СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Маклакова Юлия Александровна
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
студент кредитно-экономического факультета

Аннотация
Статья направлена на рассмотрение сущности социально- экономического стратегического планирования. Социальная и экономическая политика государства рассматриваются как одни из ключевых составляющих макроэкономического планирования.

Ключевые слова: государственная социальная поддержка, макроэкономическое планирование, социальная инфраструктура, социальная политика, стратегическое планирование, устойчивое социально-экономическое развитие, экономика, экономическая политика


SOCIAL AND ECONOMIC NATURE OF MACRO – ECONOMIC STRATEGIC PLANNING

MaklakovaYulia Alexandrovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student at Faculty of Lending and Economics

Abstract
The article aims to consideration social and economic nature of macro – economic strategic planning. Social and economic policy is analyzed as key component in macro – economic strategic planning.

Keywords: economic policy, economy, macroeconomic planning, social infrastructure, social policy, state social support, strategic planning, sustainable socio-economic development


Библиографическая ссылка на статью:
Маклакова Ю.А. Социально-экономическая природа стратегического макроэкономического планирования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11106 (дата обращения: 24.03.2024).

Научный руководитель: Морковкин Д.Е., к.э.н., доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование»

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Политика государства – многоуровневый механизм, связавший между собой не один вид государственного регулирования. Ни для кого не секрет, что взаимосвязь экономической и социальной политики  – один из важнейших показателей эффективного существования государства. Экономическая политика призвана регулировать деятельность граждан той или иной страны для создания конечных благ и услуг и наращения благосостояния населения. Социальная  политика регулирует взаимоотношения между людьми по поводу использования материальных и духовных благ и улучшению всесторонних условий жизни населения. Соответственно, конечная точка одной политики является начальным пунктом другой. Исключение из этой цепочки хотя бы одного компонента разрушает целостность системы.

Цель государственной социальной политики в условиях рыночной экономики – создание необходимых условий для обеспечения экономического и иного благосостояния населения– возможность потребления произведенных товаров и услуг, обеспечение социальной справедливости. Достижение поставленной цели – основа эффективного функционирования социально – экономической жизни общества.

Для эффективного выполнения целей социальной политики, при ее разработке следует учитывать следующие принципы [2]:

1)    экономическая свобода граждан и признание предпринимательских прав, прав профсоюзов и лиц наемного труда;

2)    доверие к регулирующей доле рынка (показателям спроса и предложения, свободное ценообразование и конкуренция, определяющие основополагающее место на рынке);

3)    ответственность государства за функционирование рыночного механизма, создание условий для конкуренции и упорядочения экономической и социальной сторон жизни общества;

4)    соблюдение баланса между работающим и неработающим населением;

Об эффективном проведении социальной политики государства сигнализируют следующие показатели:

  • Ø рост величины доходов населения в соответствии с его затратами и располагаемым капиталом;
  • Ø наличие социальной ответственности всех членов общества переддруг другом и перед государством;
  • Ø создание и функционирование механизмов социальной защиты населения.

Стратегическое планирование социальной политики Российской Федерации определяются высшими исполнитель­ными органами страны: президентом и правительством.

Социальная политика должна быть направлена на достижение следующих стратегических целей [2]:

1)    улучшение условий жизни населения и их материального положения;

2)    снижение уровня безработицы, повышение конкурентоспособности кадров;

3)    обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в сферах труда, культуры, социальной защиты населения, охраны здоровья, образования;

4)    обеспечение населения жильем;

5)    направленность социальной политики на активное воспроизводство населения, снижение показателя старения населения, снижение смертности;

6)    предоставление социальных гарантий.

При этом условиями достижения поставленных целей будут выступать [3]:

1)    повышение стимулов развития производства;

2)    повышение роли доходов от трудовой деятельности, как единственного источника получения дохода;

3)    введение эффективного механизма контроля за реальными доходами и, как следствие, справедливое распределение доходов;

4)    стимулирование инвестирования социально значимых программ направленных на улучшения жилищных условий, медицинское обслуживание и образование, увеличение объемов кредитования;

5)    максимизациия занятости населения;

6)    адресность социальной поддержки населения методом учета материального положения и путем рассмотрения заявок;

7)    повышение уровня жизни семей, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей;

8)    обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной инфраструктуры.

Экономически данные цели и стратегии социальной политики должны быть основаны на ежегодном росте ВВП и инвестиций в основной капитал, наращивании объёмов производства в системно значимых отраслях национальной экономики, снижении темпов инфляции и предотвращении дефицита государственного бюджета и укреплениинациональной валюты, увеличении доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в потребляемом ВВП.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34924.html
  2. Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование:учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова. – М.: Финансовый университет, 2011. – 178 с.
  3. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2011. – 604 с.
  4. Алексеев А.В. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития // Вестник АКСОР. – 2014. – № 4. – С. 190-193.
  5. Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: Монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.
  6. Гатиатуллина Э.Р., Тайсаев Д.М. Механизм демаргинализация в современных социально-экономических условиях // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 1. – С. 68-75.
  7. Дохолян С.Б. Социально-экологическая ответственностьроссийских и западных компаний // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3 (53). – С. 83-86.
  8. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 131-138.
  9. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.
  10. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2011. – № 1. – С. 48-53.
  11. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. – 162 с.
  12. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.
  13. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.
  14. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.
  15. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г.Санкт-Петербург, 2016. – С. 32-34.
  16. Незамайкин В.Н. Роль природных ресурсов в стратегии развития России //Финансы и кредит. – 2005. – № 8 (176). – С. 42-52.
  17. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник/ В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.
  18. Никонорова А.В. Устойчивое развитие экономических субъектов как результат реализации ответственной социальной политики//Проблемы устойчивого развития российских регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ответственный редактор Л.Н. Руднева. – Тюмень, 2014. -С.114-117.
  19. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В./ – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
  20. Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.
  21. Сорокин Д.Е. Условия перехода к инновационному типу экономического роста // (МИР) Модернизация. Инновации. Развитие. – 2010. – №2. – С. 26-36.
  22. Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.
  23. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 1 (61). – С. 10.
  24. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
  25. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.
  26. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.
  27. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.
  28. Шумаев В.А., Чернякова Е.В. Развитие теории управления экономики на основе инновационно-логистических подходов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 23-33.
  29. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.
  30. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123-126.
  31. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. – 2007. – № 37 (277). – С. 62-72.
  32. Ярашева А.В. Инновационный процесс и инновационная стратегия критерия роста экономики // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 52-56.
  33. Brusov P., Filatova T., Eskindarov M., Orehova N., Brusova A. Influence of debt financing on the effectiveness of the finite duration investment project // Applied Financial Economics. – 2012. – Т. 22. – № 13. –С. 1043-1052.
  34. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. – 2016. Т. 6. – № S1. – С. 67-72.


Все статьи автора «Маклакова Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: