ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА И ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РОССИИ

Спинева Христина Александровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
cтудентка 3 курса, кафедры управления персоналом

Аннотация
В статье рассматривается вопрос различия уровней величины минимального размера оплаты труда и прожиточного минимум в Российской Федерации, анализируется состав потребительской корзины. В исследование оценивается государственная политика в отношении определения величины прожиточного минимума, выявляются основные недостатки существующего подхода, а также обосновывается необходимость повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Спинева Х.А. Проблема соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/06/14954 (дата обращения: 14.03.2024).

Современный человек, как и другие живые существа, имеет свои определённые естественные потребности, в число который не входит такая категория как «труд», что, казалось бы, противоречит тому, что мы видим в реальности – миллиарды людей по всему миру каждый день выполняют физическую или умственную работу различной степени сложности. Истинная причина трудовой деятельности человека кроется в получении заработной платы, посредством которой происходит удовлетворение возникающих у людей  потребностей. Таким образом, человек удовлетворяет свои материальные потребности  с помощью труда, то есть общественный труд, в данном случае, является условием существования человека и, тем самым, трансформируется в  его главную потребность.

Согласно Статье 129 ТК РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты [1]. Помимо этого, существует такое понятие, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), под которым понимается установленный минимум оплаты труда в час, день, месяц или год, который работодатель должен платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. Не смотря на то, что МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Законодательством РФ установлено, что величина МРОТ должна определяться на основе прожиточного минимума, при этом МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [2]. При этом стоит обратить внимание на Статью 421, где говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом, что является своеобразной  лазейкой, которой успешно пользуется государство.  Иными словами, МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять.  В результате размеры МРОТ и прожиточного минимума существенно разняться.

Ежегодно министерством труда и социальной защиты готовятся законопроекты, предусматривающие постепенное сближение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Тем не менее, рассмотрение и принятие подобных законопроектов все время откладывается.  Так, депутаты Госдумы РФ от «Единой России» пришли к выводу, что для приравнивания показателей МРОТ и официального прожиточного минимума из госбюджета ежегодно должно выделяться порядка 33 миллиардов рублей, что будет слишком дорого для государства. Крупные предприятия-работодатели направили свои возражения в Госдуму, узнав о том, что там обсуждается возможность повышения МРОТ до прожиточного минимума. По словам директора «ВЦУЖ» Вячеслава Бобкова, занижение МРОТ в России является осознанной политикой правительства, связанной с затормаживанием роста заработной платы. На сегодняшний день нет принятого Федерального закона, который бы устанавливал порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ.

С МРОТ и прожиточным минимумом неразрывно связанны такие понятия как «бедность» и «потребительская корзина». Так целью экономической политики любой страны является повышение уровня жизни населения, одним из критериев которого является масштаб бедности и нищеты в стране. На уровне отдельной страны определение понятия бедности зависит от уровня ее социально-экономического развития, а также социальной политики и бюджетных возможностей государства.

В России понятие бедности ассоциируется с малоимущим населением, т.е. людьми, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, который, в свою очередь, устанавливается посредством стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных сборов и платежей.

Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен. Состав корзины может меняться на уровне субъекта Федерации, с учетом природно-климатических условий, особенностей потребления и т.д.

Российская потребительская корзина рассчитывается для трех основных демографических групп:

-       детей,

-       трудоспособного населения,

-       пенсионеров [3].

C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года. Первые 50% от стоимости всей потребительской приходится на продукты питания, в то время как в странах Западной Европы эта цифра не превышает 20%. Упоминая об этом, стоит отметить, что большинство семей в России тратят на продукты питания более половины семейного бюджета. Оставшиеся 50% поделили между собой вторая группа, которая включает в себя непродовольственные товары (одежда, обувь, лекарства), и третья группа, состоящая из расходов на услуги (коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия).

Согласно статье 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” устанавливаются следующие соотношения непроизводственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (таблица 1):

Таблица 1 – Соотношения непроизводственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания

Наименование Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Непроизводственные товары 50% 50% 50%
Услуги 50% 505 50%

Особенность современной потребительской корзины состоит в том, что объем и стоимость непродовольственных товаров и услуг привязаны к стоимости продуктовой корзины. Такой подход нельзя назвать оптимальным. Так продуктовая корзина должна обеспечивать минимальный набор продуктов питания, позволяющий человеку поддерживать его здоровье и жизнедеятельность. Однако, как показывают многие исследования и эксперименты, современная корзина не выполняет данной функции. Она позволяет выжить, но у многих людей, соблюдающих подобный рацион, после нескольких месяцев наблюдается снижение умственной активности, апатия, слабость, чувство голода, головокружения и головные боли и т.п.

Такое самочувствие не позволяет людям качественно выполнять свои трудовые обязанности, а значит, может оставить их без работы и средств к существованию, что приведет к дальнейшему скатыванию в состояние бедности.

Ещё одним недостатком потребительской корзины в России можно является соотношение продовольственной и непродовольственной составляющих. Специалисты выяснили, что более 50–60 % своего дохода люди расходуют на продукты питания. Оставшихся 40–50 % дохода, зачастую, не хватает для удовлетворения минимальных потребностей в лекарствах, одежде, жилье и т.д. Многие настаивают на целесообразности выделения в потребительской корзине графы «прочее», чтобы обеспечить резерв на непредусмотренные расходы.

Стоит отметить постепенный рост прожиточного минимума на протяжении последних 10 лет. МРОТ достиг наибольшего приближения к прожиточному минимуму (73 %) в 2009 году. Однако, с тех пор ситуация снова стала ухудшаться.

Таблица 2, составленная по данным Росстата, показывает, что, не смотря на общий ро­ст ПМ и МРОТ, разрыв между ними не демонстрирует тенденцию к явному сокращению, плюс с учётом ежеквартальной корректировки ПМ в сторону по­вышения, отрыв от МРОТ лишь увеличивается.

Таблица 2 – Соотношение МРОТ и ПМ в России

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Первая половина 2016

Вторая половина

2016

Минимальный размер оплаты труда

4 611

4 611

5 205

5 554

5 965

6204

7500

Прожиточный минимум для трудоспособ­ного населения

6 710

7 049

7 896

8 683

10404

10623

10678

МРОТ к ПМ, %

68,7

65,4

65,9

64,0

57,3

58,4

70,2

Если обратиться к статистике, то можно обнаружить весьма неутешительный факт, который состоит в том, что около двух третей работающих россиян имеют зарплату ниже прожиточного минимума. Из этого следует, что даже работающий гражданин может быть отнесён к малоимущему слою населения. Данная ситуация идёт вразрез с мировой практикой и здравым смыслом. Поиском решения данной проблемы заняты многие специалисты и учёные, которые склоняются к тому, что России необходимо обратиться к опыту Европейских стран, в которых прописано законом, что МРОТ не может составлять менее 60% от прожиточного минимума. Международной организации труда в данном случае даёт более смелую рекомендацию, согласно которой МРОТ должен составлять порядка 150 % прожиточного минимума [4].

Сегодня, в условиях нестабильности и резкого роста цен, благосостояние граждан заметно ухудшилось, и количество бедных выросло. Для России – это огромный шаг назад. В 2015 году реальные доходы населения снизились по разным оценкам на 5–10 % . Борьба с бедностью – очень непростой процесс и России необходимо удержать достигнутые результаты.

Нахождение минимальной заработной платы на уровне ниже прожиточного минимума ни просто не обес­печивает  простого воспроизводства трудовых ресурсов, но также не является социальным ори­ентиром, не выполняет рекомендацию Международной организации труда «Об уста­новлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» по основным критериям, таким, как потребности трудящихся и их семей; стоимость жиз­ни и изменения в ней.

Функциональная несостоятельность минимальной заработной платы в нашей стра­не тем более очевидна, что и уровень прожиточного минимума тоже вызывает спра­ведливые нарекания, как с точки зрения методики расчета, так и по количественной оценке, поскольку корзина ПМ по своему содержанию не соответствует современным требованиям даже по минимальному набору товаров и услуг.

В условиях бюджетных ограничений такие изменения могут негативно сказаться на предпринимательском секторе. Для того, чтобы смягчить переход, можно ввести временные меры налогового стимулирования, что даст возможность компаниям повысить фонд оплаты труда за счет экономии на налоге.

Для повышения уровня жизни в Российской Федерации, необходимо пересмотреть понятия бедности и разработать эффективную стратегию по борьбе с ней. Заработная плата по-прежнему является основным источником дохода в Российской Федерации, поэтому, чтобы обеспечить своё население минимальными гарантиями правительство должно продолжать работу над повышением МРОТ. Прежде всего, необходимо доработать состав и методологию исчисления потребительской корзины, так как смысл введения МРОТ как раз и состоит в необходимости обеспечения работника минимальным достатком для удовлетворения первичных потребностей.

Исходя из вышесказанного, необходимо повысить МРОТ хотя бы до уровня прожиточного минимума. Конечно же, в условиях сложившейся экономической ситуации, это довольно трудная задача, но особенно актуальная, так как от экономической нестабильности в большей степени страдают именно незащищенные слои населения. Повышение доходов малоимущих граждан приведёт к увеличению потребительского спроса, что, в свою очередь, может спровоцировать рост инвестиций. Россия – это огромная страна, с большими возможностями внутреннего спроса, стимулирование которого следует осуществлять, прежде всего, через увеличения денежных доходов наименее обеспеченного населения.


Библиографический список
  1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003).
  2. Федеральный закон № 134-ФЗ от 24 октября 1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
  4. Горшкова М.К. Бедность и бедные в современной России / М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Издательство «Весь мир», 2014. – 304 с.


Все статьи автора «LiviFaiter»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: