Научный руководитель: Шманёв С.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Макроэкономическое регулирование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Развитию российского фармацевтического рынка отводится особое место в вопросе экономического роста и повышения качества жизни населения.
Активная государственная политика импортозамещения на российском фармацевтическом рынке началась реализоваться с марта 2008 года, когда было издано Поручение Правительства РФ №ВЗ-П12-1366 от 6 марта 2008 года о разработке стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности до 2020 года.
После этого документа был опубликован еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие политики импортозамещения на российском фармацевтическом рынке.
В настоящее время к основным документам, определяющим стратегическое планирование развития фармацевтического рынка в России, относятся:
- Поручение Правительства РФ №ВЗ-П12-1366 от 6 марта 2008 года о разработке стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности до 2020 года;
- Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 19 июня 2008 года № ВП-П12-8пр;
- Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года – утверждена приказом Минпромторга РФ от «23» октября 2009 г. № 956;
- Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 91 от 17 февраля 2011 г.
Более того, на законодательном уровне также были утверждены перечни лекарственных препаратов, в отношении которых проводится целенаправленная политика импортозамещения. К таким нормативно – правовым актам относятся:
- Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2010 г. № 1141-р «Об утверждении перечня стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ для лечения наиболее распространенных заболеваний»;
- Распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2015 года №2724-р. В перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год включены дополнительные препараты, в том числе российского производства.
Государственная политика, проводимая в области развития отечественного фармацевтического рынка, направлена на реализацию концепции изложенной в Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,
ключевыми целями которого выступают обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества и национальной безопасности [1].
С марта 2008 года по настоящее время актуальность развития российского фармацевтического рынка только набирает обороты. На указанную тенденцию значительно повлияли, как внешние факторы (нестабильная геополитическая обстановка, санкции против Российской Федерации, снижение цен на нефть на мировом рынке), так и ситуация внутренней экономической нестабильности (девальвация рубля, снижение темпов роста экономики и покупательной способности россиян). Сложившаяся экономическая ситуация таит в себе как угрозы для развития российского фармацевтического рынка, так и открывает новые возможности для его развития.
Обратимся к анализу текущего состояния и прогнозов развития российского фармацевтического рынка исследований «Deloitte», «RNC Pharma», «IPT Group» и «DSM Group».
В соответствии с данными «DSM Group» и «IPT Group» с 2011 года динамика объема российского фармацевтического рынка характеризуется восходящим трендом (рис. 1). Наибольший прирост объема реализованных лекарственных препаратов был отмечен в 2013году, когда темп прироста составил 13,8% (1046 млрд. рублей) [2].
Рис. 1. Объем фармацевтического рынка России в стоимостном выражении в 2011 – 2015 гг.
В соответствии с данными «DSM Group» с ноября 2014 года по ноябрь 2015 года объем отечественных лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России увеличился на 2% как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Стоит отметить, тот факт, что на импортные лекарства в стоимостном выражении приходится около 73% от общего объема реализации, в то время как в натуральном объеме около 57%. Этот факт указывает на то, что импортные лекарственные препараты в среднем примерно в 1,5 – 2 раза дороже отечественных [3, с. 8].
Результаты исследования «RNC Pharma» свидетельствуют о том, что с 2008 года, то есть с начала активной политики в области стратегического планирования и развития российского фармацевтического рынка в условиях импортозамещения, доля отечественных лекарственных препаратов в стоимостном выражении выросла с 20% до 23% в 2014 году [4, с. 11]. Таким образом, следует констатировать, что проводимая государством политика имеет положительный эффект, но темпы роста доли сбыта российских производителей лекарственных препаратов достаточно медленные.
Рис. 2. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в ноябре 2015 года, в %
Избавление фармацевтического рынка России от импортозависимости и стимулирование экспорта фармацевтической продукции являются основными задачами «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [5]. На сегодняшний день лидерами среди импортеров российской фармацевтической продукции являются: Узбекистан (19%), Украина (15%), Киргизия (6%) и Азербайджан (5%). Не смотря на это, Россия по-прежнему остается страной нетто – импортером фармацевтической продукции.
По мнению представителей фармацевтической отрасли, наибольшее влияние на уменьшение доли импортных лекарств на российском рынке в будущем могут оказать следующие государственные меры [6, c. 19]:
1. Ограничение или запрет на участие в государственных закупках для иностранных производителей (57%);
2. Стимулирование иностранных производителей к переходу на производство полного цикла (56%);
3. Государственная поддержка российских производителей путем предоставления различных льгот и увеличение инвестиций в российские инновационные фармацевтические производства (49%).
Представителями российской фармацевтической отрасли также были выделены сферы государственного регулирования, которые в первую очередь нуждаются в улучшении для реализации эффективной стратегии развития [6, с. 23]:
1. Политика ценообразования лекарственных средств (63%);
2. Государственные закупки (41%);
3. Государственная регистрация лекарственных средств (41%).
Стоит рассмотреть еще один важный аспект результатов внедрения стратегического планирования в фармацевтическую отрасль. Респондентам исследования «Deloitte» был задан вопрос о том, каким образом законодательные изменения в сфере здравоохранения и регулирования фармацевтической деятельности влияют на деятельность фармацевтических компаний. Большинство респондентов (19%) отметили увеличение юридических рисков, далее по степени важности были выделены необходимость изменения модели ведения бизнеса (13%) и увеличение производственных/коммерческих расходов (12%) [6, с. 25].
Если сравнивать развитие российского фармацевтического рынка с другими развитыми государствами, то можно сделать вывод о его скромных размерах и наличии большого количества возможностей для его роста и развития. По данным исследований «IMS Health» и «Economic Intelligence Unit», несмотря на рост объема фармацевтического рынка в Российской Федерации к 2018 году, отставание России от показателей среднедушевого потребления развитых стран будет по – прежнему велико (рис. 3) [7, c. 6; 8, c. 2 - 9].
Рис. 3. Среднедушевое потребление лекарственных средств, долл. США
Что ожидать от российского фармацевтического рынка населению страны в будущем в сложившихся экономических условиях?
В целом, прогнозы благоприятные. Несмотря, на современную экономическую ситуацию на фармацевтическом рынке России сложились устойчивые стратегические ориентиры развития бизнеса. Аналитики выделяют следующие основные стратегии развития российского фармацевтического рынка:
- вывод на российский рынок новых отечественных лекарственных средств;
- строительство новых фармацевтических производств на территории России как за счет отечественных организаций, так и за счет инностранных;
- тенденция создания совместных предприятий с иностранными производителями.
Помимо этого, не стоит забывать, что правильно разработанная стратегия развития фармацевтической отрасли в рамках государственного управления может внести значительный вклад в развитие российского фармацевтического рынка. На взгляд автора, стратегическое планирование в фармацевтической отрасли в первую очередь должно способствовать ликвидации сдерживающих факторов развития фармацевтического рынка в России, а именно:
- высокой зависимости от импорта лекарственных препаратов;
- слабой ориентированности фармацевтического рынка России на местных потребителей;
- негибкости ценового регулирования на фармацевтическую продукцию;
- неэффективности государственной поддержки локальных производителей.
Библиографический список
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 11.03.2016)
- IPT Group. IPT Group представила исследование фармрынка России 2015 URL: http://gmpnews.ru/2015/10/ipt-group-predstavila-issledovanie-farmrynka-rossii-2015/ (дата обращения: 09.03.2016)
- DSM Group. Фармацевтический рынок России 2015 – Москва, DSM Group, 2015 – 30 с.
- RNC Pharma. Мониторинг импортозамещения в РФ – RNC Pharma, Москва, 2015 – 30 с.
- Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066/ (дата обращения: 10.03.2016)
- Deloitte. Тенденции и практические аспекты развития российского фармацевтического рынка – Москва, Deloitte & Touche CIS, 2015 – 28 с.
- IMS Health. Global Outlook for Medicines Through 2018 – Danbury, IMS Institute for healthcare informatics, 2014 – 42 c.
- Economic Intelligence Unit. Worldwide Cost of Living 2015 report – London, The Economist, 2015 – 15 c.
- Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
- Лунева Е.В., Николаенкова М.С. Инновационная философия в экономике России // Инновационные технологии научного развития / Сборник статей Международной научно-практической конференции – Уфа, 2015 – С. 117-119.
- Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 160 с.
- Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Санкт-Петербург, 2016. – С. 32-34.
- Николаенкова М.С. Необходимые меры государственного регулирования для поддержки кредитования предприятий МСБ // Перспективные направления развития банковского дела / Сборник научных трудов студентов по итогам 6-ого Международного научного студенческого конгресса – Финансовый университет при Правительстве РФ Москва, 2015 – С. 59-65.
- Морковкин Д.Е. Институциональные аспекты финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – С. 434-442.
- Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123-126.
- Алексеев А.Н. Анализ технико-экономической структуры отраслей промышленности (на примере машиностроения) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. – 2012. – № 1. – С. 40-47.
- Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: Монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.
- Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.
- Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.
- Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.
- Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.
- Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.
- Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.
- Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В./ – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
- Романова Ю.А. Организационно-экономические основы развития кооперации на региональном уровне (теория, методология, практика): автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: Российский ун-т кооперации. 2008. – 40 с.
- Романова Ю.А. Направления государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации // Аграрная Россия. 2009. № 1. С. 8-11.
- Сафонов Р.А., Скарпофелов Д.А., Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Модели железнодорожных контейнерных перевозок по Евразийскому сухопутному мосту // Механизация строительства. – 2016. – Т.77. – № 1. – С. 40-47.
- Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.
- Сорокин Д.Е. Условия перехода к инновационному типу экономического роста // (МИР) Модернизация. Инновации. Развитие. – 2010. – №2. – С. 26-36.
- Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.
- Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
- Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.
- Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.
- Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 25-27.
- Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
- Ярашева А.В. Инновационный процесс и инновационная стратегия критерия роста экономики // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 52-56.