ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Морозова Елена Яковлевна
Санкт- Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
В статье рассмотрены ключевые подходы современной теории и практики к организации экономического анализа, выделены особенности развития предприятий сферы услуг на основе использования актуальных данных экономического анализа.

Ключевые слова: экономика и управление народным хозяйством, экономика сферы услуг, экономический анализ


ECONOMIC ANALYSIS AND ITS IMPACT ON THE PERFORMANCE OF THE ENTERPRISES OF SPHERE OF SERVICES

Morozova Elena Yakovlevna
St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Associate Professor of Economics and management

Abstract
The article examines the key approaches of current theory and practice to the organization of economic analysis, the features of development of the enterprises of sphere of services based on the use of relevant economic analysis.

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова Е.Я. Экономический анализ и его влияние на эффективность деятельности предприятий сферы услуг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13451 (дата обращения: 12.03.2024).

На сегодняшний день сфера услуг выступает системообеспечивающим фактором российской экономики и представляет собой самостоятельную, экономически развитую систему предприятий различных отраслей, специализирующихся на предоставлении услуг [3,4,5,6,7].

К специфическим особенностям сферы услуг относятся:

1). Характерные особенности самих видов услуг.

2). Разнообразны не только виды услуг, но и организации, которые могут их оказывать.

3). Услуги оказываются не только специализированными отраслевыми предприятиями сферы обслуживания, но и производственными предприятиями. Оказывать услуги так или иначе приходится каждой компании, работающей в сфере товарно-материальных ценностей. Во многих случаях компания просто не сможет выжить, не окружив себя кольцом дополнительных услуг.

4). Услуги ориентируются как на отдельных потребителей, так и на удовлетворение потребностей фирм и иных организаций.

5). Существует прямая связь между ростом доходов населения и повышением спроса на различные виды услуг.

В индустриально развитых странах мира услуги выступают мерилом цивилизации общества, а их ценовая и количественная доступность – показателем качества жизни. На долю сферы услуг приходится 62-74% мирового ВВП, а также 63-75% общей численности занятых. Развитие данного сектора экономики и спрос на услуги основываются на росте промышленного производства и повышении покупательной способности населения.

Сфера услуг функционирует на стыке производственных и непроизводственных отраслей и неоднородна по своей структуре. Поэтому на сегодняшний день существует проблема обновления структуризации и классификации услуг, уточнения признаков отнесения экономических процессов и отношений к услугам, сервису.

В России под влиянием происходящих в экономике изменений наблюдается увеличение количества предприятий сферы услуг и доли занятости в ней. Однако ее расширение лишь отчасти можно объяснить поступательным развитием, т.к. оно обусловлено сокращением промышленного производства более быстрыми темпами, ростом объемов и удельного веса платных услуг в традиционных «нерыночных» отраслях (образование, здравоохранение, культура и спорт), а также опережающим ростом тарифов (на электроэнергию, тепло, жилищно-коммунальные услуги).

В условиях сложившейся конъюнктуры рынка, под влиянием финансово-экономического кризиса для успешного развития предприятиям сферы услуг следует максимально оперативно получать информацию об экономических результатах их деятельности,  формировать управленческую и финансовую отчетность и подвергать ее тщательному анализу в целях выявления и решения ключевых проблем.

Анализ экономических результатов деятельности предприятия сферы услуг является важнейшим инструментом управления. Без анализа невозможно планирование, бюджетирование, антикризисное управление, реструктуризация, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса и, в целом, обоснованное принятие управленческих решений.

В условиях большого числа работающих предприятий сферы услуг в лучшем положении оказываются те из них, которые работают качественнее, интенсивнее, эффективнее. Кроме того, сегодня, предприятиям необходимо быть уверенными и в своих контрагентах, потенциальных партнерах, и для оценки их экономической состоятельности и платежеспособности также возникает необходимость анализа экономических результатов их деятельности.

Наиболее важными, информативными и обобщенными являются такие финансовые результаты деятельности предприятия, как объем произведенной продукции и оказанных услуг, уровень прибыли и рентабельность. При анализе финансовых результатов следует изучать не только их динамику и структуру, но и факторы, оказавшие наибольшее влияние на произошедшие изменения. Анализ финансовых результатов выстраивается на основе, как абсолютных показателей, так и относительных, в соотношении полученных результатов и понесенных затрат.

Экономическая состоятельность предприятия сферы услуг характеризуется конкретными результатами его деятельности. Основными экономическими результатами деятельности предприятия сферы услуг, являются[1,2]:

- выручка (объем оказанных услуг);

- валовая прибыль;

- чистая прибыль;

- стоимость имущественного комплекса предприятия.

Под результатами финансово-хозяйственной деятельности, таким образом, понимается экономический эффект, абсолютное изменение, которое достигается предприятием по завершении кругооборота его средств.

Таблица 1. Классификация факторов, влияющих на экономические результаты деятельности предприятия

Макросреда

Микросреда

Отраслевые факторы

Внутренние факторы предприятия

Демографические факторы: численность, плотность и состав населения Экономический цикл и его фазы Деловая репутация
Уровень жизни населения и платежеспособного спроса Сложившаяся в отрасли конъюнктура Стоимость имущественного комплекса и его структура
Уровень занятости и безработицы Типы и уровни конкуренции Соотношение собственного и заемного капитала
Степень закредитованности населения и бизнеса Структура и уровень издержек, характерный для отрасли Уровень экономической эффективности использования ресурсов
Показатели ВНП и ВВП Уровень доходности предприятий Качество управления
Отраслевая структура национальной экономики Длительность производственного и финансового цикла Стратегические планы, ожидаемые уровни доходности и дивидендов
Политический климат, курс ЦБ, величина и структура бюджета Уровень занятости и безработицы в отрасли Диверсификация поставщиков и потребителей
Устойчивость национальной валюты Уровень спроса на различные виды услуг Объем и структура оказываемых услуг
Темпы инфляции Особенности ценообразования Ценовая политика
Налоговая политика Уровень льгот и государственной поддержки отрасли Наличие потребности в квалифицированных кадрах
Правовое регулирование Барьеры для входа в отрасль Уровень текучести персонала
Колебания делового цикла Доступность кредитования для предприятий отрасли Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета
Социально-культурная политика правительства Привлекательность отрасли для инвесторов Эффективность использования маркетинговых инструментов
Научные достижения, внедрение инновационных разработок Перспективы развития отрасли Особенности территориального размещения

На экономические результаты работы предприятия сферы услуг влияет широкий спектр макро- и микроэкономических факторов, а также внутренних особенностей организации деятельности предприятия, основные из которых представлены в табл.1.

Предприятиям сферы услуг необходимо вести свою деятельность с учетом внешней макросреды, действующей нормативно-правовой базы, сложившейся конъюнктуры рынка и взаимоотношений с контрагентами, и параллельно с этим проводить непрерывный мониторинг внутренней среды, в оперативном режиме иметь доступ ко всем основным финансово-хозяйственным показателям, анализировать их и повышать экономические результаты своей деятельности.

Грамотно проведенный анализ экономических результатов позволяет оценить эффективность деятельности предприятий сферы услуг, выявить проблемные места, разработать мероприятия, направленные на улучшение результативности, и экономически обосновать их.


Библиографический список
  1. Зеленина Н.Л. Трансформация государственной собственности в экономике России//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук МГЭИ, Москва, 2004 -19 с.
  2. Ляпунова Г.П., Попков В.П.Шлафман А.И. Методы оценки и принятия коммерческих решений: учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 179 с.
  3. Мотышина М.С. Развитие сферы услуг в России в условиях экономического кризиса//Маркетинг услуг. -2010. -№2. -С. 86-95.
  4. Фабричнова Т.Г. Развитие экономики Российской Федерации в условиях глобального финан-сового кризиса//Мир экономики и права -2009 -;2-с. 24-29.
  5. Шлафман А.И. Признаки предпринимательских объединений//Известия Иркутской государственной экономической академии, №2 2010. – С. 8-12.
  6. Шлафман, А.И. Законодательное регулирование предпринимательства. Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности/А.И. Шлафман//Российское предпринимательство. -2009. -№ 1. -C. 25-29.
  7. Шлафман А.И. Роль окрытых инноваций для развития предприятий сфер услуг // Экономика и предпринимательство № 10-1 (75-1) 2016 г. – с.1180-1182.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: