ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЫХ РОЗНИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. АЛГОРИТМ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Герасимова Алина Игоревна
Калужский филиал Финуниверситета
магистрант факультета управления и бизнес-технологий

Аннотация
В статье рассматриваются особенности торговых предприятий и предлагается алгоритм анализа и управления кредиторской задолженностью в торговых розничных организациях.

Ключевые слова: торговые предприятия, торговые розничные организации, управление кредиторской задолженностью


ECONOMIC FEATURES OF RETAIL ORGANIZATIONS. ALGORITHM TO IMPROVE ANALYSIS AND MANAGEMENT OF ACCOUNTS PAYABLE IN TRADE

Gerasimova Alina Igorevna
Kaluga Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
master student of Management and Business Technologies Department

Abstract
The article discusses the features of commercial enterprises and the algorithm of analysis and management of accounts payable in retail organizations.

Библиографическая ссылка на статью:
Герасимова А.И. Экономические особенности торговых розничных организаций. Алгоритм по усовершенствованию анализа и управления кредиторской задолженностью на торговых предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13683 (дата обращения: 16.03.2024).

Современный нестабильный экономический фон российской действительности сильно сказался на состояние предприятий малого и среднего бизнеса – вследствие ухудшения их финансового состояния все чаще возникает значительный риск неоплаты или задержки оплаты поставщикам, что приводит к значительному росту кредиторской задолженности. Для устранения возникающих рисков, а также с целью исключить дальнейший рост кредиторской задолженности, необходимо устранить «интуитивную» систему погашения задолженности контрагентам посредством внедрения автоматизированной системы мониторинга и анализа состояния кредиторской задолженности на предприятиях торговли с целью управления и оптимизации состоянием взаиморасчетов с поставщиками.

Торговые сети имеют свои особенности работы, которые проявляются при финансово-экономическом анализе их деятельности, особенно при анализе показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Стандартные приемы и рекомендуемые коэффициенты финансово-экономического анализа, разработанные для производственных организаций, неудовлетворительно работают для организаций сферы услуг, к которым относится и торговля. Результат такого применения — некорректные выводы, искажающие картину финансового состояния организации.

Главными особенностями работы торговых организаций являются:

  • низкое значение величины основных фондов по сравнению с величиной торгового оборота (торговой выручки);
  • низкое значение уставного и собственного капитала;
  • низкое значение величины свободных денежных средств.
  • в активе баланса низкое значение величины основных средств и внеоборотных активов вообще, высокое значение величины дебиторской задолженности со сроком взыскания менее 12 месяцев, низкое значение величины денежных средств.  Значительную долю дебиторской задолженности занимает задолженность покупателей и заказчиков.
  • В пассиве: низкое значение величины уставного капитала и капитала и резервов вообще, высокое значение краткосрочных займов и кредитов, высокое значение кредиторской задолженности. Значительную долю кредиторской задолженности составляет задолженность поставщикам и подрядчикам.

В ходе исследования выяснено, что предприятия торговли, в частности розничной торговли, имеют ряд своих особенностей, главная из которых – организации существуют за счет кредита – товарного, отсрочки и так далее. То есть, практически не имея собственного капитала, предприятие берет в кредит товар и получает значительные доходы, не рискуя при этом собственным капиталом. По статистике, кредиторская задолженность в торговых предприятиях занимает 70-80% от пассива баланса.

Отметим также, что наибольшую часть в составе кредиторской задолженности занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками (около 90% от всей кредиторской задолженности). Поэтому целесообразно сделать вывод, что политика управления расчетами, прежде всего, должна быть направлена ​​на оптимизацию ее размера, так как для организаций торговли анализ и управление кредиторской задолженностью наиболее важен.

С этой целью можно предложить алгоритм исследования задолженности предприятия, который включает в себя несколько этапов:

  1.  Определение основных принципов осуществления расчетов;
  2. Изучение величины неплатежей посредством коэффициента собираемости платежей или оборачиваемости кредиторской задолженности;
  3. Анализ динамики накопления кредиторской задолженности в частности темпы роста неплатежей у предприятия по сравнению со среднеотраслевыми показателями;
  4. Выявление факторов, влияющих на тенденции и динамику накопления кредиторской задолженности;
  5. Исследование структуры кредиторской задолженности;
  6. Определение степени зависимости компании от кредиторской задолженности: рассчитывается несколько показателей (коэффициент зависимости от кредиторской задолженности, коэффициент самофинансирования организации, баланс задолженностей, критерий времени, коэффициент рентабельности кредиторской задолженности);
  7. Финансово-экономический анализ состояния организации с целью более детального обзора влияния динамики кредиторской задолженности на стабильность и эффективность работы организации.
  8. Организация управленческого учета и текущего мониторинга состояния расчетов;
  9. Использование механизмов для эффективного управления долговыми обязательствами.

Данный алгоритм учитывает все стороны управления кредиторской задолженностью на торговом предприятии, начиная с форм расчетов (наличный или безналичный), заканчивая оценкой эффективности применяемых методов для управления задолженностью, что отличает его от стандартных и широко применяемых универсальных методик анализа и подтверждает его преимущества.


Библиографический список
  1. Бойкова Анна Викторовна. Преодоление экономической несостоятельности предприятия в рамках антикризисного управления : диссертация … доктора экономических наук : 08.00.05 / Бойкова Анна Викторовна; [Место защиты: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности]. – Москва, 2012. –  384с.
  2. Брег Стивен М. Настольная книга финансового директора: [перевод с английского] / Стивен Брег. – 8-е изд. – Москва: Альпина Паблишерз, 2012. – 607с.
  3. Валинуров Т.Р.,Трофимова Т.В. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия // Журнал «Финансы и кредит». 2014. №2.
  4. Ефимова Ольга Владимировна. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник для подготовки магистров, обучающихся по специальностям “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, “Финансы и кредит”, “Мировая экономика” / О. В. Ефимова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Омега-Л, 2010.
  5. Семененко, Сергей Викторович.Конкурентный потенциал торговой организации: теоретико-методологические основы формирования, методический инструментарий исследования, концепция развития : автореферат дис. … доктора экономических наук : 08.00.05 / Семененко Сергей Викторович; [Место защиты: Белгород. ун-т кооп., экономики и права]. – Белгород, 2014. – 45 с.


Все статьи автора «Герасимова Алина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: