АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цветкова Изабелла Ивановна1, Сиволап Александр Владимирович2
1Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского, Институт экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
2Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского, Институт экономики и управления, старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
В статье проведен анализ образовательного потенциала предприятия, определены его специфические особенности в настоящее время. Рассмотрены составные элементы образовательного потенциала – кадровый потенциал, материально-техническая и научно-информационная составляющие. Предложены показатели для оценки каждого из элементов.

Ключевые слова: кадровый потенциал, материально-техническая составляющая, научно-информационная составляющая, образовательный потенциал, показатели


AN ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL AND ITS IMPACT ON THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Tsvetkova Isabella Ivanovna1, Sivolap Aleksandr Vladimirovich2
1V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Candidate of Sciences (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Management
2V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Senior Lecturer, Department of Management

Abstract
The article analyzes the educational potential of the enterprise, its specifics determined at the moment. We consider the constituent elements of the educational potential - human resources, material and technical and scientific information components. Performance measures are proposed for each of the elements.

Keywords: educational potential, human resources, material and technical component, performance, scientific and information component


Библиографическая ссылка на статью:
Цветкова И.И., Сиволап А.В. Анализ образовательного потенциала и его влияния на конкурентоспособность предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13968 (дата обращения: 12.03.2024).

Поддержание высокого профессионального уровня персонала является важным конкурентным преимуществом как предприятия, так и самого человека, что подтверждает весь путь развития мировой экономики. Персонал, способный гибко адаптироваться к изменениям во внешней среде, ориентированный на постоянное развитие и самосовершенствование, является фактором, определяющим конкурентоспособность, динамику развития и эффективность функционирования любого предприятия.

Влияние персонала, в том числе его образовательного уровня, на формирование и достижение конкурентных преимуществ предприятия, чрезвычайная важность прогрессивного развития трудовых ресурсов определяют необходимость исследования в данной области.

Достижение предприятием конкурентных преимуществ зависит, в первую очередь, от его потенциальных возможностей, эффективности использования имеющихся ресурсов и возможности формирования стратегического потенциала, что обуславливает необходимость использования стратегического управления. Стратегическое управление предусматривает глобальный подход к управлению деятельностью предприятия с точки зрения возможностей влияния на достижение его стратегических целей и получения им конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Целью статьи является анализ образовательного потенциала предприятия. В соответствии с целями данного исследования необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие образовательного потенциала предприятия.

Под образовательным потенциалом предприятия следует понимать совокупность ресурсов, имеющихся в настоящее время и прогнозируемых в будущем периоде, что определяет наличие возможности развития и использования знаний, навыков и способностей персонала, необходимых для эффективного достижения целей предприятия.

В соответствии с данным определением, в состав образовательного потенциала предприятия включены следующие элементы:

- кадровый потенциал;

- материально-техническая составляющая;

- научно-информационная составляющая.

Кадровый потенциал — это совокупные способности кадров предприятия, которые необходимы для того, чтобы выполнять и координировать действия, обеспечивающие предприятию стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний [1].

Такой подход к определению кадрового потенциала дает возможность всестороннего анализа любой категории персонала на основе объективных экономических законов в соответствии с выбранным объектом, предметом исследования, а также его целями и задачами.

Материально- техническая составляющая – это условия и средства, необходимые для формирования, поддержания и увеличения мощности образовательного потенциала, обеспечивающие подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала на предприятии. Учитывая инновационную направленность образования в настоящее время, структура материально-технического обеспечения претерпевает существенные качественные изменения, а его стоимость многократно увеличивается.

Научно – информационная составляющая образовательного потенциала характеризуется объемом и составом информационных ресурсов, которыми располагают предприятия, включая программное и документационное обеспечение, доступ к базам данных, уровень и систему распространения научной информации.

Несмотря на наличие в структуре образовательного потенциала целого ряда элементов, наиболее важным и значимым представляется именно кадровый потенциал, который представляет собой совокупность качественных и количественных характеристик персонала, связанных с выполнением возложенных на него функций при достижении целей перспективного развития предприятия, и используемых как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном.

Как показывает практика, инвестиции в образование сотрудников дают ощутимый экономический эффект. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество кадрового потенциала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается как посредством увеличения производительности труда, так и посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую значимость.

Ускоренные темпы научно-технического прогресса способствовали динамизму образовательного уровня персонала, обусловленному быстрым устареванием знаний по различным отраслям науки. Кроме того, интеграция российской экономики в мировое экономическое сообщество привела к мобильности квалифицированных кадров, что вызвало необходимость в нивелировании различий в профессиональной квалификации и образовании персонала предприятий. Таким образом, можно выделить ряд характерных особенностей кадровой составляющей образовательного потенциала:

-динамизм;

-высокий общий уровень;

-международная гармонизация;

-поливалентность.

Исследование влияния образовательного и профессионального уровня персонала на конкурентоспособность предприятия показало, что в настоящее время существует значительный разрыв между полученными теоретическими знаниями и практической деятельностью, что обусловливает необходимость поиска путей преодоления данного разрыва. Решение этой задачи в современных условиях требует, прежде всего, разработки концептуальных подходов к обеспечению конкурентоспособности предприятия на основе формирования и развития его образовательного потенциала. Такой подход предусматривает следующий алгоритм действий:

- формирование требований к образовательному уровню персонала, достижение которых позволило бы предприятию повысить уровень конкурентоспособности;

- определение критериев и показателей конкурентоспособности предприятия, позволяющих сопоставить ее с образовательным уровнем персонала;

- определение основных элементов, критериев и показателей образовательного потенциала предприятия, позволяющих осуществить его оценку;

- анализ функций образовательного потенциала предприятия;

- оценка влияния внешних факторов на образовательный потенциал предприятия;

- оценка образовательного потенциала предприятия;

- оценка влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятия.

Образовательный уровень предприятия формируется под воздействием множества факторов, которые в дальнейшем определяют профессионально-квалификационный уровень специалиста предприятия. Требования к образовательному уровню персонала, обеспечивающему желаемый уровень конкурентоспособности предприятия, не сводятся непосредственно к совокупности профессиональных знаний и навыков, соответствующих выбранной специальности и должности, а имеют в виду наличие потенциальной способности к последующему обучению и развитию творческих способностей работника, общей эрудиции, навыков общения с другими людьми, способности работать в команде.

Как уже было показано раньше, образовательный потенциал предприятия формируют кадровая, материально-техническая и научно-информационная составляющие. Данные составные элементы позволяют определить соответствие уровня образовательного потенциала предприятия требованиям желаемого уровня его конкурентоспособности.

Как отмечает Шаповалова Т.В., в процессе оценки влияния образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятия следует рассматривать три группы показателей. Первая группа непосредственно отображает фактическое состояние образовательного потенциала, вторая – результаты его использования и третья – возможности последующего развития образовательного потенциала предприятия [2].

В соответствии с эти сформирован перечень оценочных показателей каждого из элементов образовательного потенциала по каждой группе

1. Кадровый потенциал:

1.1. Показатели фактического состояния кадрового потенциала (соответствие квалификационного уровня персонала характеру выполняемой работы; коэффициент текучести высококвалифицированного персонала; участие и победы в научных и профессиональных конкурсах; количество полученных патентов на изобретения и рационализаторские предложения).

1.2. Показатели результатов использования кадрового потенциала (количество внедренных по инициативе работников предприятия рационализаторских идей; количество завершенных научно-исследовательских работ, перешедших в стадию производства; производительность труда работников и темпы ее роста; уровень производственного брака; величина убытков, понесенных предприятием по вине работников; экономический эффект от внедрения и продажи изобретений, лицензий).

1.3. Показатели возможности развития кадрового потенциала (частота повышения квалификации работников; доля работников, получающих дополнительное образование; наличие на предприятии резерва кадров на выдвижение и количество персонала в нем; доля работников предпенсионного возраста в общей численности высококвалифицированного персонала).

2. Материально-техническая составляющая:

2.1. Показатели фактического состояния материально-технической составляющей (техническая фондовооруженность специалистов; уровень обеспеченности специалистов компьютерной и вычислительной техникой; наличие, площадь и оборудование помещений для повышения квалификации).

2.2. Показатели результатов использования материально-технической составляющей (фондоотдача производственного оборудования; период окупаемости капитальных вложений в образование персонала; развитие технической оснащенности специалистов; модернизация и реконструкция оборудования).

2.3. Показатели возможности развития материально-технической составляющей (размер инвестиций в реконструкцию и модернизацию оборудования и оснащение учебных центров).

3. Научно-информационная составляющая:

3.1. Показатели фактического состояния научно-информационной составляющей (библиотечный фонд предприятия; количество наименований периодических изданий, поступающих на предприятие; наличие компьютерных каталогов; объем специалистов по МБА; наличие информационно- поисковых систем; время поиска информации по запросу специалистов; количество подключенных к информационной системе патентных фондов; количество участников научно-практических конференций и семинаров; количество работников, прошедших стажировки на зарубежных и отечественных предприятиях).

3.2. Показатели результатов использования научно-информационной составляющей (количество работников, удовлетворенных полученной по их запросу информацией; количество фактов прямого использования патентов в деятельности предприятия; регулярность и скорость обеспечения специалистов необходимой информацией; объем информации, которая выдана другим организациям по их запросу; размер дохода предприятия от консультационной деятельности, осуществляемой персоналом).

3.3. Показатели возможности развития научно-информационной составляющей (темпы роста библиотечного фонда; размер инвестиций в развитие научно-информационного обеспечения персонала; доля затрат на научно-исследовательскую работу).

Интегральный показатель образовательного потенциала предприятия ИПОПП может быть определен как среднее геометрическое из рассмотренных показателей.

Таким образом, можно утверждать, что инвестиции в образование, направленные на рост кадрового потенциала, являются одним из основополагающих элементов инновационного развития бизнеса, что определяет необходимость системного и планомерного подхода к его взаимоотношениям с образовательной сферой [3]. Тем не менее, совершенствование образовательного потенциала и повышение его эффективности требуют качественного улучшения всех его элементов.


Библиографический список
  1. Болдырева Р.Ю. Анализ существующих подходов к понятию «кадровый потенциал» / Р.Ю. Болдырева, Ф.А. Мосин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2011. – № 1-2. – С. 28-32.
  2. Шаповалова Т.В. Формирование критериев конкурентоспособности предприятия с учетом влияния его образовательного потенциала // Економіка. Менеджмент. Підприємництво. Зб. наук. праць Східноукраїнсь-кого національного університету імені Володимира Даля, 2003. № 10. – С. 201-206.
  3. Дровянников B.И. Концепция формирования образовательного потенциала персонала как элемента инновационной стратегии бизнеса / В.И. Дровянников, В.П. Хитров // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва, 2003. – № 2. – С. 37-40.


Все статьи автора «isandra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: