На сегодняшний день сфера услуг выступает системообеспечивающим фактором российской экономики и представляет собой самостоятельную, экономически развитую систему предприятий различных отраслей, специализирующихся на предоставлении услуг [3,4,5,6,7].
К специфическим особенностям сферы услуг относятся:
1). Характерные особенности самих видов услуг.
2). Разнообразны не только виды услуг, но и организации, которые могут их оказывать.
3). Услуги оказываются не только специализированными отраслевыми предприятиями сферы обслуживания, но и производственными предприятиями. Оказывать услуги так или иначе приходится каждой компании, работающей в сфере товарно-материальных ценностей. Во многих случаях компания просто не сможет выжить, не окружив себя кольцом дополнительных услуг.
4). Услуги ориентируются как на отдельных потребителей, так и на удовлетворение потребностей фирм и иных организаций.
5). Существует прямая связь между ростом доходов населения и повышением спроса на различные виды услуг.
В индустриально развитых странах мира услуги выступают мерилом цивилизации общества, а их ценовая и количественная доступность – показателем качества жизни. На долю сферы услуг приходится 62-74% мирового ВВП, а также 63-75% общей численности занятых. Развитие данного сектора экономики и спрос на услуги основываются на росте промышленного производства и повышении покупательной способности населения.
Сфера услуг функционирует на стыке производственных и непроизводственных отраслей и неоднородна по своей структуре. Поэтому на сегодняшний день существует проблема обновления структуризации и классификации услуг, уточнения признаков отнесения экономических процессов и отношений к услугам, сервису.
В России под влиянием происходящих в экономике изменений наблюдается увеличение количества предприятий сферы услуг и доли занятости в ней. Однако ее расширение лишь отчасти можно объяснить поступательным развитием, т.к. оно обусловлено сокращением промышленного производства более быстрыми темпами, ростом объемов и удельного веса платных услуг в традиционных «нерыночных» отраслях (образование, здравоохранение, культура и спорт), а также опережающим ростом тарифов (на электроэнергию, тепло, жилищно-коммунальные услуги).
В условиях сложившейся конъюнктуры рынка, под влиянием финансово-экономического кризиса для успешного развития предприятиям сферы услуг следует максимально оперативно получать информацию об экономических результатах их деятельности, формировать управленческую и финансовую отчетность и подвергать ее тщательному анализу в целях выявления и решения ключевых проблем.
Анализ экономических результатов деятельности предприятия сферы услуг является важнейшим инструментом управления. Без анализа невозможно планирование, бюджетирование, антикризисное управление, реструктуризация, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса и, в целом, обоснованное принятие управленческих решений.
В условиях большого числа работающих предприятий сферы услуг в лучшем положении оказываются те из них, которые работают качественнее, интенсивнее, эффективнее. Кроме того, сегодня, предприятиям необходимо быть уверенными и в своих контрагентах, потенциальных партнерах, и для оценки их экономической состоятельности и платежеспособности также возникает необходимость анализа экономических результатов их деятельности.
Наиболее важными, информативными и обобщенными являются такие финансовые результаты деятельности предприятия, как объем произведенной продукции и оказанных услуг, уровень прибыли и рентабельность. При анализе финансовых результатов следует изучать не только их динамику и структуру, но и факторы, оказавшие наибольшее влияние на произошедшие изменения. Анализ финансовых результатов выстраивается на основе, как абсолютных показателей, так и относительных, в соотношении полученных результатов и понесенных затрат.
Экономическая состоятельность предприятия сферы услуг характеризуется конкретными результатами его деятельности. Основными экономическими результатами деятельности предприятия сферы услуг, являются[1,2]:
- выручка (объем оказанных услуг);
- валовая прибыль;
- чистая прибыль;
- стоимость имущественного комплекса предприятия.
Под результатами финансово-хозяйственной деятельности, таким образом, понимается экономический эффект, абсолютное изменение, которое достигается предприятием по завершении кругооборота его средств.
Таблица 1. Классификация факторов, влияющих на экономические результаты деятельности предприятия
Макросреда |
Микросреда |
|
Отраслевые факторы |
Внутренние факторы предприятия |
|
Демографические факторы: численность, плотность и состав населения | Экономический цикл и его фазы | Деловая репутация |
Уровень жизни населения и платежеспособного спроса | Сложившаяся в отрасли конъюнктура | Стоимость имущественного комплекса и его структура |
Уровень занятости и безработицы | Типы и уровни конкуренции | Соотношение собственного и заемного капитала |
Степень закредитованности населения и бизнеса | Структура и уровень издержек, характерный для отрасли | Уровень экономической эффективности использования ресурсов |
Показатели ВНП и ВВП | Уровень доходности предприятий | Качество управления |
Отраслевая структура национальной экономики | Длительность производственного и финансового цикла | Стратегические планы, ожидаемые уровни доходности и дивидендов |
Политический климат, курс ЦБ, величина и структура бюджета | Уровень занятости и безработицы в отрасли | Диверсификация поставщиков и потребителей |
Устойчивость национальной валюты | Уровень спроса на различные виды услуг | Объем и структура оказываемых услуг |
Темпы инфляции | Особенности ценообразования | Ценовая политика |
Налоговая политика | Уровень льгот и государственной поддержки отрасли | Наличие потребности в квалифицированных кадрах |
Правовое регулирование | Барьеры для входа в отрасль | Уровень текучести персонала |
Колебания делового цикла | Доступность кредитования для предприятий отрасли | Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета |
Социально-культурная политика правительства | Привлекательность отрасли для инвесторов | Эффективность использования маркетинговых инструментов |
Научные достижения, внедрение инновационных разработок | Перспективы развития отрасли | Особенности территориального размещения |
На экономические результаты работы предприятия сферы услуг влияет широкий спектр макро- и микроэкономических факторов, а также внутренних особенностей организации деятельности предприятия, основные из которых представлены в табл.1.
Предприятиям сферы услуг необходимо вести свою деятельность с учетом внешней макросреды, действующей нормативно-правовой базы, сложившейся конъюнктуры рынка и взаимоотношений с контрагентами, и параллельно с этим проводить непрерывный мониторинг внутренней среды, в оперативном режиме иметь доступ ко всем основным финансово-хозяйственным показателям, анализировать их и повышать экономические результаты своей деятельности.
Грамотно проведенный анализ экономических результатов позволяет оценить эффективность деятельности предприятий сферы услуг, выявить проблемные места, разработать мероприятия, направленные на улучшение результативности, и экономически обосновать их.
Библиографический список
- Зеленина Н.Л. Трансформация государственной собственности в экономике России//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук МГЭИ, Москва, 2004 -19 с.
- Ляпунова Г.П., Попков В.П., Шлафман А.И. Методы оценки и принятия коммерческих решений: учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 179 с.
- Мотышина М.С. Развитие сферы услуг в России в условиях экономического кризиса//Маркетинг услуг. -2010. -№2. -С. 86-95.
- Фабричнова Т.Г. Развитие экономики Российской Федерации в условиях глобального финан-сового кризиса//Мир экономики и права -2009 -;2-с. 24-29.
- Шлафман А.И. Признаки предпринимательских объединений//Известия Иркутской государственной экономической академии, №2 2010. – С. 8-12.
- Шлафман, А.И. Законодательное регулирование предпринимательства. Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности/А.И. Шлафман//Российское предпринимательство. -2009. -№ 1. -C. 25-29.
- Шлафман А.И. Роль окрытых инноваций для развития предприятий сфер услуг // Экономика и предпринимательство № 10-1 (75-1) 2016 г. – с.1180-1182.