На сегодняшний день в коммерческой деятельности независимо от формы собственности предъявляются все более высокие требования к качеству управления и его продуктивности. Нужны такие методы управления, которые обеспечили бы организациям долгосрочное, прибыльное и экономически выгодное положение в рыночных отношениях.
Одной из главных задач в области управления является потребность непрерывного и обоснованного наблюдения за процессами, выполняющимися в организации, их оценки, прогнозирования изменений и возможных отклонений от заданных параметров. Данная задача может быть решена с помощью становления комплексной системы контроллинга, которая соединила бы в единое целое управленческую информацию, стратегический и оперативный контроллинг деятельности организации.
В современном менеджменте существует несколько подходов к определению термина контроллинга. Обобщая наиболее распространенные термины, можно сказать, что контроллинг обобщает планирование, управленческий учет, отчетность, контроль и аналитическую отчетность.
Контроллинг – это фукнционально независимое направление экономической работы в организации, которое связано с реализацией финансово-экономической функцией в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих задач [3, c. 143].
В системе контроллинга выделяют оперативный и стратегический аспекты, которые обусловлены горизонтом планирования деятельности организации (рис. 1).
Рис. 1. Вертикальная структура контроллинга
Стратегический контроллинг предназначен для поддержания методической, организационной, информационно-аналитической и инструментальной поддержки и согласовании процессов стратегического планирования деятельности, стратегии, контроля ее реализации и обеспечения пропорциональности принимаемых решений, которые направлены на поддержание стабильности стратегических планов организации в условиях реализации избранной стратегии и продвижении предложенных стратегических целей. Главное предназначение стратегического контроллинга заключается в развитии стратегического планирования и поддержки достижения стратегической цели предприятия. Стратегический контроллинг не имеет жестко ограниченных временных рамок, но на практике чаще всего ориентирован на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Функция оперативного контроллинга заключается в обеспечении организационной, информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки и координации принимаемых менеджерами оперативных управленческих решений, которые направлены на достижение намеченных результатов по всем функциональным сферам и процессам за счет измерения ресурсов и результатов деятельности организации.
Основная область оперативного контроллинга заключается в создании системы управления достижения текущих целей организации, а также принятии решений по оптимизации таких показателей, как затраты, прибыль. Временной границей оперативного контроллинга служит один год.
Таким образом, главное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что стратегический контроллинг ориентирован на будущее, а оперативный – на настоящее [1, c. 280].
Несмотря на существенное различие, оперативный и стратегический контроллинг имеют тесную взаимосвязь. Ведь для достижения стратегической цели предприятия контроллинг должен определять и осуществлять ряд тактических и оперативных целей. Важно отметить, что процесс управления можно представить как ряд этапов, выполнение которых позволит руководству организации достичь конечного результата. Следовательно, стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т. е. устанавливает нормативные рамки [2, c. 336]. С одной стороны, стратегический контроллинг устанавливает целевые ориентиры, указывающие оперативному контроллингу направление движения, с другой стороны, оперативный контроллинг фиксирует скорость движения и израсходованные ресурсы, тем самым прослеживать реалистичность достижения стратегических целей.
Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга занимает важное место в управлении – она объединяет в одно целое все функции управления, согласовывает их, причем не подменяет собой управление организацией, а лишь переводит его на качественно новый уровень.
Одним из факторов повышения конкурентоспособности организации может служить система контроллинга. Это связано с тем, что система контроллинга помогает решать различного рода задачи, такие как организация стабильности бизнеса и его финансов, выявление и приведение в функционирующую систему имеющиеся внутренние резервы, эффективное внедрение инноваций на производстве, стратегии развития организации и т.д.
Важно отметить, что при переходе от оперативного мышления к стратегическому и наоборот изменяется инструментарий контроллинга. В таком случае в центре оперативного контроллинга оказывается калькулирование себестоимости продукции. В случае же со стратегическим контроллингом, необходимо создать линию развития предприятия. Если организация способна обеспечить более эффективное, чем у конкурентов, решение проблем клиентов, то это говорит о способности предприятия создавать новые потенциалы успеха.
Утверждение системы контроллинга в организации должно быть экономически выгодно, а не являться результатом следовать западным тенденциям развития организации. Занимая одну из главных ролей в системе управления организацией в рыночных условиях, взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга осуществляет информационное принятие решений по достижению стратегических целей и задач развития предприятия посредством осуществления предпринимательской деятельности.
Также, в перспективе контроллинг должен уделять существенное внимания основным источникам эффективности: новым разработкам и методам организации производства на предприятии. В области управления персоналом перед контроллингом стоит важная задача – становление «нового качества персонала», т.е. прием и развитие работников с мышлением «собственника».
Библиографический список
- Теплякова Т.Ю. Контроллинг: учебное пособие/ Т. Ю. Теплякова – Ульяновск: УлГТУ, 2010г. – с. 143.
- Анискин Ю. П. Планирование и контроллинг/ А. П. Анискин, А. М. Павлова – М.: Омега-Л, 2007г. – с. 280
- Карминский А. М. Контроллинг: учебник/ А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, М. Ю. Иванова – М.: Финансы и статистика, 2006г. – с. 336.