Современный нестабильный экономический фон российской действительности сильно сказался на состояние предприятий малого и среднего бизнеса – вследствие ухудшения их финансового состояния все чаще возникает значительный риск неоплаты или задержки оплаты поставщикам, что приводит к значительному росту кредиторской задолженности. Для устранения возникающих рисков, а также с целью исключить дальнейший рост кредиторской задолженности, необходимо устранить «интуитивную» систему погашения задолженности контрагентам посредством внедрения автоматизированной системы мониторинга и анализа состояния кредиторской задолженности на предприятиях торговли с целью управления и оптимизации состоянием взаиморасчетов с поставщиками.
Торговые сети имеют свои особенности работы, которые проявляются при финансово-экономическом анализе их деятельности, особенно при анализе показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Стандартные приемы и рекомендуемые коэффициенты финансово-экономического анализа, разработанные для производственных организаций, неудовлетворительно работают для организаций сферы услуг, к которым относится и торговля. Результат такого применения — некорректные выводы, искажающие картину финансового состояния организации.
Главными особенностями работы торговых организаций являются:
- низкое значение величины основных фондов по сравнению с величиной торгового оборота (торговой выручки);
- низкое значение уставного и собственного капитала;
- низкое значение величины свободных денежных средств.
- в активе баланса низкое значение величины основных средств и внеоборотных активов вообще, высокое значение величины дебиторской задолженности со сроком взыскания менее 12 месяцев, низкое значение величины денежных средств. Значительную долю дебиторской задолженности занимает задолженность покупателей и заказчиков.
- В пассиве: низкое значение величины уставного капитала и капитала и резервов вообще, высокое значение краткосрочных займов и кредитов, высокое значение кредиторской задолженности. Значительную долю кредиторской задолженности составляет задолженность поставщикам и подрядчикам.
В ходе исследования выяснено, что предприятия торговли, в частности розничной торговли, имеют ряд своих особенностей, главная из которых – организации существуют за счет кредита – товарного, отсрочки и так далее. То есть, практически не имея собственного капитала, предприятие берет в кредит товар и получает значительные доходы, не рискуя при этом собственным капиталом. По статистике, кредиторская задолженность в торговых предприятиях занимает 70-80% от пассива баланса.
Отметим также, что наибольшую часть в составе кредиторской задолженности занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками (около 90% от всей кредиторской задолженности). Поэтому целесообразно сделать вывод, что политика управления расчетами, прежде всего, должна быть направлена на оптимизацию ее размера, так как для организаций торговли анализ и управление кредиторской задолженностью наиболее важен.
С этой целью можно предложить алгоритм исследования задолженности предприятия, который включает в себя несколько этапов:
- Определение основных принципов осуществления расчетов;
- Изучение величины неплатежей посредством коэффициента собираемости платежей или оборачиваемости кредиторской задолженности;
- Анализ динамики накопления кредиторской задолженности в частности темпы роста неплатежей у предприятия по сравнению со среднеотраслевыми показателями;
- Выявление факторов, влияющих на тенденции и динамику накопления кредиторской задолженности;
- Исследование структуры кредиторской задолженности;
- Определение степени зависимости компании от кредиторской задолженности: рассчитывается несколько показателей (коэффициент зависимости от кредиторской задолженности, коэффициент самофинансирования организации, баланс задолженностей, критерий времени, коэффициент рентабельности кредиторской задолженности);
- Финансово-экономический анализ состояния организации с целью более детального обзора влияния динамики кредиторской задолженности на стабильность и эффективность работы организации.
- Организация управленческого учета и текущего мониторинга состояния расчетов;
- Использование механизмов для эффективного управления долговыми обязательствами.
Данный алгоритм учитывает все стороны управления кредиторской задолженностью на торговом предприятии, начиная с форм расчетов (наличный или безналичный), заканчивая оценкой эффективности применяемых методов для управления задолженностью, что отличает его от стандартных и широко применяемых универсальных методик анализа и подтверждает его преимущества.
Библиографический список
- Бойкова Анна Викторовна. Преодоление экономической несостоятельности предприятия в рамках антикризисного управления : диссертация … доктора экономических наук : 08.00.05 / Бойкова Анна Викторовна; [Место защиты: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности]. – Москва, 2012. – 384с.
- Брег Стивен М. Настольная книга финансового директора: [перевод с английского] / Стивен Брег. – 8-е изд. – Москва: Альпина Паблишерз, 2012. – 607с.
- Валинуров Т.Р.,Трофимова Т.В. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия // Журнал «Финансы и кредит». 2014. №2.
- Ефимова Ольга Владимировна. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник для подготовки магистров, обучающихся по специальностям “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, “Финансы и кредит”, “Мировая экономика” / О. В. Ефимова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Омега-Л, 2010.
- Семененко, Сергей Викторович.Конкурентный потенциал торговой организации: теоретико-методологические основы формирования, методический инструментарий исследования, концепция развития : автореферат дис. … доктора экономических наук : 08.00.05 / Семененко Сергей Викторович; [Место защиты: Белгород. ун-т кооп., экономики и права]. – Белгород, 2014. – 45 с.