МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТАТИЧЕСКОГО БЮДЖЕТА

Галиева Лилия Филаритовна
Башкирский государственный университет
студентка 4-го курса факультета математики и информационных технологий

Аннотация
Системный анализ – это методология и моделирование, который представляет собой инструмент для разработки и использования средств для формирования, анализа целей, функций систем управления любой сложности, в том числе и бюджет.

Ключевые слова: математическая модель, методология, моделирование, системный анализ, статический бюджет


STATIC MATHEMATICAL BUDGET MODEL

Galieva Lilia Filaritovna
Bashkir State University
student of the 4th course of the faculty of mathematics and information technologies

Abstract
System analysis is a methodology, and modeling is a tool for working out and using means facilitating formation and analysis of aims and functions of control systems of any complexity, including the budget.

Библиографическая ссылка на статью:
Галиева Л.Ф. Математическая модель статического бюджета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13643 (дата обращения: 11.03.2024).

Среди применяемых методов моделирования важное место занимают экономико-математические методы, которые применяются для решения следующих практических задач:
Совершенствование системы экономической информации для бюджетного планирования: оптимизация регистрации учета информационной системы, выявление недостатков в имеющейся информации и разработка требований к подготовке новой информации или обновлении информации.

Интенсификация и повышение точности балансовых расчетов и прогнозов расходов и доходы.

Углубление количественного анализа процессов формирования и использования бюджетных средств, количественная оценка последствий спецификация и перераспределение сметных расходов в условиях изменяющихся предметов и т. д.

Решение принципиально новых задач бюджетного планирования, формирования и управления.
Характеристики модели бюджета:
Модель работает с данными из одного финансового года;

Ввод данных: прогнозные значения доходов и расходов по отношению к расчетной базе объектов бюджетной системы;

Выходные данные: бюджет проекта близко к реальному исполнению;

Влияние внешних факторов на системы – изменения планируемых поступлений и расходов;

Результат работы модели—возможность регулирования бюджета проекта в соответствии с реальным исполнением.
Пусть m-количество элементов дохода, из которых формируется бюджет, и

n - количество статей расходов, по которым бюджет должен быть распределен. Исходя из предположения о пропорциональном распределении каждой единицы дохода среди всех статей расходов, введем коэффициент, отражающий долю каждого элемента дохода в данной статье расходов:

 (1.1)

где - абсолютное значение i-й статьи расходов;

 - абсолютное значение j-го дохода;

  – коэффициент взаимодействия доходов и расходов.

Коэффициенты взаимодействия можно рассматривать как:

  • распределение элемента дохода
  • формирование расходов

С точки зрения формирования каждого фиксированного i-го элемента расходов (включая все статьи доходов), имеем:

В матричной форме связь между доходами и расходами статей можно записать в виде:

где А - является матрицей взаимодействий между доходных и расходных статей размера n Ч m.

Матрица А представляет собой компактный носитель данных, содержащий данные о внутреннем состоянии системы и принципы распределения бюджетных средств по статьям расходов. Одно из состояний матрицы А может быть использовано в качестве идеального варианта планирования бюджета.

Основным принципом бюджетной системы является то, что бюджет государства должен быть сбалансирован для любого уровня бюджетной классификации:

Согласно этому принципу, матрица взаимодействия должна привести к сбалансированному состоянию пункта бюджета и сохранить его во всех возможных регулировок потока.

Пусть векторы X0 и Y0 характеризуют сбалансированное состояние бюджета. Согласно (1.4), мы имеем:

или в координатной форме

где  являются, соответственно, векторами доходов и расходов для сбалансированного состояния бюджета; - это количество статей бюджета; и матрица взаимодействий, приводящий бюджет в сбалансированное состояние.

С точки зрения распределения каждого фиксированного j-го дохода среди всех статей расходов, , имеем:

Равенство (1.13) справедливо и для ситуации баланса:

Равенства (1.9) и (1.5) позволяют сделать вывод: сумма элементов j-го столбца матрицы баланса взаимодействия равно отношению всех сбалансированных бюджетов дохода к доходу j-го элемента.

На самом деле, для сбалансированного состояния бюджета элементов матрицы взаимодействия 

откуда (с теми же обозначениями) мы имеем:

Очевидным следствием (1.10) является утверждение, что каждый i-й элемент сбалансированного бюджета является отношением самого сбалансированного бюджета на сумму коэффициентов взаимодействия для всех статей расходов, среди которых j-й был распространен как:

Рассмотрим сумму запланированных акций бюджета:

Для следующих вариантов государственного бюджета как: баланс, профицит и дефицит. Согласно (1.13) имеем:

 

Следовательно, (1.14) может быть использована для анализа состояния бюджета:
если  , для сбалансированного государственного бюджета

если , для дефицитного государственного бюджета, и дефицитная доля это:

если , для профицитного (или избыточного) государственного бюджета, и профицитная доля это:
Поэтому государственный бюджет определяется на основе информации о значениях элементах в матрице взаимодействия А.



Все статьи автора «Галиева Лилия Филаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: