Бухгалтерский учет на малом предприятии организуется согласно действующим в настоящее время требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, в соответствии со своей структурой, принадлежностью к определенной отрасли и другими особенностями деятельности [9].
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии, являющаяся системой определенных условий и элементов построения учетного процесса, предусматривает самостоятельное определение формы, методов бухгалтерского учета и технологии обработки учетной информации, а также разработку системы внутреннего учета и контроля при соблюдении общих методологических принципов учета, направленную на достижение максимальных финансовых результатов [6].
Ведение бухгалтерского и налогового учета на малом предприятии обычно возлагается на бухгалтерию, в которой согласно штатному расписанию предусмотрена работа определенного количества штатных единиц.
Бухгалтерия малого предприятия может быть отдельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, находящимся в непосредственном подчинении у директора организации. Все работники бухгалтерии наделены определенными правами и обязанностями по выполнению трудовой и служебной дисциплины, а также несут ответственность за неправильное отражение информации в учете [8].
Каждый сотрудник бухгалтерии выполняет свои обязанности на основании локального акта малого предприятия – Положения о бухгалтерии и соответствующих должностных инструкций. Главный бухгалтер обязан формировать учетную политику, выбирать методы и формы бухгалтерского учета, разработать оптимальную схему документооборота, контролировать деятельность бухгалтеров и работу бухгалтерии в целом, составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Старшим (ведущим) бухгалтером организуется бухгалтерский учет и ведется работа по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины. Бухгалтер-кассир обязан вести учет кассовых операций по приходу и расходу денежных средств, расчетов с подотчетными лицами и с банками по расчетным счетам. Бухгалтером ведется учет расчетов по оплате труда и удержаний из заработной платы, расчетов с внебюджетными фондами, расчетов по поступлению товарно-материальных ценностей и др. Каждым сотрудником бухгалтерии могут выполняться отдельные служебные поручения руководства и другие обязанности [5].
Для организаций малого предпринимательства Министерством финансов РФ рекомендовано применение простой формы бухгалтерского учета (рис. 1), при использовании которой ведется регистр под названием «Книга учета доходов и расходов», которая должна быть зарегистрирована в налоговой службе.
Рис. 1 – Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии
Книга учета доходов и расходов может вестись с использованием, как бумажных носителей, так и с применением электронных средств, причем при ведении ее в электронном виде субъект малого предпринимательства обязан по окончании отчетного (налогового) периода вывести книгу на бумажные носители [4].
Согласно учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом директора, на малом предприятии, как правило применяют упрощенную систему налогообложения и ведут Книгу учета доходов и расходов автоматизированно с использованием типовой версии «1С: Упрощенная система налогообложения» [1]. Записи в книге производятся на основании первичных документов в хронологической последовательности по каждой хозяйственной операции (рис.2), следовательно, важным элементом является контроль правильности оформления первичных документов.
Рис. 2 – Типовая организация документооборота на малом предприятии
Для контроля правильности оформления и представления первичных документов на малом предприятии должен быть разработан график документооборота. Организация рационального документооборота и выполнение графика, способствует улучшению контроля со стороны бухгалтерии и повышает эффективность всей учетной работы малого предприятия [2].
Применяя упрощенную систему налогообложения, предприятие малого бизнеса освобождается от обязанности по уплате некоторых налогов (налога на прибыль организации, налога на имущество организации и налога на добавленную стоимость), вместо которых уплачивает единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения [7]. На малом предприятии могут применять объект налогообложения:
- в виде разницы между доходами и расходами организации, налоговая ставка для которого составляет 15%;
- доход малого предприятия, налоговая ставка для которого 6%.
Не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом года малое предприятие подает в налоговую инспекцию соответствующую налоговую декларацию.
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на малом предприятии является завершающим этапом учетного процесса. Она составляется по упрощенному варианту и состоит из:
– бухгалтерского баланса;
– отчета о финансовых результатах.
Отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу на малом предприятии не составляются [3] .
Таким образом, принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии не отличаются от принципов построения такой системы в крупных компаниях, однако алгоритм ее организации значительно упрощен. На него оказывают значительное влияние количество осуществляемых малым предприятием хозяйственных операций, вид деятельности, объем учетно-аналитической работы, выбор общей или упрощенной системы бухгалтерского учета, использование общей системы налогообложения или переход на определенный специальный налоговый режим и ряд других факторов.
Библиографический список
- Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Роль информационных технологий в построении учетно-аналитической системы предприятия // Бюллетень науки и практики. 2016. № 5 (6). С. 116-121.
- Gudkova O., Ermakova L. The main stages in the selection of the software product В сборнике: Theoretical and practical issues of ensuring the economic interests of the modern innovative society 2nd edition. Science editor: A. Burkov.San Francisco,California,USA, 2014. С. 53-60.
- Дворецкая Ю.А. Подготовка бухгалтерской (финансовой) отчетности: анализ основных изменений // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – №12. – С. 163-167
- Дедова О.В. Принципы формирования и учета финансовых результатов // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. С. 97-102.
- Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации о затратах на производство, калькулирование себестоимости продукции хлебопечения в системе управленческого учета – Брянск: Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, 2009. – 308 с.
- Ковалева Н.Н. Признание дохода по российским и международным стандартам учета // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – №3. – С. 202-204
- Кузнецова О.Н. Оптимизация модели налогообложения субъектов малого бизнеса как фактор развития региональной экономики (на примере микро- и малых предприятий Брянской области): монография / О. Н. Кузнецова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Брянский гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского, социально-экономический ин-т. – Брянск. – 2012. – 155 с.
- Мельгуй А.Э., Катков Ю.Н., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А., Шварц М.Р. Бухгалтерский учет и анализ. Учебное пособие / Под научной редакцией А.Э. Мельгуй – Брянск: ООО «Ладомир», 2012. – 339 с.
- Учетно-контрольные системы и бизнес-аналитика в инновационном развитии организаций: модели, схемы и способы практической реализации / Катков Ю.Н., Ковалева Н.Н., Мельгуй А.Э., Дворецкая Ю.А., Дедова О.В., Куликова Г.А., Каткова Е.А., Калиничева В.Н., Кузнецова О.Н., Ложкина С.Л., Ермакова Л.В., Ермашкевич Н.И., Афонченко (Никитина) С.В., Щеликова Н.Ю. / Монография. Под научной редакцией Ю. Н. Каткова, Н.Н. Ковалевой. – Брянск: – 2015.