Само понятие интеллектуального капитала является сравнительно молодым термином. Впервые данное понятие было использовано во второй половине двадцатого столетия, его ввел американский экономист Теодор Шульц. Позже концепция интеллектуального капитала была разработана и обоснована в трудах Гери Бэккера.
Современная экономическая теория придерживается следующей классификации основных составляющих интеллектуального капиата:
1) человеческий капитал – это опыт, знания, навыки, отношение и мотивация, ценности, профессионализм, способность к творчеству и мышлению конкретного человека, сотрудника компании, специалиста;
2) организационный (структурный) капитал – процессы,технологии, информационные системы, базы данных, патенты, авторское право, техническое оснащение, фирменные наименования, товарные знаки;
3) потребительский (клиентский) капитал – связь с внешними субъектами, включает в себя отношения с клиентами и поставщиками, репутация.
В современной экономике конкурентные преимущества любой компании все чаще оцениваются в соответствии с ее интеллектуальным потенциалом. Характеристики компании, модель ее поведения и оценки ее стоимости с точки зрения интеллектуального капитала дает новое представление о компании и ее ресурсах. Несмотря на то, что наблюдается рост интереса к интеллектуальному капиталу и тому, как им можно управлять, до сих пор не существует теоретического аппарата, определенного действующего стандарта для его оценки.
Интеллектуальный капитал, основывается на предшествующих формах капитала, включает в себя их свойства, в то же время имеет собственное уникальное содержание и раскрывается следующим образом:
- прогрессивное развитие интеллектуальной собственности;
- развитие творческого типа мышления предпринимателей, научных работников, управленческого персонала, создание и внедрение различных моделей воспроизводства в каждой конкретной экономической системе;
- преимущественное создание на предприятиях интеллектуальных центров, затрагивающих все факторы производства, распределения, обмена и потребления.
Основная функция интеллектуального капитала в современной компании является увеличение массы прибыли за счет создания и внедрения необходимых знаний, межличностных отношений, что в свою очередь обеспечивает повышение конкурентоспособности компании. Здесь конкурентоспособность означает доминирование компании в данном сегменте. Этот интеллектуальный капитал, который задает темп и характер технологии производства и совершенствования продукции компании, а также внедрение инноваций, которые становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.
Библиографический список
- ЦЕНА ИНТЕЛЛЕКТА: Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. Леонтьев Б. М.: Издательский Центр «Акционер».2002 – с.200.
- http://www.tlu.ee/~sirvir/IKM/Strategic_Issues/components_of_intellectual_capital.html
- http://www.opf.slu.cz/vvr/akce/turecko/pdf/Akpinar.pdf
Количество просмотров публикации: Please wait