В Росси за последние 20 лет сложилась сеть высшего образования, значительную часть которой составляют филиалы государственных вузов и коммерческие организации, предоставляющие образовательные услуги низкого качества.
Сегодня в мире насчитывается более 19 тысяч высших учебных заведений. За последний век, несмотря на две мировые войны, множество глубоких экономических кризисов (30-е годы, 70-е годы, 00-е годы) и волну технологических инноваций (радио, телевидение, интернет), которые стоило рассматривать как угрозу традиционному образованию, количество ВУЗов увеличивалось по экспоненте. С одной стороны, такое увеличение отвечало массовому спросу на образование со стороны растущего «среднего класса», с другой, – усиливало конкуренцию между учебными заведениями за лучшие «кадры» и ограниченные финансовые ресурсы домохозяйств, компаний и правительств.
Стремительные изменения на рынке, существенные технологические сдвиги во многих видах деятельности и объективно существующая инертность существующих образовательных технологий, которая не успевает за производственными процессами и изменением предпочтений потребителей, привели к системной проблеме многих стран – уровень подготовки специалистов не соответствует требованиям работодателей. Что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат на дополнительные курсы, переучивание и доучивание специалистов. К тому же, актуальными проблемами являются: неэффективное использование бюджетных средств и низкое качество образования и подготовки научно-технических кадров. Вследствие этого, по ряду причин, в настоящее время, задача совершенствования образовательных технологий является актуальной и первостепенной для большинства стран.
По нашему мнению, модернизация и оптимизация высшего профессионального образования требует серьезных и глубоких изменений образовательного процесса. Так как, это очень важный процесс, который, с одной стороны, призван решить противоречия между образованием и работодателями, а с другой, увеличить эффективность путем должной подготовки высококвалифицированных специализированных кадров [5].
Сегодня, в России, вопросы получения качественного и конкурентоспособного высшего профессионального образования являются актуальными и приоритетными в целях дальнейшего эффективного развития и функционирования страны в целом.
По нашему мнению, главнейшая задача модернизации высшего профессионального образования – это формирование оптимальной эффективной стратегии повышения качества образовательных услуг, предоставляемых вузами.
Во-первых, она должна включать в себя анализ внешних и внутренних условий, изучение закономерностей развития образования, прогнозирование возможных вариантов, разработку методов, распределение задач, определение организационных форм, способствующих успешному достижению поставленных целей.
Во-вторых, стратегия обязательно предполагает активные, долгосрочные, корректируемые, в случае надобности, действия руководства, которые обеспечивают достижение целей, выполнение миссии и поэтапное эффективное решение задач учреждения [2].
Должная эффективная стратегия повышения качества образования – это основополагающий ключевой элемент государственной политики, к тому же, она выступает в качестве важнейшего элемента для формирования человеческого капитала страны.
Высшие учебные заведения для адаптации, совершенствования и, в конце концов, выживания в современных условиях должны постоянно и непрерывно контролировать свое положение на рынке образовательных услуг, и, помимо этого, пользоваться методами прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные сценарии своего поведения в зависимости от изменения окружающей среды. В общем счете, активно использовать стратегические подходы к регулированию своей производственно-хозяйственной деятельности на рынке [2].
Существуют четыре основные стратегии повышения качества образовательных услуг (Таблица 1).
Таблица 1 – Стратегии повышения качества образования
Стратегия |
Суть стратегии |
|
1.Стратегия дифференциальных преимуществ | Сутью является придание образовательным услугам определенных качеств, сложно поддающихся для конкурентов повторению. К таким качествам следует отнести: высокий уровень предоставляемых образовательных услуг; создание требующегося методического обеспечения учебного процесса; применение современных образовательных и информационных технологий и прочее. | |
2.Стратегия адаптации | Она заключается в том, что при создании потребительских ценностей вузы и другие учебные заведения должны ориентироваться на потребности своей целевой аудитории, своевременно реагировать на изменения данных потребностей, создавая при этом новейшие научные и образовательные стандарты и направления деятельности. | |
3.Стратегия мотивации | Предполагает, что исключительным ресурсом университета являются его преподаватели и исследовательские группы. Создание потребительских ценностей должно быть полностью основано на оптимальном использовании их потенциала. | |
4.Управленческая стратегия | Такая стратегия подразумевает сочетание первых трех стратегий. Часто встречаемым и наиболее используемым является сочетание стратегии дифференциальных преимуществ и адаптивной стратегии. | |
По-нашему мнению, на сегодняшний момент времени, все вышеперечисленные стратегии уже изжили себя и перестали удовлетворять современным запросам окружающей среды. Для формирования новой эффективной стратегии повышения качества предоставляемых образовательных услуг нами предлагается стратегия развития интеграции науки и образования. Проблема интеграции образования и науки не является новой, так как она акцентирует внимание на пути, которому следует весь мир.
Создание устойчивых эффективных взаимосвязей между образовательной и научной средой в первую очередь базируется на проектном функционировании управления. Среди главных факторов, которые препятствуют и затрудняют развитие интеграционного процесса в целом, можно отметить отсутствие четкой проработанной системы целей и задач и недофинансирование вузов [3].
Далее представим формы предлагаемой стратегии интеграции образования и науки (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Формы предлагаемой стратегии
Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут носить программный, институциональный либо кластерный характер. Вместе с этим главнейшее исходное требование абсолютно ко всем формам интеграционных структур – высокий уровень научных исследований, разработок и образовательной деятельности [4].
В качестве перспективной формы интеграции научной и образовательной деятельности могут быть рассмотрены федеральные исследовательские университеты и интегрированные научно-образовательные центры.
Институциональной базой интеграции могут стать крупные научно-образовательные центры и исследовательские университеты. Результаты интеграции не заставят долго себя ждать, и ими станут: преодоление негативных тенденций образования и синергетические эффекты положительных изменений, как в системе образования, так и в системе науки [1].
На наш взгляд, такая интеграция способна в корне улучшить положение дел (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты интеграции
На рисунке 3 представлена взаимосвязь «образование – наука – промышленность», которая, по нашему мнению, необходима в основе формирования любой эффективной стратегии повышения качества образования. Данная взаимосвязь направлена на реализацию инновационного развития вуза не только в области образовательной сферы и научных исследований, но и в сфере глобального сотрудничества с бизнесом и работодателями.
Рисунок 3 – Взаимосвязь системы «образование – наука – бизнес (различные работодатели)»
Таким образом, нами предложена стратегия интеграции образования науки, которая способна изменить и оптимизировать высшее профессиональное образование.
На основе вышесказанного можно судить о том, что сейчас проблема обеспечения нового качественного и конкурентоспособного образования в России является важнейшей и актуальной для успешного развития страны в целом. Следует нацелить большое количество ресурсов для преодоления данной проблемы, тогда отечественное образование может выйти на новый уровень, привлекательный для работодателей и бизнеса.
Библиографический список
- Княгинин, В. Н. «Реформа профессионального образования в современной России» [Текст] / В. Н. Княгинин // СПб.: Политехн. – 2013.
- Ливанов, Д. В. Ставка на новое содержание [Текст] / Д. В. Ливанов, А. Е. Волков // Ведомости. – 2012.
- Мау, В. А. Как модернизировать образование [Текст] / В. А. Мау // Ведомости. – 2012. – №3148.
- Фрумин, И. Д. Свергать авторитеты не так уж плохо [Текст] / И. Д. Фримин // Ведомости. – 2012.
- Измалкова С.А., Тронина И.А., Татенко Г.И. Стратегический менеджмент и маркетинг/ учебное пособие. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011. – 325 с.