СТРЕМЛЕНИЕ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сукманов Эдуард Валентинович1, Лиманская Мария Витальевна2
1ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
2ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», студентка 1 курса магистратуры, направление «Экономика»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию внешнеэкономической деятельности предприятия, основных направлений ее развития, среди которых особое место занимает международная конкурентоспособность.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Сукманов Э.В., Лиманская М.В. Стремление к международной конкурентоспособности как приоритетное направление внешнеэкономической деятельности предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/06/15018 (дата обращения: 14.03.2024).

В  современных  условиях  развития  экономики  важно  не  просто производить товар,  а  стремиться  к  качеству  и  конкурентоспособности производимой продукции. Конкуренция  является  движущей  силой  развития общества,  главным  инструментом  экономии  ресурсов,  повышения  качества товаров  и  уровня  жизни  населения.  Состязание  товаропроизводителей развивает  экономику,  так  как  прекращают  деятельность  не  отвечающие требованиям рынка предприятия и организации, и остаются функционировать только конкурентоспособные.

В  учебнике «Стратегический менеджмент» Парахина  В.Н.  приходит  к  мнению,  что  понятие «конкурентоспособность» чрезвычайно  обширно  и  универсального  общепринятого  определения  не имеет, но можно говорить о понятии конкурентоспособности применительно к  разным  объектам  рынка  и  разным  уровням  его  организации.  В данном исследовании мы будем  опираться  на  определение  конкурентоспособности, данное  авторами  учебника, а именно: «конкурентоспособность – это характеристика,  которая  выражает  отличия данной фирмы  от  развития  конкурентных фирм по  степени  удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности».

Конкурентоспособность  предприятия,  с  точки  зрения  производителя, формируется из многих факторов, которые включают в  себя  эффективность функционирования  различных  его  подразделений,  а  также конкурентоспособность товара как конечного продукта деятельности. Конкурентоспособность  товара  –  это  комплексная  характеристика  товара, определяющая  его  предпочтение  на  рынке  по  сравнению  с  продуктами-конкурентами  как  по  степени  соответствия  конкретной  общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение [1, с.78].

Одним из важнейших элементов конкурентоспособности предприятия на мировом  рынке  в настоящее  время  является качество продукции. Это связано с увеличением роли промышленной продукции, машин и оборудования  на мировом  рынке. При  этом  качество  экспортной продукции, прежде всего, зависит от технического  уровня  производства,  степени  применения  в нем последних достижений науки и техники. Конкуренция  качества  является  важнейшим  элементом неценовой  конкуренции. По мнению  западных  экономистов, конкуренция качества постепенно вытесняет ценовую конкуренцию, хотя четкой грани между  ними  нет. Качество  продукции  имеет  свою  значимость – продукцию с лучшими потребительскими свойствами  покупатель  может  предпочесть  даже, несмотря  на  более  высокую  цену.  Чтобы  добиться выпуска  продукции  на  самом  высоком  техническом  уровне, компаниям  необходимо  привлечь  ученых, технологов, дизайнеров и так далее. В связи с тем, что мероприятия  по  совершенствованию  продукции  требуют  больших  вложений,  их  могут  позволить  лишь крупные  организации,  которые  окупают  затраты  за счет выпуска продукции в массовом масштабе. Практически все компании должны постоянно заботиться об обновлении своей продукции, ее совершенствовании, иначе в конкурентной борьбе они потеряют свои позиции на мировом рынке.

Помимо  качества  продукции  в  борьбе  за  потребительские предпочтения большое значение имеет техническое обслуживание  проданной  продукции. Это  связано  с  тем, что всё большая часть экспортной продукции становится технически сложной. В современных условиях техническое  обслуживание  включает  комплекс  услуг по снабжению запасными частями, обеспечению ремонтными  работами,  обучению  специалистов, проведению модернизации. Для привлечения и удержания потребителя необходимо начинать  организацию технического обслуживания на стадии разработки и проектирования новых изделий, при этом сделать  всё,  чтобы  техническое  обслуживание было удобным,  простым  и  дешевым.  Компания  должна придерживаться  основного  принципа  технического обслуживания –  ответственность  за  организацию  в течение всего периода эксплуатации машин, оборудования  и  другой  техники  несет  фирма-производитель. Специалисты  считают,  что  для  любой  компании  организация  технического  обслуживания является весьма сложным, но вместе с тем это может  принести  большую  прибыль.

Для  того чтобы  расшить  рынки  сбыта,  фирма может  предлагать  не  только  основной  товар,  но  и сопутствующие  ему  товары,  например,  дополнительные  устройства,  которые  могут  существенно расширить  сферу  применения  основного  товара.  За счет  такого  рода  продаж  у  фирмы  появляется  возможность  не  только  поддерживать  свою  долю  на мировом рынке основного товара, но и выходить на рынки сопутствующих товаров.

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности на внешнем рынке остается ценообразование. В условиях рыночной экономики процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера [3].

Возможность  предприятия установления  на  внешнем  рынке цены  на  уровне  более  низком,  чем  у  конкурента, – важное  орудие  в  борьбе  за  покупателя. Это  приводит  к  увеличению  доли  рынка  и  возможности  расширения своей деятельности. Необходимо отметить, что  важнейшим  фактором,  определяющим  уровень экспортных цен, являются издержки, без преимущества в области издержек снижение цен не приведет к желаемым результатам в отношении прибыли.  Важнейшим фактором, влияющим на изменение уровня  издержек,  является  динамика  производительности  труда.  Производительность  труда  характеризует  эффективность,  результативность  затрат труда.  Естественно,  что  опережение  в  области  производительности  труда  создает  предпосылки  для снижения  издержек  производства,  а,  следовательно, и  экспортных  цен  и  повышения  конкурентоспособности товаров на мировых рынках.

За последние годы Россия вышла на новое место в глобальном рейтинге конкурентоспособности. В значительной степени это произошло благодаря вкладу отечественных производителей в национальную экономику страны. Как известно, в рейтинге глобальной конкурентоспособности всего 140 стран. Прогресс отечественной конкурентоспособности мы можем увидеть на рисунке ниже – к 2017 году наша страна вышла на 43 место. Однако на сегодняшний день вопрос о конкурентоспособности российский производителей остается весьма обостренным [2, с.56].

 

Рисунок 1. Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности

Для более полного представления об уровне конкурентоспособности России необходимо привести рейтинг глобальной конкурентоспособности 201-2017 гг. с учетом индекса конкурентоспособности (Таблица 1.).

Как известно, понятие индекса глобальной конкурентоспособности было введено в 2004 году, а его вычисление происходит ежегодно Всемирным экономическим форумом. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.

Таблица 1 –  Топ-10 рейтинга глобальной конкурентоспособности 2016-2017 гг., по версии Всемирного экономического форума

Рейтинг

Экономика

Индекс

1

Швейцария

5,8

2

Сингапур

5,7

3

США

5,7

4

Нидерланды

5,6

5

Германия

5,6

6

Швеция

5,5

7

Великобритания

5,5

8

Япония

5,5

9

Гонконг

5,5

10

Финляндия

5,4

43

Россия

4,5

Если рассматривать положение отечественных производителей на мировом рынке в современных условиях, то вполне очевидным фактом стало ужесточение международной конкуренции, вытеснение российских компаний с европейских рынков вследствие их недостаточной конкурентоспособности. Как известно, на сегодняшний день Россия является импортозависимой страной, так как многие отечественные предприятия не имеют новейших технологий, необходимых для производства того или иного вида товара. Несмотря на это, имеются и отрасли, способные к самостоятельному производству продукции, такие, как строительство и металлургия. Вполне успешно могут сработать без западных технологий  аэрокосмическая  отрасль,  сельское  хозяйство,  машиностроение,  электроника и электротехническая промышленность, химия и нефтепереработка [1, с.80]. Однако  уже сейчас мы можем наблюдать  значительное  снижение  конкурентоспособности  их  продукции  без  заимствования  импортных  технологий.  Самостоятельное  их  воспроизводство  и  импортозамещение  требуют  значительных финансовых  и  временных  ресурсов  (2-3 года и более).

Вследствие этого необходимо признать, что без  международной  производственной  и  научно-технической  кооперации российским предприятиям не обойтись. Известно, что сегодня вся высокотехнологичная продукция собирается на принципах конструктора – узкоспециализированные  предприятия  со  всего мира  изготавливают высококачественные комплектующие и сборочные единицы, которые затем собираются в  готовую продукцию, обладающую конкурентоспособностью на основе низких издержек и высокого качества.

В  условиях ограничения международных экономических  связей наиболее  критичными остаются легкая промышленность,  станкостроение, медицина,  где  утрачены  прежние  технологии,  кадры,  компетенции,  источники  сырья.  Требуется  срочное восстановление научно-технологического задела промышленности позднесоветского времени  для  обеспечения  политического  и  экономического  суверенитета  страны.

Технологическое перевооружение остается крайне важным условием для российских предприятий, ведь по производительности труда по всем отраслям в целом  российская экономика в уступает ведущим западным компаниям-конкурентам в три-пять  раз.  Научно-техническое  сотрудничество,  масштабная  производственная  кооперация вполне могли бы помочь нашей стране в реализации сценария  «догоняющего развития», чтобы выйти на сопоставимый с ведущими странами уровень производительности ресурсов и факторов производства.

Однако в современной российской действительности вклад отечественных высокотехнологичных отраслей в ВВП страны продолжает составлять только 8%, в то время как в развитых странах этот показатель находится на уровне 60% [4]. Очевидно, что в современной российской экономике проблема развития производства без  заимствования технологических инноваций развитых стран остается одной из самых острых.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перспективное промышленное  развитие предприятий должно  идти  как  путем  копирования зарубежных  разработок,  так  и  эффективной  коммерциализацией  собственных передовых изобретений и открытий. В условиях ужесточения международной конкуренции и появления все большего количества новых предприятий, международная конкурентоспособность предприятия и продукции является важнейшим фактором успешной внешнеэкономической деятельности компании.


Библиографический список
  1. Нестеренко С.С. Многофакторная модель оценки конкурентоспособности предприятий / С.С.Нестеренко //АПК: экономика, управление. – 2013. – № 12. – С.78–82.
  2. «Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование» // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2014 года, г. Курск.
  3. Российский рынок электротехники: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ruscable.ru.
  4. Ведущие производители электрооборудования [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.foid.ru.


Все статьи автора «Лиманская Мария Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: