Руководство – это способ побуждать отдельные лица и группы на достижение общих целей предприятия. Согласно теории К. Левина, существует три стиля руководства:
авторитарный – стиль управления, который не позволяет подчиненным отходить от рамок поставленных руководством;
демократический – это стиль, который разрешает выходить за рамки дозволенного, при этом не превышая возможностей, согласованных организационным уставом;
либеральный стиль - представляющий полную свободу действий сотрудникам, поддерживаемою руководством в не зависимости от результата.
Существует большое количество методик, позволяющих определять стиль управления, мы воспользуемся методикой В.П. Захарова и А.Л. Журавлева [3, с. 180-182]. С ее помощью определим стиль руководства студенческого декана факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновской ГСХА им. П.А. Столыпина.
Из 16 групп утверждений, выберем наиболее точно описывающие манеру поведения руководителя (таблица 1).
Анализируя поученные результаты, можем с точностью сказать, что студенческий декан факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновской ГСХА им. П.А. Столыпина использует демократический стиль управления.
Таблиц 1 – Опросник для определения стиля руководства
№ |
а |
б |
в |
1 | Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех делах | Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы | Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие |
2 | Всегда что-нибудь приказывает, но никогда не просит | Приказывает так, что хочется выполнить | Приказывать не умеет
|
3 | Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами | Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником | Добивается безотказного подчинения заместителей, помощников |
4 | Интересуется только выполнением плана, а не отношением людей друг к другу | В работе не заинтересован, подходит к делу формально | Решая производственные задачи, старается поддерживать хорошие отношения между людьми |
5 | Консервативен, боится нового | Инициативу подчиненных не принимает | Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно |
6 | На критику обычно не обижается, прислушивается к ней | Не любит, когда его критикуют и не старается это скрыть
|
Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает |
7 | Боится отвечать за свои действия | Ответственность распределяет между собой и подчиненными | Руководит единолично, сам принимает решения или отменяет их |
8 | Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками | Подчиненные не только советуют, но могут давать указания руководителю | Не допускает, что бы подчиненные ему советовали, а тем более возражали |
9 | Советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными | Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о предстоящих трудностях | Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных |
10 | Обращается к подчиненным доброжелательно | В общении с подчиненными часто проявляет равнодушие | По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым |
11 | В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями | В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства | Критические ситуации не изменяют способа руководства
|
12 | Сам решает даже те вопросы, с которыми недостаточно знаком | Если чего-то не знает, не боится этого показать и обращается за помощью к другим | Не может действовать сам, ждет «подталкивания» со стороны |
13 | Не очень требовательный человек | Требователен, но справедлив
|
Бывает слишком строгим, даже придирчивым |
14 | Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных | Строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом
|
Контролирует работу от случая к случаю
|
15 | Умеет поддерживать дисциплину и порядок | Часто делает подчиненным замечания, выговор | Не может влиять на дисциплину |
16 | В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении | С руководителем работать интересно | Подчиненные предоставлены сами себе |
Такое руководство является самым наилучшим вариантом, особенно для студенческого декана, по ряду факторов:
с руководителем такого стиля управления студенты развиваются разносторонне;
студенты знают подлинное положение дел в коллективе, не избегают трудностей, стараются найти пути решения возникающих проблем вместе с руководителем;
учатся творчески подходить к выполнению даже самого обычного поручения, не опасаясь последствий.
Таким образом, можно утверждать, что использование демократического стиля управления позволяет в полной мере раскрыть потенциал каждого члена коллектива, добиваться творческой активности и максимальной отдачи от студентов.
Библиографический список
- Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие .- Таганрог: ТРТУ, 2003. – 356 с.
- Лапшина, Г.В., Иванова, Н.А. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Ульяновск: ФГОУ ВПО УГСХА, 2008.- 191 с.
- Иванова Н.А., Смирнова Е.А. Менеджмент: учебное пособие для студентов факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств.-Ульяновск: УГСХА, 2016.- 208 с.
- Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496 с.
- Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.