В современных условиях, когда низкие цены на энергоресурсы, санкции, сильно обесценившийся рубль и жесткая денежно кредитная политика уже стали для России частью новой реальности, ситуация с дефицитом бюджета вполне очевидна. По прогнозам на 2016 год он составит порядка 3-4 процентов от ВВП или 2,8-4 трлн. рублей [1]. Ко всему этому добавляются нерешенные проблемы пенсионной системы, которые напрямую отражаются как на бюджете, так и экономике страны. Размер трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2016 году составил 3,1 трлн. рублей [2]. Все последние реформы в пенсионной системе были направлены на то, чтобы снизить зависимость ПФР от этих трансфертов, но ни «заморозка» накопительной части ни отмена второй индексации не решают структурных проблем. Кроме того, постоянное продление «заморозки» c каждым годом уменьшает кредит доверия к пенсионной системе.
На этом фоне Центральный Банк России совместно с Министерством финансов представили новую концепцию добровольной системы пенсионных накоплений, согласно которой работодатели больше не будут перечислять 6% от фонда оплаты труда на накопительную часть пенсии, а все 22% пойдут в страховую часть. Теперь для увеличения будущей пенсии работникам придется со своей зарплаты отправлять часть средств в выбранный НПФ. Откладывать можно будет от 1% и эта сумма не ограничивается 6%, для тех, кто на это решиться распространятся специальные налоговые льготы, но пока не уточняется какие именно. Во время двухлетнего переходного периода будущие пенсионеры смогут подать заявление о переводе накоплений в выбранный НПФ, средства так называемых «молчунов» перейдут в страховую часть. Взносы будут удерживаться работодателем из зарплаты работника и направляться в НПФ напрямую или через пенсионного администратора.
Добровольной эту концепцию можно назвать только отчасти, точнее подошло бы название добровольно-принудительная. Согласно предложениям Минфина и ЦБ каждый работающий гражданин автоматически подписывается на отчисления со своей зарплаты – 0% в первый год, 1% во второй год, и так до 6%. Для отказа от этих отчислений нужно написать заявление, которое аннулируется каждые 5 лет. Если ко всему этому работодателей как-то заинтересуют в том, чтобы как можно больше сотрудников участвовало в этой системе, учитывая чрезвычайно низкий уровень знаний граждан о принципах пенсионной системы, многие люди даже не узнают о том, что в ней участвуют.
Что же означает и к чему может привести эта реформа? Означает она, прежде всего то, что правительство предпочло кратковременное решение дефицита бюджета долгосрочным структурным изменениям пенсионной системы, а чтобы полностью не отказываться от накопительной части решили оставить ее в формате добровольной. По словам главы Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергея Белякова в любом формате, кроме обязательного, накопительная система в России работать не будет [3].
Для того чтобы задуманная система работала, вклады в НПФ должны быть привлекательней чем в банки, но многие НПФ начали показывать уровень доходности, сравнимый с банковскими вкладами, только с 2015 года и на данный момент статистические данные по ним не внушает достаточного уровня доверия. Кроме того, минусом предложенной концепции добровольных пенсионных накоплений является не полное право собственности на пенсионный капитал. Если с банковского вклада в любой момент можно снять вложенные средства, то в случае с добровольными вкладами в НПФ можно будет снять только часть, и при определенных условиях (сложных жизненных ситуациях, проблемах со здоровьем).
Новая система ориентирована на состоятельную часть населения, на тех, у кого уровень зарплаты выше среднего. Для той части граждан, кто зарабатывает больше 50 тысяч рублей в месяц, она решит проблему, связанную с дополнительным пенсионным обеспечением, но это всего лишь 15% от работающего населения [4]. Согласно результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) лишь у 27% опрошенных есть сбережения в виде акций, облигаций и других ценных бумаг или просто наличных [5]. Встает вопрос, какой процент из 31 млн. граждан, решивших отправлять 6% пенсионных отчислений в НПФ, будут заинтересованы добровольно откладывать в них средства из своих зарплат. Ярким примером служит существующая программа софинансирования пенсионных накоплений, в которой на 2015 год участвовало 2,5 млн. россиян, что говорит о неготовности населения вкладывать в пенсионную систему дополнительные средства.
Хотя предложенная система имеет свои плюсы, и она лучше, чем существующая сейчас программа софинансрования, при нынешних экономических условиях, при том, что рынок НПФ только начал свое становление, данная система не будет работать эффективно. Стоит отметить, что если накопительная система будет работать не эффективно, пенсионная система, по сути, вернется к распределительной, согласно которой пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами [6]. При нынешней демографической обстановке это обернется коллапсом пенсионной системы. Ведь изначальный смысл перехода к смешанной распределительно-накопительной был в том, чтобы снять с государства часть ответственности за старость своих граждан и снизить негативный эффект от старения населения.
Нельзя не отметить, что Россия столкнулась с сокращением источников формирования долгосрочного инвестиционного ресурса. Именно НПФ, а не банки, являются источниками долгосрочных инвестиций. Нынешняя накопительная система всех вовлекает в процесс создания дополнительных сбережений. Кроме того, она позволила создать индустрию негосударственных пенсионных фондов. НПФ имели серьезный приток ресурсов, они расширяли возможности инвестирования в экономику. При реализации принципов добровольной накопительной системы, объемы этих ресурсов существенно сократятся, что уменьшит объемы индустрии НПФ.
Предложенная концепция добровольной системы пенсионных накоплений идеально бы подошла как дополнение к нынешней системе, при условии разморозки накопительной части пенсии. В этом случае более обеспеченная часть населения позволила бы увеличить приток средств в НПФ, а экономика продолжила бы получать необходимые ей длинные деньги. К сожалению, в ближайшие время это труднореализуемо из-за дефицита бюджета, для этого пришлось бы сокращать другие статьи. Остается надеется, что в будущем, при нормализации экономической обстановки, правительство рассмотрит вариант восстановления прежней накопительной системы, оставив при этом положительные моменты новой.
Библиографический список
- Вести Экономика: дефицит бюджета РФ на 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/75977 (дата обращения 07.10.2016).
- Федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год».
- РБК: проект пенсионной реформы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/finances/28/09/2016/57eb9eb89a7947b3cbe8f4a5 (дата обращения 08.10.2016).
- Федеральная служба государственной статистики: уровень жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
- Национальное агентство финансовых исследований: сбережения [Электронный ресурс]. URL: http://nacfin.ru/dlya-sberezhenij-ne-vremya/ (дата обращения 10.10.2016).
- Самаруха В.И. Государственное пенсионное страхование Российской Федерации: учебное пособие/В.И. Самаруха. – Иркутск: ИГЭА, 2015.
Количество просмотров публикации: Please wait