В условиях высокой конкуренции, динамичности внешней среды и современной экономической ситуации в стране и мире предприятиям просто необходимо использовать различные способы для удержания и занятия более высокой рыночной позиции. Хозяйствующими субъектами могут быть предприняты различные методы по поддержанию своего состояния среди конкурентов, но все же, в современных реалиях, почти все фирмы вынуждены прибегнуть к выпуску инновационной продукции.
Для занятия инновационной деятельностью организации необходимо сформировать, нарастить и развить свой инновационный потенциал, а впоследствии и грамотно управлять им. В результате этих мероприятий формируется инновационная политика, которая позволяет предприятию спрогнозировать динамику экономического роста и уровень его конкурентоспособности в отрасли и мировом хозяйстве.
Определению сути инновационного потенциала посвятили свои труды многие авторы [1,2,3,5]. Проведя анализ работ, можно сказать, что инновационный потенциал (ИП) – это способность аккумулировать и эффективно использовать различные виды ресурсов для достижения заранее установленных целей и масштабов инновационной деятельности. Состав ИП можно представить как совокупность основных и обеспечивающих элементов.
К основным элементам будем относить:
- материально-технические ресурсы (современные производственные фонды и технологии предприятия);
- трудовые ресурсы (персонал, занятый в инновационной деятельности и имеющий специальное образование и опыт);
- организационно-управленческие ресурсы (форма собственности предприятия, его величина, отраслевая принадлежность и т.д.).
Обеспечивающие элементы представлены двумя составляющими:
- финансовыми ресурсами;
- информационные ресурсы (знания и умения, которые были накоплены предприятием в результате его инновационной деятельности).
Формированием этих элементов и занимается предприятие, чтобы придти к поставленным инновационным целям.
Под формирование инновационного потенциала предприятия понимают комплекс мероприятий по планированию и приобретению ресурсов необходимых для достижения инновационных целей. Формирование ИП начинается с момента создания организации и повторяется в случаях изменения структуры предприятия и его внутренних связей, например реорганизация предприятия.
В самом начале своей работы руководство предприятия должно учесть условия формирования инновационного потенциала [4]:
- инновационная направленность государственной политики;
- поддержка инновационного предпринимательства;
- достаточное количество ресурсов для осуществления инновационной деятельности;
- осознание предприятием необходимости инновационного развития для повышения своих конкурентных позиций на отечественном и зарубежных рынках;
- нормативно-правовая база, направленная на поддержку предприятий, занятых в инновационной деятельности.
После анализа этих условий можно приступать к формированию ИП.
Мероприятия по формированию инновационного потенциала оформляются в виде инновационного проекта, этапы которого выполняются последовательно, с решением характерных для них задач (рис.1) [3].
Планирование при формировании ИП является основным этапом в процессе реализации всего инновационного проекта. План формирования ИП содержит детально разработанный перечень мероприятий по времени, ресурсам и исполнителям, направленный на достижение поставленных целей, основой для его написания может служить структура декомпозиции задач (рис.2) [3]. Выполняя этот этап, менеджеру крайне важно с высокой степенью точности определить потребность в ресурсах, необходимых для достижения инновационных целей, учитывая различные внешние и внутренние факторы.
При формировании ИП используются методы календарного и сетевого планирования, структурное и ресурсное планирование, имитационное моделирование. Все вышеперечисленные методы позволяют: определить и обосновать цели формирования инновационного потенциала; объемы и источники финансирования; сроки выполнения работ с графиком его реализации, необходимыми ресурсами и исполнителями; производить контроль и рассчитать бюджет проекта и риски по нему.
Эффективное формирование инновационного потенциала предприятия зависит от следующих параметров[5]:
- Состояние научной базы технических собственных и приобретенных разработок и изобретений (возможность приобретение прав на использование разработок, проведение и заказ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
- Состояние инфраструктурных возможностей предприятия;
- Влияние внешних и внутренних факторов на успешное осуществление инновационного цикла;
- Степень принятия персоналом вводимых новшеств.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать о том, что процесс формирования инновационного потенциала необходимо проводить на каждом предприятии, т.к. от состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии фирмы. Мероприятия по формирования ИП позволяют организации правильно оценить текущую ситуацию и свои конкурентные преимущества.
Рисунок 1. Этапы формирования инновационного потенциала.
Рисунок 2. Структура декомпозиции задач по формированию ИП.
Библиографический список
- Васюхин О.В., Павлова Е.А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. –М.: Академия Естествознания, 2010.-176с.
- Васюхин О.В., Павлова Е.А. Анализ существующих подходов к организации инновационной деятельности на предприятиях// Международный журнал экспериментального образования – 2010. – №11. – С.215-218
- Незнамова Л.А. Методы формирования и развития инновационного потенциала промышленных предприятий малого бизнеса: Автореф. дис. на сосискание уч. степени канд. эк. наук. — Санкт – Петербург, 2006. — 20 с.
- Смольянинов К.В. Факторы и условия формирования и развития инновационного потенциала промышленных предприятий// Научно – аналитический журнал «Инновации и инвестиции» – 2013. – №3. –С.24-26
- Ульянов О.В. Системный подход формированию инновационного потенциала предприятия// Актуальные вопросы экономических наук – 2011. – №21-1. –С.157-164