В зависимости от приоритетов научно-технологического, социально-экономического развития, а также уровня развития экономики региона в целом и отдельных отраслей, многие региональные органы власти применяют меры стимулирования, которые в рамках реализации стратегии импортозамещения в большей степени предполагают стимулирование притока инвестиций в наукоемкое производство, развитие частного сектора как двигателя инноваций, сетевое взаимодействие организаций науки и производственных предприятий. Одной из стратегий развития региональных территориально-отраслевых комплексов является стратегия импортозамещения, направленная на воспроизводство собственного промышленного потенциала, обновления материально-технической базы промышленности в регионе.
Основной целью данной статьи является комплексный анализ, проектов и программ социально-экономической политики в регионах Юга России, с целью дальнейшего анализа и прогнозирования трендов социально-экономического развития территорий, отраслей, производственных комплексов. Выявление сильных и слабых сторон в программах и стратегиях территориально-отраслевого планирования обеспечивает процесс перспективной корректировки институциональных и организационных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и власти, решения ключевых проблем социально- экономической безопасности территорий ЮФО в условиях эффективного развития территориально-отраслевых комплексов.
Анализ имеющихся стратегий и программ территориально-отраслевого планирования, а также мероприятий, направленных на достижение стратегии импортозамещения, разрабатываемых и используемых в рамках социально-экономического и научно-технологического развития регионов ЮФО свидетельствует о наличии определенных структурных перекосов, которые не способствуют достижению заявленных целей развития. Так основным недостатком разрабатываемых программ и стратегий является их ориентация на очень широкий спектр отраслей экономики в условиях ограниченности инвестиционного ресурса. Разрабатываемые дорожные карты построены без учета критических факторов, составляющих угрозу успешной реализации программ и проектов. Необходимо отметить, что в условиях глобальной конкуренции целесообразным является такой подход к социально-экономическому и научно-технологическому развитию, который будет способствовать в первую очередь максимальной концентрации потенциала отдельных территорий в тех направлениях экономической деятельности, по которым территория обладает сравнительными преимуществами. Реализация стратегий экономического и технологического развития территорий на основе такого подхода позволит в дальнейшем осуществить диверсификацию направлений экономической деятельности за счет формирования устойчивой сети предприятий, охватывающей не только территорию одного региона, но и формировать межрегиональные сетевые структуры, обеспечивающие комплексное развитие территории за счет расширенного воспроизводства социально-экономического и научно-технологического потенциала.
Необходимо отметить, что в последнее время в отечественной практике реализация стратегии импортозамещения осуществляется за счет формирования сети индустриальных парков, инновационно-технологических кластеров, формирования сети инновационных предприятий, а также выявления потенциальных предприятий стратегии импортозамещения. Данные институциональные формы развития сетевого взаимодействия научных организаций и предприятий реального сектора экономики также активно используются в системе территориально-отраслевого планирования регионов Юга России.
Основной функцией создаваемых институтов развития является обеспечение сетевого взаимодействия научных центров и производственных предприятий. За счет конвергенции науки и производства на определенных территориальных образованиях планируется достижение целей стратегического развития, то есть восстановление промышленности на качественно новой основе научно-технического прогресса. Формируемые в рамках территориально-отраслевого планирования кластеры и индустриальные парки в регионах Юга России должны будут обеспечить достижение целей социально-экономического и научно-технологического развития.
Также необходимо отметить, что при реализации стратегических направлений развития, в том числе реализации стратегии импортозамещения в первую очередь необходим комплекс государственных мер, направленных на стимулирование высокотехнологичных предприятий промышленного сектора при помощи прямых и косвенных методов регулирования, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и финансовой системы. Именно технологическое развитие экономики региона является базовым условием повышения уровня социально-экономического развития. Такая зависимость определяется тем, что рост конкурентоспособных на мировом уровне отраслей обеспечивает повышение производительности труда, рост доли высококвалифицированных работников в структуре трудоспособного населения, что в свою очередь приводит к росту доходов населения, повышению уровня благосостояния населения.
В рамках разработки предложений по формированию эффективной системы территориально-отраслевого планирования в условиях реализации стратегии импортозамещения необходимы меры по совершенствованию социально-экономической и научно-технологической политики в регионах Юга России, основными направлениями которой должны стать следующие:
- развитие инновационного потенциала территориально-отраслевого комплекса
- максимальная концентрация экономического пространства
- формирование сетевых форм организации науки и производства.
Достижению данных условий способствует формирование инновационно-технологических кластеров на территории отдельных регионов. Именно кластер является эффективным механизмом социально-экономического и научно-технологического развития отдельных территорий и экономики в целом в условиях глобальной конкуренции. Кластер представляет новую организационную форму, которая предназначена для повышения конкурентоспособности региона. Объединяясь в кластер предприятия могут снизить инвестиционные затраты и облегчить процесс поиска узкоспециализированных специалистов, а также получить доступ к новым технологиям, методам управления, базе поставщиков и покупателей. Общепризнанным считается положение о том, что предприятия, входящие в структуру регионального кластера имеют более высокие экономические показатели.
Библиографический список
- Антоненко И.В. Стратегии реализации инновационного потенциала регионов Южного федерального округа [Текст] / И.В. Антоненко // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 22 (205). — С. 6—10
- Боровская М.А. Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Федотова А.Ю. Выявление перспективных направлений кластерных образований// Региональная экономика: теория и практика 2015. № 35 (410) С. 2-16
- Официальный сайт Правительства Ростовской область — http://www.donland.ru.
- Постановление от 25.09.2013 № 599, в редакции постановлений Правительства Ростовской области от 19.12.2013 № 783, от 16.01.2014 № 34, от 06.03.2014 № 155, от 10.07.2014 № 490, от 25.09.2014 № 653, от 27.11.2014 № 788, от 16.01.2015 № 24 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика»
- Постановление от 31.07.2013 № 474 в редакции постановлений Правительства Ростовской области от 23.12.2013 № 799, от 28.05.2014 № 397, от 23.10.2014 № 715 «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года»
- Развадовская Ю.В., Бечвая М.Р. Разработка мер по повышению устойчивости региональных бюджетов в условиях неравномерности социально-экономического развития// Инженерный вестник дона. № 4. 2013г.
- Степченко Н.А. Южный федеральный округ как субъект международной торговли: состояние и перспективы развития в ВТО // Вестник ВГУ. Серия 3, Экономика, Экология 2013. №1 (22). С.115-122.
- Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования // Регион: экономика и социология. – 2011. – № 2.