теорию управления, здесь происходит непосредственное применение науки к конкретным ситуациям и условиям, определенному набору обстоятельств, которые оказывают сильное влияние на организацию в данный момент времени.
Ситуационный подход – это не набор предписанных рекомендаций, а способ мышления о проблемах и их решениях. Он связывает определенные методы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для более эффективного достижения целей. На первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды
Общий подход – включает системный подход, образовательное учреждение – это неотъемлемая социально-образовательной система, управление которой требует адекватного, системного подхода, это социально-педагогическая система (системно-структурная, системно-функциональная, историческая, систематическая и коммуникативная, информационно-управленческая). Системный и деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимодействия ее элементов, иерархию целей деятельности подсистем на разных ее уровнях.
Синергетический подход предполагает рассмотрение естественной самоорганизации субъекта любой социально-педагогической системы.
Коммуникативно-диалогический подход заключается в налаживании сотрудничества между всеми участниками общественных и справедливых отношений для достижения предсказуемых результатов.
Культурологический подход предполагает объединение в единый непрерывный образовательный процесс специальных культурных и психопедагогических блоков знаний в конкретных научных дисциплинах, общечеловеческих и национальных основах культуры, закономерностях развития личности.
Личностно-ориентированный подход подразумевает учет естественных особенностей каждого человека, предоставление ему своей адаптивной ниши для более полного раскрытия возможностей ближайшего развития.
Оптимизационный подход заключается в достижении максимально возможных конечных результатов за рациональное время, затрачиваемое на управленческую деятельность.
Одним из современных подходов в управлении МДОУ является рассмотрение управления производительностью – управления по результатам можно определить как систему управления и развития, с помощью которой можно достичь результатов, согласованных всеми членами дошкольного учреждения. Каждому участнику процесса определена его миссия. Важной проблемой при управлении результатами является различие между «результатом» и «вкладом». Каждый в трудовом процессе должн иметь возможность связать свое участие в общем деле с вкладом других .
Результат – это осознанная цель, предполагается реальная цель, которая обеспечена всеми ресурсами для исполнения. Это люди, финансы, материально-техническое обеспечение, ресурсы, которые можно назвать эффективными. Необходимо различать три уровня управления производительностью:
Первый, необходимо видеть миссию дошкольного учреждения, важно обеспечить эффективность своей деятельности. Второй предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества и количества услуг. Третий требует рассмотрения результата с точки зрения потребителя.
В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий с точки зрения управления эффективностью, должен четко представлять себе ситуацию и быть новым проводником. Цель ДОУ – создание условий для полного и гармоничного развития образования и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей. Общая система дошкольного образовательного учреждения имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны между собой. В системе можно выделить активный аспект дошкольного образовательного учреждения: мотив – цель – содержание – методы – результаты.
Таким образом, управляющий должен иметь возможность видеть связь между частями системы, чтобы классифицировать их как внутренние и внешние, прямые и косвенные, государственные и частные, прямые и косвенные, постоянные и временные, случайные и постоянные, должен рассмотреть ДОУ как систему и увидеть все связи между ее частями, должен иметь возможность выбирать те связи, которые позволят достичь целей с минимальными затратами.