КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО СЕКТОРА

Джигкаев Алан Романович1, Рындина Ирина Валерьевна2
1Кубанский государственный университет, магистрант кафедры экономического анализа, статистики и финансов
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов

Аннотация
Данная статья посвящена изучению некоторых способов государственного регулирования банковского сектора Российской Федерации. Также, в статье предложены меры по улучшению качества регулирования в этой области.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Джигкаев А.Р., Рындина И.В. Капитализация коммерческих банков как основа стабильности денежно-кредитного сектора // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14921 (дата обращения: 14.03.2024).

Банковский сектор Российской Федерации, с момента его зарождения, развивается ускоренным темпом опираясь на международный опыт. Необходимость этого обосновывается важностью роли банков в национальном хозяйстве – обслуживание финансовых аспектов деятельности субъектов экономики. Поэтому, развитие российского финансового сектора идет быстро, относительно банковских структур других стран, которые имеют вековую историю, что привело к ряду проблем связанных с качеством отечественного банковского сектора.

Стоит отметить, что банковский сектор начал свое становление по экстенсивной модели развития, что негативно отразилось на финансовом секторе и экономике в целом. Экстенсивная модель развития ориентирована, в основном, на коммерческую составляющую деятельность банков – получение дохода, – что стало причиной отсутствия источника финансирования в низкорентабельных сегментах экономики и, кроме того, дестабилизировало экономику, путем высокой концентрации финансовых рисков.

Но основная проблема банковского сектора состоит в том, что у банков нет прямой необходимости обеспечивать собственную устойчивость на высоком уровне – банки лишь соответствуют введенными регулятором нормативам, которые устанавливают минимальный (максимальный, в случае рисков) необходимый уровень основных показателей деятельности, которого банки и придерживаются не имея обязательств по обеспечению себе резерва устойчивости в случае кризисных ситуаций.

Во время экономического кризиса такая политика банковской деятельности привела к значительному снижению устойчивости многих банков, что стало причиной жестких регулятивных мер со стороны Правительства и Центрального банка РФ для обеспечения безопасности и устойчивости национального финансового сектора, которые позволили урегулировать кризисную ситуацию.

Российский финансовый сектор, в отличие от западной модели, имеет особенность, которое заключается в превалировании банковского сегмента в нем. Остальные структуры, входящие в финансовый сектор, по своему значению в экономике, имеют меньший вес в структуре. Поэтому именно банковский сектор отвечает за финансирование экономики.

Последние года развития банковского сектора, в целом, можно характеризовать положительно. При этом, имеет место быть повышение качества работы банков в сфере финансового обслуживания населения – банки открывают новые возможности и финансовые рынки для своей деятельности. Но есть и отрицательные моменты – отечественный банковский сектор по-прежнему состоит из небольших региональных банков, которые не способны по многим причинам заниматься своей основной задачей – обеспечением финансовыми ресурсами экономику, – при этом, банковская система является институтом, который имеет наибольшую долю в структуре финансовой системы РФ.

Проблема, которая не позволяет банкам финансировать экономику, заключается в структуре банковского сектора. По состоянию на 1 апреля 2017 года в России действуют 607 коммерческих банков у которых есть лицензия на осуществление банковских операций. Но, вместе с тем, отечественная банковская система, в сравнение с иностранными западными банковскими структурами, значительно отстает – недостаточность банковских активов не позволяет банкам в полной мере финансировать экономику.

По мнению специалистов, наиболее эффективно функцию финансового посредника реализуют крупные банки, у которых работающие активы имеют большую долю в совокупных активов. По мере снижения размера банков доля ликвидных средств в их активах увеличивается. Это отражает низкие функциональные возможности малых банков по предоставлению кредитов, слабую диверсификацию клиентской базы, большую волатильность средств клиентов и необходимость дополнительного буфера ликвидности, а также преобладание в бизнесе расчетно-кассового обслуживания. Укрупнение и консолидация банков позволяют оптимизировать управление ликвидностью и, как следствие, повысить эффективность работы банков в качестве финансовых посредников [1].

Укрупнение банковского сектора, в перспективе, повлечет за собой повышение требований к банкам, как прямых, так и косвенных. Со стороны регулятора – повышение нормативов, отвечающих за стабильность, со стороны рынка – повышение требований к качеству деятельности (конкурентоспособность). Такая динамика потребует и изменений в модели ведения банковского бизнеса: экстенсивная модель должна уступить место модели интенсивного развития, которое предполагает, что банки так же будут все больше внедрять инновационные решения в свою деятельность. Кроме того, очевидно, что консолидация банковского сектора, при такой тенденции, должна набирать обороты, что становится основной задачей Центрального банка РФ как регулятора всего банковского сектора.

На данный момент российский банковский сектор финансово ограничен и не имеет полноценных возможностей финансирования экономики: он нуждается в долгосрочных и дешевых ресурсах. Раньше, этот недостаток компенсировался за счет привлечения средств из иностранных источников финансирования, что в настоящее время невозможно. Для поддержания необходимого уровня ликвидности, банки были вынуждены привлечь средства у Центрального банка в краткосрочном периоде, что позволило им покрыть образовавшиеся разрывы ликвидности. Кроме того, банки провели эффективную политику привлечения средств у населения в депозиты, что стабилизировало ситуацию. Средства частных вкладчиков условно считаются постоянными, что говорит об их стабильности, но, согласно законодательству, все частные вклады могут быть закрыты по первому требованию, что характеризует их двояко: есть риски того, что эти вклады будут изъяты, но на практике, это происходит редко. Поэтому однозначно судить о надежности такого источника финансирования нельзя, кроме того, стоит отметить, что именно финансы населения составляют большую часть ресурсов банковского сектора.

Сегодня главной задачей регулирующих органов банковской системы стоит поддержание и укрепление банковского сектора. Поэтому уровень капитализации всей банковской системы является значимым стратегическим показателем. Для поддержания необходимого уровня капитала, регулятивным органам необходимо оперативно реагировать на отрицательную динамику в изменении показателя капитализации чтобы избежать неблагоприятных последствий. Для этого, органы регулирования должны своевременно вмешиваться в деятельность организации при значительных снижениях банковского капитала. Кроме того, существующий стандарт достаточности капитала, который устанавливает пороговое значение минимального допустимого уровня капитала, не способствует повышению устойчивости банковской системы.

Для того, чтобы корректирующее вмешательство было своевременным и имело положительный эффект, следует расширить диапазон определения уровня капитала банка. Целесообразно ввести несколько уровней степени капитализации исходя из количественных характеристик капитала и качественных (например, прирост в динамике):

–       хорошо капитализированный;

–       достаточно капитализированный;

–       недостаточно капитализированный.

Такая классификация банков по уровню капитализации определит вмешательство органов регулирования в их деятельность. Банки попадающие в первую категорию не будут подвержены принудительному вмешательству в деятельность. Банкам из второй категории будет рекомендовано улучшить показатели. Организации, попадающие в третью категорию, будут должны выполнить ряд принудительных предписаний для улучшения ситуации.

Вместе с тем, остро стоит проблема развития небольших региональных банков, которые ведут свою деятельность исключительно в пределах одного или нескольких регионов. Такие банки не способны адаптироваться к подобным требованиям из за их малого размера. Описанные выше методы регулирования банковской системы на практике могут привести к их сокращению.

Малые банки обладают рядом преимуществ на региональном финансовым рынке перед крупными федеральными банками. Они имеют простую организационную структуру, которая не требует больших затрат на обеспечение ее функционирования. Кроме того, они обеспечивают стабильное развитие регионального хозяйства, предоставляя финансирование местным нефинансовым организациям, а также финансируют малых и средних предпринимателей, предоставляя им выгодные условия финансирования и финансового обслуживания. В целом, небольшие региональные банки адаптируются именно под местные условия рынка, что позволяет им действовать быстрее, гибко и более эффективно, чем крупным универсальным банкам.

Обязательное повышение размера собственных средств на практике, скорее всего, приведет к сокращению числа региональных банков. По мнению, Г.Н. Белоглазовой, уход с рынка малых кредитных организаций сократит потенциал расширения банковских продуктов и услуг в регионах и никак не послужит повышению устойчивости банковской системы. Замена банков некредитными организациями, не имеющими опыта и доверия клиентов, не обеспеченными квалифицированными кадрами, породит новые финансовые пирамиды, осложнит работу на региональных рынках оставшихся банков, в том числе за счет надзорного арбитража, сузит базу кредитования малого и среднего бизнеса [2].

Одним из путей сохранения группы небольших банков является формирование многоуровневой банковской системы, где в зависимости от класса банка и его собственного капитала ему будет разрешен определенный перечень операций. Это позволит ограничить риски банков, приведя их в соответствие с размером собственного капитала. Если обратиться к международному опыту, то во всех странах, где действуют сотни банков, кредитные организации делятся национальными регуляторами на несколько категорий [1].

При этом введение многоуровневой банковской системы должно также внести коррективы в деятельность банков. Каждый уровень должен характеризоваться определенным набором возможностей и ограничений для банков в области их деятельности. Критерием, согласно которому, будут относить банки к тому или иному уровню, должны стать размеры его активов и капитала. Исходя из этой характеристики, будет определен набор доступных операций группе банков определенного уровня. Например, небольшие региональные банки смогут сосредоточиться на деятельности в регионе, а то есть обслуживать частных и корпоративных клиентов относящихся к категории малый и средний бизнес; крупные федеральные банки будут обслуживать весь финансовый спектр интересов крупного бизнеса, и частных клиентов. Также, к небольшим банкам будут применены менее строгие требования по уровню капитала, что позволит им остаться на финансовом рынке в своем регионе и продолжить деятельность. В случае, если банк ставит перед собой цель расширения, то ему придется соответствовать требованиям, которые применяются к более крупным банкам и нарастить свой капитал. Такая структура банковской системы позволит существовать как крупным банкам и избегать крупных рисков, так и небольшим региональным, которые не планируют расширять географию своей деятельности.

Внимание банковского надзора должно быть сосредоточено на банках, которые составляют основу банковского сектора – системообразующих банках. Для достижения максимальной прозрачности их деятельности, следует обязать банки, которые достигают определенного размера капитала, реализовывать часть их акций на рынке, что обяжет их действовать открыто, а все их операции станут прозрачными. Кроме того, те банки, которые не желают действовать открыто, не смогут в таком случае иметь крупные доли в финансовой системе государства, что снизит значение финансовых рисков.

Таким образом, для того, чтобы укрепить финансовый сектор, необходимо ужесточить правила ведения деятельности банков, которые имеют значение системообразующих, что повысит стабильность всего банковского сектора и позволит сохранить небольшие региональные банки, которые не планируют вести деятельность широкого спектра.


Библиографический список
  1. Коротаева Н.В., Ветрова Т.Н. Капитализация как основа развития российского банковского сектора // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2. С. 78-83.
  2. Белоглазова Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента банковской системы // Банковское дело. 2011. № 2. С. 35-36.


Все статьи автора «Алан Романович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: