Поддержание высокого профессионального уровня персонала является важным конкурентным преимуществом как предприятия, так и самого человека, что подтверждает весь путь развития мировой экономики. Персонал, способный гибко адаптироваться к изменениям во внешней среде, ориентированный на постоянное развитие и самосовершенствование, является фактором, определяющим конкурентоспособность, динамику развития и эффективность функционирования любого предприятия.
Влияние персонала, в том числе его образовательного уровня, на формирование и достижение конкурентных преимуществ предприятия, чрезвычайная важность прогрессивного развития трудовых ресурсов определяют необходимость исследования в данной области.
Достижение предприятием конкурентных преимуществ зависит, в первую очередь, от его потенциальных возможностей, эффективности использования имеющихся ресурсов и возможности формирования стратегического потенциала, что обуславливает необходимость использования стратегического управления. Стратегическое управление предусматривает глобальный подход к управлению деятельностью предприятия с точки зрения возможностей влияния на достижение его стратегических целей и получения им конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Целью статьи является анализ образовательного потенциала предприятия. В соответствии с целями данного исследования необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие образовательного потенциала предприятия.
Под образовательным потенциалом предприятия следует понимать совокупность ресурсов, имеющихся в настоящее время и прогнозируемых в будущем периоде, что определяет наличие возможности развития и использования знаний, навыков и способностей персонала, необходимых для эффективного достижения целей предприятия.
В соответствии с данным определением, в состав образовательного потенциала предприятия включены следующие элементы:
- кадровый потенциал;
- материально-техническая составляющая;
- научно-информационная составляющая.
Кадровый потенциал — это совокупные способности кадров предприятия, которые необходимы для того, чтобы выполнять и координировать действия, обеспечивающие предприятию стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний [1].
Такой подход к определению кадрового потенциала дает возможность всестороннего анализа любой категории персонала на основе объективных экономических законов в соответствии с выбранным объектом, предметом исследования, а также его целями и задачами.
Материально- техническая составляющая – это условия и средства, необходимые для формирования, поддержания и увеличения мощности образовательного потенциала, обеспечивающие подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала на предприятии. Учитывая инновационную направленность образования в настоящее время, структура материально-технического обеспечения претерпевает существенные качественные изменения, а его стоимость многократно увеличивается.
Научно – информационная составляющая образовательного потенциала характеризуется объемом и составом информационных ресурсов, которыми располагают предприятия, включая программное и документационное обеспечение, доступ к базам данных, уровень и систему распространения научной информации.
Несмотря на наличие в структуре образовательного потенциала целого ряда элементов, наиболее важным и значимым представляется именно кадровый потенциал, который представляет собой совокупность качественных и количественных характеристик персонала, связанных с выполнением возложенных на него функций при достижении целей перспективного развития предприятия, и используемых как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном.
Как показывает практика, инвестиции в образование сотрудников дают ощутимый экономический эффект. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество кадрового потенциала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается как посредством увеличения производительности труда, так и посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую значимость.
Ускоренные темпы научно-технического прогресса способствовали динамизму образовательного уровня персонала, обусловленному быстрым устареванием знаний по различным отраслям науки. Кроме того, интеграция российской экономики в мировое экономическое сообщество привела к мобильности квалифицированных кадров, что вызвало необходимость в нивелировании различий в профессиональной квалификации и образовании персонала предприятий. Таким образом, можно выделить ряд характерных особенностей кадровой составляющей образовательного потенциала:
-динамизм;
-высокий общий уровень;
-международная гармонизация;
-поливалентность.
Исследование влияния образовательного и профессионального уровня персонала на конкурентоспособность предприятия показало, что в настоящее время существует значительный разрыв между полученными теоретическими знаниями и практической деятельностью, что обусловливает необходимость поиска путей преодоления данного разрыва. Решение этой задачи в современных условиях требует, прежде всего, разработки концептуальных подходов к обеспечению конкурентоспособности предприятия на основе формирования и развития его образовательного потенциала. Такой подход предусматривает следующий алгоритм действий:
- формирование требований к образовательному уровню персонала, достижение которых позволило бы предприятию повысить уровень конкурентоспособности;
- определение критериев и показателей конкурентоспособности предприятия, позволяющих сопоставить ее с образовательным уровнем персонала;
- определение основных элементов, критериев и показателей образовательного потенциала предприятия, позволяющих осуществить его оценку;
- анализ функций образовательного потенциала предприятия;
- оценка влияния внешних факторов на образовательный потенциал предприятия;
- оценка образовательного потенциала предприятия;
- оценка влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятия.
Образовательный уровень предприятия формируется под воздействием множества факторов, которые в дальнейшем определяют профессионально-квалификационный уровень специалиста предприятия. Требования к образовательному уровню персонала, обеспечивающему желаемый уровень конкурентоспособности предприятия, не сводятся непосредственно к совокупности профессиональных знаний и навыков, соответствующих выбранной специальности и должности, а имеют в виду наличие потенциальной способности к последующему обучению и развитию творческих способностей работника, общей эрудиции, навыков общения с другими людьми, способности работать в команде.
Как уже было показано раньше, образовательный потенциал предприятия формируют кадровая, материально-техническая и научно-информационная составляющие. Данные составные элементы позволяют определить соответствие уровня образовательного потенциала предприятия требованиям желаемого уровня его конкурентоспособности.
Как отмечает Шаповалова Т.В., в процессе оценки влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятия следует рассматривать три группы показателей. Первая группа непосредственно отображает фактическое состояние образовательного потенциала, вторая – результаты его использования и третья – возможности последующего развития образовательного потенциала предприятия [2].
В соответствии с эти сформирован перечень оценочных показателей каждого из элементов образовательного потенциала по каждой группе
1. Кадровый потенциал:
1.1. Показатели фактического состояния кадрового потенциала (соответствие квалификационного уровня персонала характеру выполняемой работы; коэффициент текучести высококвалифицированного персонала; участие и победы в научных и профессиональных конкурсах; количество полученных патентов на изобретения и рационализаторские предложения).
1.2. Показатели результатов использования кадрового потенциала (количество внедренных по инициативе работников предприятия рационализаторских идей; количество завершенных научно-исследовательских работ, перешедших в стадию производства; производительность труда работников и темпы ее роста; уровень производственного брака; величина убытков, понесенных предприятием по вине работников; экономический эффект от внедрения и продажи изобретений, лицензий).
1.3. Показатели возможности развития кадрового потенциала (частота повышения квалификации работников; доля работников, получающих дополнительное образование; наличие на предприятии резерва кадров на выдвижение и количество персонала в нем; доля работников предпенсионного возраста в общей численности высококвалифицированного персонала).
2. Материально-техническая составляющая:
2.1. Показатели фактического состояния материально-технической составляющей (техническая фондовооруженность специалистов; уровень обеспеченности специалистов компьютерной и вычислительной техникой; наличие, площадь и оборудование помещений для повышения квалификации).
2.2. Показатели результатов использования материально-технической составляющей (фондоотдача производственного оборудования; период окупаемости капитальных вложений в образование персонала; развитие технической оснащенности специалистов; модернизация и реконструкция оборудования).
2.3. Показатели возможности развития материально-технической составляющей (размер инвестиций в реконструкцию и модернизацию оборудования и оснащение учебных центров).
3. Научно-информационная составляющая:
3.1. Показатели фактического состояния научно-информационной составляющей (библиотечный фонд предприятия; количество наименований периодических изданий, поступающих на предприятие; наличие компьютерных каталогов; объем специалистов по МБА; наличие информационно- поисковых систем; время поиска информации по запросу специалистов; количество подключенных к информационной системе патентных фондов; количество участников научно-практических конференций и семинаров; количество работников, прошедших стажировки на зарубежных и отечественных предприятиях).
3.2. Показатели результатов использования научно-информационной составляющей (количество работников, удовлетворенных полученной по их запросу информацией; количество фактов прямого использования патентов в деятельности предприятия; регулярность и скорость обеспечения специалистов необходимой информацией; объем информации, которая выдана другим организациям по их запросу; размер дохода предприятия от консультационной деятельности, осуществляемой персоналом).
3.3. Показатели возможности развития научно-информационной составляющей (темпы роста библиотечного фонда; размер инвестиций в развитие научно-информационного обеспечения персонала; доля затрат на научно-исследовательскую работу).
Интегральный показатель образовательного потенциала предприятия ИПОПП может быть определен как среднее геометрическое из рассмотренных показателей.
Таким образом, можно утверждать, что инвестиции в образование, направленные на рост кадрового потенциала, являются одним из основополагающих элементов инновационного развития бизнеса, что определяет необходимость системного и планомерного подхода к его взаимоотношениям с образовательной сферой [3]. Тем не менее, совершенствование образовательного потенциала и повышение его эффективности требуют качественного улучшения всех его элементов.
Библиографический список
- Болдырева Р.Ю. Анализ существующих подходов к понятию «кадровый потенциал» / Р.Ю. Болдырева, Ф.А. Мосин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2011. – № 1-2. – С. 28-32.
- Шаповалова Т.В. Формирование критериев конкурентоспособности предприятия с учетом влияния его образовательного потенциала // Економіка. Менеджмент. Підприємництво. Зб. наук. праць Східноукраїнсь-кого національного університету імені Володимира Даля, 2003. № 10. – С. 201-206.
- Дровянников B.И. Концепция формирования образовательного потенциала персонала как элемента инновационной стратегии бизнеса / В.И. Дровянников, В.П. Хитров // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва, 2003. – № 2. – С. 37-40.
Количество просмотров публикации: Please wait