Тенденции внедрения современных технологий в модель ведения бизнеса формируют новые возможности для развития коммерческих отношений. Одним из основных быстроразвивающихся и привлекательных рынков является бизнес в виртуальной среде.
Рис.1 Объемы продаж интернет магазинов мира (трлн.долл.)
Из данных приведённых на рисунке, видно как из года в год объемы продаж в интернете постоянно растут, сохраняя высокие темпы роста.
Актуальность данной темы заключается в том, что использование Интернета в традиционном бизнесе и полная виртуализации деятельности приобретает стратегическое значение. В настоящее время Интернет может быть не только дополнительным каналом реализации продукции и инструментом решения отдельных маркетинговых задач. По мере роста общего количества посетителей Интернета, он превращается в основной маркетинговый и реализационный канал. Интернет дает возможность компаниям выйти со своим товаром на огромный мировой рынок, значительно снижать расходы в построенных ими цепочках спроса и предложения, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам рынки, создавать новые рынки труда и капитала, новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей деятельности.
Продажи B2C в виртуальной сети постепенно растут с 2015 года. Самая большая доля у стран Азиатско-тихоокеанского региона, с более чем $707 миллиардов в 2017, данные предоставлены на рисунке 2.
Рис. 2. B2C Рост продаж электронной коммерции по всему миру
Продажи B2C в виртуальной сети постепенно растут с 2015 года. Самая большая доля у стран Азиатско-тихоокеанского региона, с более чем $707 миллиардов в 2017, данные предоставлены на рисунке 2.
Но, как и любого другого вида бизнеса, у интернет-бизнеса имеется и ряд недостатков.
В рамках данной статьи сделана попытка объединения имеющиеся данные из практического опыта компаний и теоретических материалов во едино, и выделить основные плюсы и минусы ведения бизнеса в виртуальном пространстве. Все плюсы и минусы объединены в таблице №1.
Таблица 1. Преимущества и недостатки интернет торговли.
Подводя итог, мы приходим к выводу, что у электронной коммерции есть ряд значительных плюсов, но виртуальный бизнес или использование его составляющих не гарантирует успех. У данного вида ведения бизнеса имеется и ряд минусов, это в первую очередь неполнота законодательной базы и совершенно иная структура расходов, постоянные высокие затраты на рекламу, акценты делаются совершенно на иных показателях, нежели в традиционном бизнесе.
Основные затраты уходят на разработку сайта и большие объемы рекламы в интернет ресурсах, требующие постоянного обновления рекламного контента. С ростом клиентуры старая модель сайта может не справляться с большим потоком из чего могут вытекать проблемы перестройки сайта.
Следует учитывать и кросс-культурные особенности среды и специфику страны, один и тот же интернет магазин в одной стране может быть доходным, в другой убыточным. Всё определяет то, как предприниматель будет использовать возможности и инструменты которые ему даёт виртуальная среда ведения бизнеса. Главная особенность данной модели бизнеса – это в первую очередь дешевизна, небольшие первоначальные инвестиции и быстрая обратная связь.
Библиографический список
- Зибер, П. Управлению сетью как ключевая компетенция предприятия / П. Зибер // Проблемы теории и практики управления. – №3. – 2010. – С. 92–96.
- Катаев, А.В. Виртуальные бизнес-организации / А.В. Катаев. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 120 с.
- Сердюк, В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития / В.А. Сердюк // Менеджмент в России и за рубежом. – №5. – 2011. – с. 18–29.
- Скобелев, П.О. Самоорганизация и эволюция в открытых мультиагентных системах для холонических предприятий // Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в 21 веке», Дивно-морское, 3–8 сентября 2001, том 1. – М.: Физматлит, 2001. – С. 314–338.