Научный руководитель: Морковкин Д.Е., к.э.н., доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование»
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Политика государства – многоуровневый механизм, связавший между собой не один вид государственного регулирования. Ни для кого не секрет, что взаимосвязь экономической и социальной политики – один из важнейших показателей эффективного существования государства. Экономическая политика призвана регулировать деятельность граждан той или иной страны для создания конечных благ и услуг и наращения благосостояния населения. Социальная политика регулирует взаимоотношения между людьми по поводу использования материальных и духовных благ и улучшению всесторонних условий жизни населения. Соответственно, конечная точка одной политики является начальным пунктом другой. Исключение из этой цепочки хотя бы одного компонента разрушает целостность системы.
Цель государственной социальной политики в условиях рыночной экономики – создание необходимых условий для обеспечения экономического и иного благосостояния населения– возможность потребления произведенных товаров и услуг, обеспечение социальной справедливости. Достижение поставленной цели – основа эффективного функционирования социально – экономической жизни общества.
Для эффективного выполнения целей социальной политики, при ее разработке следует учитывать следующие принципы [2]:
1) экономическая свобода граждан и признание предпринимательских прав, прав профсоюзов и лиц наемного труда;
2) доверие к регулирующей доле рынка (показателям спроса и предложения, свободное ценообразование и конкуренция, определяющие основополагающее место на рынке);
3) ответственность государства за функционирование рыночного механизма, создание условий для конкуренции и упорядочения экономической и социальной сторон жизни общества;
4) соблюдение баланса между работающим и неработающим населением;
Об эффективном проведении социальной политики государства сигнализируют следующие показатели:
- Ø рост величины доходов населения в соответствии с его затратами и располагаемым капиталом;
- Ø наличие социальной ответственности всех членов общества переддруг другом и перед государством;
- Ø создание и функционирование механизмов социальной защиты населения.
Стратегическое планирование социальной политики Российской Федерации определяются высшими исполнительными органами страны: президентом и правительством.
Социальная политика должна быть направлена на достижение следующих стратегических целей [2]:
1) улучшение условий жизни населения и их материального положения;
2) снижение уровня безработицы, повышение конкурентоспособности кадров;
3) обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в сферах труда, культуры, социальной защиты населения, охраны здоровья, образования;
4) обеспечение населения жильем;
5) направленность социальной политики на активное воспроизводство населения, снижение показателя старения населения, снижение смертности;
6) предоставление социальных гарантий.
При этом условиями достижения поставленных целей будут выступать [3]:
1) повышение стимулов развития производства;
2) повышение роли доходов от трудовой деятельности, как единственного источника получения дохода;
3) введение эффективного механизма контроля за реальными доходами и, как следствие, справедливое распределение доходов;
4) стимулирование инвестирования социально значимых программ направленных на улучшения жилищных условий, медицинское обслуживание и образование, увеличение объемов кредитования;
5) максимизациия занятости населения;
6) адресность социальной поддержки населения методом учета материального положения и путем рассмотрения заявок;
7) повышение уровня жизни семей, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей;
8) обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной инфраструктуры.
Экономически данные цели и стратегии социальной политики должны быть основаны на ежегодном росте ВВП и инвестиций в основной капитал, наращивании объёмов производства в системно значимых отраслях национальной экономики, снижении темпов инфляции и предотвращении дефицита государственного бюджета и укреплениинациональной валюты, увеличении доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в потребляемом ВВП.
Библиографический список
- Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34924.html
- Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование:учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова. – М.: Финансовый университет, 2011. – 178 с.
- Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2011. – 604 с.
- Алексеев А.В. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития // Вестник АКСОР. – 2014. – № 4. – С. 190-193.
- Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: Монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.
- Гатиатуллина Э.Р., Тайсаев Д.М. Механизм демаргинализация в современных социально-экономических условиях // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 1. – С. 68-75.
- Дохолян С.Б. Социально-экологическая ответственностьроссийских и западных компаний // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3 (53). – С. 83-86.
- Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 131-138.
- Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.
- Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2011. – № 1. – С. 48-53.
- Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. – 162 с.
- Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.
- Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.
- Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.
- Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г.Санкт-Петербург, 2016. – С. 32-34.
- Незамайкин В.Н. Роль природных ресурсов в стратегии развития России //Финансы и кредит. – 2005. – № 8 (176). – С. 42-52.
- Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник/ В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.
- Никонорова А.В. Устойчивое развитие экономических субъектов как результат реализации ответственной социальной политики//Проблемы устойчивого развития российских регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ответственный редактор Л.Н. Руднева. – Тюмень, 2014. -С.114-117.
- Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В./ – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
- Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.
- Сорокин Д.Е. Условия перехода к инновационному типу экономического роста // (МИР) Модернизация. Инновации. Развитие. – 2010. – №2. – С. 26-36.
- Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.
- Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 1 (61). – С. 10.
- Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
- Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.
- Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.
- Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.
- Шумаев В.А., Чернякова Е.В. Развитие теории управления экономики на основе инновационно-логистических подходов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 23-33.
- Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.
- Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123-126.
- Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. – 2007. – № 37 (277). – С. 62-72.
- Ярашева А.В. Инновационный процесс и инновационная стратегия критерия роста экономики // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 52-56.
- Brusov P., Filatova T., Eskindarov M., Orehova N., Brusova A. Influence of debt financing on the effectiveness of the finite duration investment project // Applied Financial Economics. – 2012. – Т. 22. – № 13. –С. 1043-1052.
- Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. – 2016. Т. 6. – № S1. – С. 67-72.