ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ НМА

Атом Ясмина Ясир
Институт управления, экономики и финансов КФУ

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению различных позиций относительно сущности, классификации и оценки нематериальных активов. Особое внимание в работе уделяется интеллектуальному капиталу. На основе исторического опыта был разработан новый подход к оценке нематериальных активов, относящихся к категории «интеллектуальный капитал».

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Атом Я.Я. Экономическая сущность, классификация и особенности оценки НМА // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14851 (дата обращения: 11.03.2024).

Одним из видов имущества, используемого на предприятии, являются нематериальные активы (НМА). Существует множество вариаций данного термина.

Бухгалтерский учет нематериальных активов регламентируется приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов”» (далее ПБУ 14/2007). Однако данный источник не дает прямого термина НМА, а лишь приводит перечень признаков нематериального актива (способность приносить экономические выгоды, на которые организация имеет право, отсутствие материально-вещественной формы, возможность идентификации объекта от других активов,  длительное использование, возможность достоверного определения первоначальной стоимости НМА).

На данный момент одной из нерешенных задач, которая сдерживает развитие современной бизнес-среды в рыночной экономике, является недостаточно полное отражение всего многообразия нематериальных активов предприятия в информационных и учетных системах.

Многие исследователи выделили неидентифицируемые нематериальные активы в отдельную группу. Такие активы на данный момент напрямую не входят в финансовую отчетность, но являются одним из основных источников создания стоимости для компании, и рассматриваются обычно в качестве интеллектуального капитала.

Под интеллектуальным капиталом понимаются активы компании, которые представляют собой знания, опыт, навыки и умения сотрудников, эффективность рыночных коммуникаций и брэндинг. Несмотря на то, что учет таких специфических активов не регламентирован законодательно, их значимость признают как исследователи, так и инвесторы.

Особенно очевидна проблема неполного отражения интеллектуального капитала прослеживается в высокотехнологичных компаниях. Нами были проанализированы компании из рейтинга Fortune Global 500. Анализируемые хозяйствующие субъекты представляют как высокотехнологичные, так и другие сектора экономики. По каждой компании по данным финансовой отчетности за 2015 год была определена величина чистых активов, а затем рассчитан финансовый коэффициент P/BV (price-to-book value) по формуле:

 

(1)

В ходе анализа выяснилось, что коэффициент P/BV превышает 100% во всех исследуемых компаниях. Таким образом, проблема существенного превышения рыночной стоимости компании над балансовой оценкой действительно присутствует. Также подтвердилась гипотеза о том, что максимальные значения коэффициент P/BV принимает в высокотехнологичных секторах.

Согласно ПБУ 14/2007 в состав нематериальных активов входят:

1)  Деловая репутация фирмы, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса;

2)  Объекты интеллектуальной собственности.

Деловая репутация фирмы – разница между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы.

Объекты интеллектуальной собственности – закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности осуществляется частью четвертой Гражданского Кодекса РФ. Нами были аккумулированы из разных источников существующие классификации нематериальных активов [Приложение 1].

Неидентифицируемые нематериальные активы, как было упомянуто выше, обычно рассматриваются в виде интеллектуального капитала компании. Впервые идея отражения данного объекта была предложена в 1980х гг. Юбертом Сент-Онжом – вице-президентом канадского коммерческого банка «Imperial», который делил интеллектуальный капитал на 3 элемента: человеческий, организационный и клиентский.

Человеческий капитал включает в себя уровень квалификации сотрудников, стаж работы персонала, стабильность работы сотрудников в данной компании.

Экономическая сущность этой составляющей интеллектуального капитала заключается в том, что она является совокупностью достояния каждого высококвалифицированного работника. Обратной стороной медали является то, что на квалификацию и талант сотрудника нельзя оформить право собственности, в таком случае утрачивается возможность контроля.

Организационный капитал представляет собой совокупность следующих показателей: эффективность стратегии управления, наличие корпоративных ценностей, степень реагирования управленческого персонала на изменения внешних обстоятельств и рыночной конъюнктуры.

Клиентский капитал отражает степень охвата рынка, долю лояльных к данной марке потребителей, узнаваемость брэнда.

Оценка нематериальных активов – это денежное выражение стоимости нематериальных активов, в которой они отражаются в бухгалтерском учете.

Первоначальная стоимость нематериальных активов – стоимость нематериальных активов при их принятии к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость нематериальных активов представляет собой расчетную величину, получаемую при вычитании из первоначальной стоимости, накопленной за все время эксплуатации амортизации. По остаточной стоимости НМА отражаются в бухгалтерском балансе.

Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день актуальна проблема существенного превышения рыночной стоимости компаний над балансовой, что связано со сложностями оценки и учета неидентифицируемых нематериальных активов, а именно, интеллектуального капитала. Нами была разработана «Матрица оценки интеллектуального капитала», которая могла бы представить составные элементы интеллектуального капитала в стоимостном выражении [Приложение 2].

Этапы оценки:

1.В первую очередь необходимо вычислить разницу между рыночной и балансовой стоимостями компании на отчетную дату. Это значение принимается за совокупную стоимость интеллектуального капитала, т.к. именно это величина формируется за счет интеллектуального потенциала компании. Такая модель подходит для компаний, котирующих свои акции на рынке, что позволяет ежедневно определять их рыночную стоимость. Для остальных компаний данная модель работает только при передаче компании, в момент чего также определяется рыночная стоимость.

2. Далее нужно рассчитать 3 специальных коэффициента по каждому элементу интеллектуального капитала: человеческому, клиентскому и организационному капиталу. При этом первый коэффициент отражает степень роста и новизны, второй – эффективность данного элемента, а третий коэффициент показывает стабильность. Таким образом, первый коэффициент поможет увидеть, насколько развивается данный элемент интеллектуального капитала, имеет ли он потенциал; второй коэффициент показывает, насколько данный элемент эффективен и способствует развитию всей компании, третий коэффициент отразит, насколько данная составляющая интеллектуального капитала не подвержена внешним факторам и рискам. Максимальное значение каждого коэффициента 100%.

3. По каждому элементу интеллектуального капитала подсчитывается сумма трех коэффициентов, отражающая процент значимости данной составляющей в интеллектуальном капитале. Максимум суммы коэффициентов – 300%.

4. Стоимость каждого элемента рассчитывается по формуле:

                                                                                      (2)

где S – стоимость нематериального актива;

P – рыночная стоимость компании;

BV – балансовая стоимость компании;

∑Kij – сумма коэффициентов по данному элементу интеллектуального капитала;

∑K – сумма коэффициентов по всем 3м элементам интеллектуального капитала.

Таким образом, можно сделать вывод, что оценка стоимости нематериальных активов имеет множество особенностей и проблем. Нами были рассмотрены существующие методы оценки неидентифируемых нематериальных активов и на их основе предложен собственный подход к оценке интеллектуального капитала.

Приложение 1

Классификации нематериальных активов

Признак Классификация
Правовое регулирование а)     Авторское право:

- произведения в области искусства и науки

- географические, геологические и другие карты

- программы для ЭВМ

б)     Смежные права:

- исполнение музыкально-драматических произведений искусства

- фонограммы

- теле- и радиопередачи

- компьютерные базы данных

в)     Патентное право:

- изобретение

- полезная модель

- промышленный образец

г)     Право на селекционное достижение

д)    Право на топологи интегральных микросхем

е)     Право на секрет производства (ноу-хау)

ж)   Право на средства индивидуализации:

- товарный знак и знак обслуживания

- коммерческое обозначение

Специфика деятельности предприятия Нематериальные активы, используемые:

- в строительстве

- в сельском хозяйстве

- в производстве и т.д.

Возможность определения срока полезного использования - амортизируемые

- неамортизируемые

По возможности идентификации в соответствии с ПБУ 14/2007

(классификация к.э.н. Селивестровой Е.С.)

- идентифицируемые

- неидентифицируемые

Классификация нематериальных активов    Д. Андриссена и Р. Тиссена а)     Навыки и неформализованные знания:

- квалификация персонала и ключевых сотрудников

б)    Общие моральные ценности и нормы:

- корпоративная культура

- ценности предприятия

в)     Технология и формализованные знания:

- изобретения

г)     Первичные процессы и процессы управления:

- секреты производства

-стандарты производства

д)    Ценные ресурсы и приобретения:

- торговая марка

- имидж

- клиентская база

- сеть поставщиков

Классификация нематериальных активов    Юберта Сент-Онжа а) идентифицируемые НМА

б) интеллектуальный капитал:

- человеческий капитал

- клиентский капитал

- организационный капитал

 

Приложение 2

Матрица оценки и учета интеллектуального капитала

 


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1,2,3,4. – М.: КноРус, 2016.– 608 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1, 2 – М.: Омега-Л, 2015 – 939с.
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»: Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н.
  4.  «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н.
  5. Селиверстова Е.С. Нематериальные активы компании: классификация и учет // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО — 2009.
  6. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота: Навигация в экономике, основанной на знаниях/ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.


Все статьи автора «Атом Ясмина Ясир»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: