ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПЕРАТИВНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Гамзина Наталья Викторовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка 3 курса кафедры управления персоналом

Аннотация
В условиях современной рыночной экономики одним из наиболее высокоперспективных способов к эффективному управлению в организации является контроллинг. Сисмема контроллинга – это один из преобладающих факторов обеспечения конкурентоспособности организации, за счет того, что она дает возможность решать в совокупности ряд различных вопросов в области организации труда и экономики. В статье также представлена особенность использования механизма контроллинга в управлении конкурентоспособностью организации на рынке.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Гамзина Н.В. Взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга и их роль в повышении конкурентоспособности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/06/14952 (дата обращения: 11.03.2024).

На сегодняшний день в коммерческой деятельности независимо от формы собственности предъявляются все более высокие требования к качеству управления и его продуктивности. Нужны такие методы управления, которые обеспечили бы организациям долгосрочное, прибыльное и экономически выгодное положение в рыночных отношениях.

Одной из главных задач в области управления является потребность непрерывного и обоснованного наблюдения за процессами, выполняющимися в организации, их оценки, прогнозирования изменений и возможных отклонений от заданных параметров. Данная задача может быть решена с помощью становления комплексной системы контроллинга, которая соединила  бы в единое целое управленческую информацию, стратегический и оперативный контроллинг деятельности организации.

В современном менеджменте существует несколько подходов к определению термина контроллинга. Обобщая наиболее распространенные термины, можно сказать, что контроллинг обобщает планирование, управленческий учет, отчетность, контроль и аналитическую отчетность.

Контроллинг – это фукнционально независимое направление экономической работы в организации, которое связано с реализацией финансово-экономической функцией в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих задач [3, c. 143].

В системе контроллинга выделяют оперативный и стратегический аспекты, которые обусловлены горизонтом планирования деятельности организации (рис. 1).

Рис. 1. Вертикальная структура контроллинга

Стратегический контроллинг предназначен для поддержания методической, организационной, информационно-аналитической и инструментальной поддержки и согласовании процессов стратегического планирования деятельности, стратегии, контроля ее реализации и обеспечения пропорциональности принимаемых решений, которые направлены на поддержание стабильности стратегических планов организации в условиях реализации избранной стратегии и продвижении предложенных стратегических целей. Главное предназначение стратегического контроллинга заключается в развитии стратегического планирования и поддержки достижения стратегической цели предприятия. Стратегический контроллинг не имеет жестко ограниченных временных рамок, но на практике чаще всего ориентирован на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Функция оперативного контроллинга заключается в обеспечении организационной, информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки и координации принимаемых менеджерами оперативных управленческих решений, которые направлены на достижение намеченных результатов по всем функциональным сферам и процессам за счет измерения ресурсов и результатов деятельности организации.

Основная область оперативного контроллинга заключается в  создании системы управления достижения текущих целей организации, а также принятии решений по оптимизации таких показателей,  как затраты, прибыль. Временной границей оперативного контроллинга служит один год.

Таким образом, главное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что стратегический контроллинг ориентирован на будущее, а оперативный – на настоящее [1, c. 280].

Несмотря на существенное различие,  оперативный и стратегический контроллинг имеют тесную взаимосвязь. Ведь для достижения стратегической цели предприятия контроллинг должен определять  и осуществлять ряд тактических и оперативных целей. Важно отметить, что процесс управления можно представить как ряд этапов, выполнение которых позволит руководству организации достичь конечного результата. Следовательно, стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т. е. устанавливает нормативные рамки [2, c. 336]. С одной стороны, стратегический контроллинг устанавливает целевые ориентиры, указывающие оперативному контроллингу направление движения, с другой стороны, оперативный контроллинг фиксирует скорость движения и израсходованные ресурсы, тем самым прослеживать реалистичность достижения стратегических целей.

Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга занимает важное место в управлении – она объединяет в одно целое все функции управления, согласовывает их, причем не подменяет собой управление организацией, а лишь переводит его на качественно новый уровень.

Одним из факторов повышения конкурентоспособности организации может служить система контроллинга. Это связано с тем, что система контроллинга помогает решать различного рода задачи, такие как организация стабильности бизнеса и его финансов, выявление и приведение в функционирующую систему имеющиеся внутренние резервы, эффективное внедрение инноваций на производстве, стратегии развития организации и т.д.

Важно отметить, что при переходе от оперативного мышления к стратегическому и наоборот изменяется инструментарий контроллинга. В таком случае в центре оперативного контроллинга оказывается калькулирование себестоимости продукции. В случае же со стратегическим контроллингом, необходимо создать линию развития предприятия. Если организация способна обеспечить более эффективное, чем у конкурентов, решение проблем клиентов, то это говорит о способности предприятия создавать новые потенциалы успеха.

Утверждение системы контроллинга в организации должно быть экономически выгодно, а не являться результатом следовать западным тенденциям развития организации. Занимая одну из главных ролей в системе управления организацией в рыночных условиях, взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга осуществляет информационное принятие решений по достижению стратегических целей и задач развития предприятия посредством осуществления предпринимательской деятельности.

Также, в перспективе контроллинг должен уделять существенное внимания основным источникам эффективности: новым разработкам и методам организации производства на предприятии. В области управления персоналом перед контроллингом стоит важная задача – становление «нового качества персонала», т.е. прием и развитие работников с мышлением «собственника».


Библиографический список
  1. Теплякова Т.Ю. Контроллинг: учебное пособие/ Т. Ю. Теплякова – Ульяновск: УлГТУ, 2010г. – с. 143.
  2. Анискин Ю. П. Планирование и контроллинг/ А. П. Анискин, А. М. Павлова – М.: Омега-Л, 2007г. – с. 280
  3. Карминский А. М. Контроллинг: учебник/ А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, М. Ю. Иванова – М.: Финансы и статистика, 2006г. – с. 336.


Все статьи автора «Гамзина Наталья Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: