Назначение, функционирование и взаимосвязь всех бюджетных элементов образуют единый механизм, называемый бюджетной системы. Структура бюджетной системы определяется государственной системой страны; например, структура бюджетной системы Республики Башкортостан состоит из республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных образований (районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)
Главная проблема бюджета – это денежная . Увеличение доходов бюджета и оптимизации расходов, сбалансированности бюджета, распределение бюджетных средств в быстро меняющихся социально-экономических условиях—эти финансовые аспекты и структура бюджета определяют уровень социально-экономического развития страны и, в конечном счете, уровень жизни его людей.
Бюджетная система основана на следующих принципах:
- Принцип единства: означает степень организационно—экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в существовании общей системы государственных доходов, действующих на территории страны, и через единообразие государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, и ее взаимосвязи с социально-экономическим прогнозированием.
- Принцип полноты: означает, что все финансовые операции правительства будут сосредоточены в наполнении бюджета.
- Принцип реальности: необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетной запаса. Он подразумевает правильное использование государственных финансовых операций в бюджете, в соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.
- Принцип публичности: означает требование публиковать данные бюджета доходов и расходов в периодической печати для того, чтобы общественность могла ознакомиться со структурой бюджета.
- Принцип независимости: означает поддержание стабильных характеристик распределения доходов между бюджетами разных уровней и право определять направления бюджетных расходов.
Расходы подразделяют на следующие классификации:
• Функциональные— приводится подробная характеристика видов деятельности и участников бюджетных отношений, формирующих код по функциональной классификации расходов:
(1) функциональная группа;
(2) подфункция;
(3) государственные учреждения—администраторы;
(4) программы;
(5) подпрограммы.
• Экономические—распределяет расходы в зависимости от распределения и вида расходов.
• Ведомственные—групп бюджетных программ согласно исполнители: органы исполнительной власти, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства образования и т. д.
Бюджет формируется за счет налогов, сборов, перечислений и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством, и выполняет следующие задачи:
– перераспределение внутреннего национального продукта (ВНП);
– государственное регулирование и стимулирование национальной экономики;
– финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
– контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Данные бухгалтерского учета и отчетности, количества налогоплательщиков и объектов финансирования, и сумма налоговых поступлений формируют начальную базу планирования доходов и расходов. Бюджетное планирование относится к конкретной детали и рассчитывается для бюджетного периода.
Развитие прогнозирования бюджета представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных направления развития доход и расходов бюджетных элементов для того, чтобы рассчитать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и предложить методы укрепления бюджета, исходя из существующих тенденций, конкретных социально-экономических условий и прогнозов.
Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. Она отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Библиографический список
- Galimkair Mutanov “Mathematical Methods and Models in Economic Planning, Management and Budgeting”, Al-Farabi Kazakh National University 2015, Almaty, Kazakhstan.