СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В КАБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Перттунен Наталья Ивановна
ЗАО «ДИАС»
менеджер

Аннотация
В статье приводится анализ ситуации на рынке кабельной продукции в России. Целью анализа служит понимание причин стагнации рынка и формирование выводов по его развитию и решению задачи по импортозамещению. Главный вывод статьи заключается в необходимости глубокой интеграции отечественной промышленности с иностранными компаниями в вопросах научного сотрудничества.

Ключевые слова: кабель, качество, промышленность, развитие, сертификация, спрос, фактор, эффективность


STRATEGY OF EFFECTIVE BUSINESS DEALING IN THE CABLE INDUSTRY

Perttunen Natalia Ivanovna
CJSC "Dias"
manager

Abstract
In the article analysis of a situation on the market of cable production in Russia is depicted. As the purpose of the analysis the understanding of the reasons of market's stagnation and formation of conclusions about its development and the decision of a problem of replacement of import serves. The main conclusion of the article consists in necessity of deep integration of the domestic industry with the foreign companies in questions of scientific cooperation.

Keywords: cable, certification, demand, development, efficiency, factor, industry, quality


Библиографическая ссылка на статью:
Перттунен Н.И. Стратегия эффективного ведения бизнеса в кабельной промышленности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/03/10954 (дата обращения: 15.03.2024).

Кабельная промышленность является важной отраслью экономики, снабжая соответствующей продукцией промышленность, отрасль связи, энергетику, строительство, нефтегазовую отрасль. Влияние крупных оптовых компаний на рынок кабельной продукции России привело к формированию рынка посредников и появлению множества торговых фирм разного размера, которые в той или иной степени успешно сосуществуют на рынке [1, 2].

Разнообразие кабельной продукции делает рынок сложным для оценки. Большое количество номенклатурных и ассортиментных позиций товара является одной из характерных особенностей рынка кабельно-проводниковой продукции. При этом кабель является технологически сложным продуктом, незначительные отличия в характеристиках которого могут привести к неэффективному использованию продукта или его порче. Все это дает основание полагать, что продажа кабеля – процесс, требующий нужных знаний, соответствующей квалификации и понимания потребностей покупателя.

К числу проблем в кабельной промышленности можно отнести сложность поддержания высокого качества продукции [3, 4]. Это обусловлено концептуальной сложностью, которая встречается практически во всех отраслях народного хозяйства: снижение цены на продукцию приводит к повышению спроса на нее при потере качества. Рыночные механизмы борьбы с подобным негативным явлением недостаточно эффективны. Очевидно, что потребитель может выбрать, что покупать: более дорогую, но качественную продукцию, либо более дешевую, но несущую потенциальный риск техногенных проблем [5, 6]. Однако потребитель как правило склоняется ко второму варианту. Это обусловлено тем, что зачастую покупка кабельной продукции (в силу ее специфики) производится не для собственного потребления, а для организации, интересы которой представляет покупатель. Важным элементом здесь выступает сертификация продукции, гарантирующая ее соответствие определенным стандартам безопасности.

Что касается рынка данной продукции, то в последние годы наблюдается тенденция сокращения объемов продаж (в 2013 году объем российского рынка кабельной продукции сократился на 14%), что можно отнести к общей тенденции сокращения темпов экономического развития России, а в перспективе и к рецессии в нашей экономике [7, 8]. Возможности для импортозамещения, пропагандируемого в 2014 году всеми политическими силами России, также весьма скромные: доля западной продукции составляет на данный момент менее 20%, что выражается суммой около миллиарда долларов США. Завоевание этой доли у иностранных производителей, конечно, даст определенный импульс развития отечественной кабельной промышленности, однако неоднозначность структуры рынка, заполоненного низкокачественным дешевым кабелем, а зачастую и контрафактной продукцией, свидетельствует о неэффективности такого пути развития [9, 10].

Вытеснение иностранной кабельной продукции должно сопровождаться параллельным усилением отечественной химической промышленности, научных исследований в ней для получения новых конкурентоспособных материалов, используемых при изготовлении кабеля.

Возможности для экспорта российской продукции также ограничены: только 1,4% данного вида товаров была экспортирована. Принимая во внимание ухудшающуюся ситуацию, связанную с усилением санкций в отношении России, увеличение этой доли выглядит нереалистично. Учитывая тот факт, что некоторые эксперты объясняют высокую долю отечественной продукции на российском рынке ее низкой ценой, а не высоким качеством, можно утверждать, что в странах западной Европы данный товар пользоваться большим спросом не будет [11, 12, 13].

Ситуация с кабельной продукцией, применяемой в области высоких технологий (оптоволоконный кабель) также нерадостная. После бурного развития Интернета, сетей передачи данных в начале 21 века сейчас наблюдается насыщение рынка, что привело к падению продаж на 7% и в этом направлении.

Как уже было отмечено выше, рынок кабельной продукции является рынком посредников, количество оптовых компаний, имеющих в своем ассортименте кабельную продукцию, составляет несколько тысяч. Конечным покупателем выступает тот, кто использует продукт по прямому назначению (например, для передачи электроэнергии). Производители кабеля в перечне своих покупателей имеют, и крупные оптовые компании, и прямых потребителей кабеля, которым необходимы крупные заказы (энергетические компании, компании нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса, крупные строительные компании и пр.).

Так как рынок кабельной продукции находится на стадии развития, взаимоотношения между участниками рынка не регламентированы (ни письменно, ни устно), до конца не сформировалась традиция переправлять клиентов дальше по цепочке продаж, а у клиентов не сформировалось четкое понимание к кому обращаться [14, 15]. Отсутствие цивилизованной цепочки продаж на рынке кабеля привело к тому, что торговые компании, которые позиционируют себя как крупных дистрибьюторов, считают все компании кабельного рынка своими партнерами, а не конкурентами. То есть образовался довольно закрытый рынок, на котором конкуренция высокая, но зачастую скрытая, а также присутствуют элементы взаимовыгодного партнерства.

Для раскрытия сути кабельного бизнеса приведем пример одной из компаний, занимающейся реализацией кабельно-проводниковой продукции, в лице ЗАО «ДИАС», расположенной в Приволжском федеральном округе. ЗАО  «ДИАС» реализует следующую номенклатуру продукции: силовой кабель (кабели с пластмассовой, бумажной и резиновой изоляцией), кабели для управления и связи, специальные кабели (судовые, шахтные, нефтепогружные и остальные виды специального кабеля). Данная организация осуществляет прямые поставки от заводов-изготовителей. Преимущества перед прямыми конкурентами, исходя из проведенного авторами статьи анализа:

1. Сбалансированный ассортимент продукции: все виды кабельной продукции, в том числе специальные, которые пользуются активным спросом;

2. Наличие возможности заказа продукции онлайн;

3. Серьезная маркетинговая работа, высокая ориентированность на потребителя;

4. Четкое обозначение своих преимуществ, а именно доставка продукции по всей территории России точно в срок, более 100 тысяч наименований продукции в ассортименте, предоставление гарантий покупателям, посредством заключения договора, высокое качество продукции, прошедшей процедуру сертификации [16, 17].

При постановке задачи развития бизнеса и сохранения завоеванных позиций стоит отметить, что рынок кабельной продукции в рассматриваемых регионах находится в стадии насыщения (с тенденцией к сокращению). Большое количество компаний, предлагающих кабельно-проводниковую продукцию, приводит к возникновению жесткой конкуренции, в первую очередь возникает серьезная сложность в узнаваемости компании, ее известности на рынке [18, 19]. Потребность в повышении узнаваемости компании свидетельствует о необходимости разработки стратегии развития компании и ее четкого позиционирования.

Основной задачей компании, которая стремиться к серьезному развитию, является разработка соответствующей стратегии. В случае рассматриваемой компании, рекомендуется направить свои усилия в двух направлениях:

1. Внутреннее развитие компании, которое включает в себя множество этапов и особенностей, о которых написано в данном разделе;

2. Поглощение более мелких компаний. Данная рекомендация основана на понимании, что практически любой рынок развивается примерно одинаково: после периода становления, когда множество компаний борются за свою нишу, рынок постепенно консолидируется, выделяются четкие лидеры, суммарная доля которых на рынке от 80 до 100%. При этом консолидация происходит путем ухода с рынка слабых игроков, благодаря сделкам слияния и поглощения [20, 21].

Вопрос ассортимента на рынке кабельной продукции один из самых сложных, сбалансированный ассортимент на складе – одно из ключевых конкурентных преимуществ оптовой компании кабельного рынка. При этом существует два разных подхода к формированию складских запасов:

1. Иметь на складе продукцию, спрос на которую является неравномерным. Ассортиментные позиции кабеля, которые не являются популярными у большинства покупателей требуют заказа на производстве, при этом объем заказа должен достаточным, чтобы заводу-изготовителю было выгодно произвести такую партию, следовательно, значительно возрастает время ожидания продукции [22, 23]. Значит, компания, в чьем складском запасе окажется данная позиция, выигрывает в борьбе за покупателя и осуществляет продажу.

2. Иметь на складе наиболее ходовые позиции. Данную схему в настоящее время используют все крупные оптовые компании, чьи складские площади позволяют хранить большие запасы.

Каждый из описанных подходов имеет свои плюсы и минусы. В первом случае возрастает риск не сбыть складские запасы, но появляется возможность повысить цену за счет скорости отгрузки. Во втором случае компания вступает в серьезную конкурентную борьбу и вынуждена тратить дополнительные средства на продвижение, однако риск не сбыть популярные позиции является незначительным. По сути, в первом случае компания работает на рынке покупателя, но в узком сегменте, а во втором на рынке продавца, но в широком сегменте рынка.

Еще одной особенностью рынка кабельной продукции является отсутствие четкого позиционирования компаний участников. На рынке наблюдается тенденция изменения данной ситуации, однако в рассматриваемых регионах данный процесс только начинает формироваться. Сейчас на рынке наиболее выигрышной является позиция, согласно которой компания позиционирует себя как организация “у которой есть всё”, то есть как поставщик, способный обеспечить любую потребность, как по номенклатурным позициям, так и по метражу. Однако в связи со спецификой рынка, данная позиция является довольно утопичной и может вызвать негативное впечатление от поставщика, так как он объективно не сможет удовлетворить любую потребность. С другой стороны, даже если компания будет способна обеспечить даже 90% потребностей, да еще и в максимально короткие сроки, это уже будет значительным конкурентным преимуществом и создаст в глазах потребителей позитивный образ компании [24, 25, 26].

Таким образом, основная цель компании, которая стремиться к позиции “у нас есть всё”, понять какие позиции удовлетворяют до 90% потребностей клиентов и оптимизировать свой ассортимент таким образом, чтобы основные позиции всегда были на складах, а остальные могли быть отгружены в максимально короткие (с учетом всех особенностей) сроки. Для достижения этой цели компании необходимо:

- осуществлять внутренний анализ сбыта;

- изучать потребности существующих и потенциальных клиентов;

- отслеживать тенденции рынка, новинки продукции;

- обладать достаточными складскими площадями и осуществлять грамотную логистику [27, 28];

- иметь крепкие деловые связи с крупными и известными производителями, а также осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с крупными оптовыми поставщиками, чтобы иметь возможность перекупить (на более выгодных условиях) необходимые заказчику товарные позиции.

Однако оптимизация складских запасов и решение проблем с отгрузкой продукции – недостаточное условие для увеличения объема сбыта. Важным фактором также является работа с товаром. Рассмотрим несколько условий при соблюдении которых конкурентное преимущество компании будет увеличиваться:

1. Наличие известных марок кабеля в ассортименте. Компания-оптовик не может оказывать существенное влияние на качество продукта, однако у нее есть возможность оптимизировать свой ассортимент, предлагая потребителю товар известных производителей с хорошей репутацией. У компании-оптовика есть возможность не затрачивать усилия на рекламу самого товара, его характеристик, отличительных особенностей и пр., ей достаточно указать, что в ассортименте есть кабель такого-то производителя и товар будет «продавать себя сам». Следовательно, если выбрать в партнеры надежных, развивающихся производителей, с активной маркетинговой политикой, получить статус официального представителя таких производителей, то это может стать дополнительной рекламой для оптовой компании [29, 30];

2. Организация практики отлаженных продаж. Менеджеры по продажам оптовой компании должны досконально разбираться в ассортименте, остатках и формировании цен на товар. Кроме того, знание ассортимента кабельной продукции в целом по рынку, а также компаний-участников рынка, даст возможность менеджерам по продажам предлагать аналоги, при поступлении запроса на позицию, которой нет в наличии, либо быстро ориентироваться в решении вопроса поиска стороннего продавца, у которого эту позицию можно будет перекупить.

Как уже было отмечено ранее, сейчас в России набирает популярность электронная торговля, в связи с этим участие компании в коммерческих тендерах, работа с электронными торговыми площадками также может стать дополнительным преимуществом и открыть новые возможности продаж. Потребители кабельной продукции отмечают, что одной из сложностей работы с поставщиками кабеля, является недостаточно открытая ценовая политика. В условиях жесткой конкуренции – это обстоятельство вполне объяснимо, однако, в условиях цивилизованного рынка информация о цене на продукт не является закрытой. Открытая ценовая политика в первую очередь удобна потребителям, если они видят, что цена на одну и ту же позицию у производителя и оптовой компании отличается не более чем на 15% (в один период времени), при этом сроки отгрузки примерно равные (с преимуществом у оптовика), то их доверие к оптовой компании возрастет [31, 32]. Сейчас ситуация на рынке складывается таким образом, что потребители, которые давно работают на рынке, понимают, что лучше покупать у производителя, даже если его офис расположен в другом регионе, чем обращаться к оптовику, ценовая политика которого совершенно не понятна.

Оптимальный состав ассортиментных групп, сбалансированные складские запасы, известные торговые марки кабеля, открытая ценовая политика, квалифицированные менеджеры по продажам – все эти условия будут менее эффективны, если информация о компании затеряется в информационном рекламном пространстве и не будет донесена до потребителя [33, 34]. Вопрос узнаваемости компании на рынке, где работает более 500 организаций становится одним из основополагающих, при этом важно, чтобы узнавали компанию, как компанию, которая позиционирует себя определенным образом.

В качестве рекомендаций по позиционированию своей компании можно выдвинуть следующие: большие складские запасы, ведущие производители, открытая ценовая политика. Узнаваемость компании может быть достигнута несколькими способами, которые могут применяться как по отдельности, так и совместно. Эффект от совместного применения значительно выше, однако это приводит к росту денежные затрат. Способы усиления позиции компании на рынке:

1. Участие в профильных выставках;

2. Посещение других мероприятий отрасли (форумы, конференции, неформальные мероприятия);

3. Продвижение сайта компании;

4. Реклама в сети Интернет (баннеры, контекстная реклама, индексация сайта, обмен ссылками, наличие информации об организации на различных электронных площадках);

5. Рекламные модули и рекламные статьи в печатных специализированных изданиях [35, 36].

Подводя итоги, стоит отметить, что успешная маркетинговая политика, являясь неотъемлемым элементом успешного ведения бизнеса, не решает главных проблем развития кабельной промышленности в России, связанных со слабым уровнем научно-исследовательских работ в химической промышленности и отсутствием четкой (достаточно строгой и обязательной) регламентации работ и процедур в области сертификации продукции и контроля ее качества. По сложившейся ситуации Россия скорее напоминает Китай с его дешевыми низкокачественными товарами, нежели Японию, США и страны западной Европы [37, 38]. Возражения некоторых экспертов по поводу того, что Россия (наряду с Китаем) лишь занимает свою нишу имеют лишь краткосрочную логику эффективности. Модель развития Китая уже демонстрирует свою неэффективность в долгосрочной перспективе: дешевый труд при высокой производительности и при низком качестве, нацеленный в основном на экспорт, уже привел к резкому сокращению темпов экономического развития Китая. Это обуславливается тем, что без постоянно растущих внешних рынков (для обеспечения постоянно растущего спроса на товары и услуги) данная модель уже не работает, а внутренний спрос оказывается предсказуемо слабым из-за низкого уровня доходов населения [39, 40].

Проблема обеспечения экономического развития и конкурентоспособности экономики в целом заключается в необходимости стратегического опережения темпов научно-технологического развития страны, что позволяет навязывать другим странам-конкурентам свои товары и услуги [41, 42]. Низкая себестоимость товаров должна обеспечиваться высоко качественным и производительным трудом автоматического, а не ручного происхождения. Все это требует комплексного подхода к организации научно-изыскательских работ с неотъемлемой интеграцией с иностранными компаниями и научно-исследовательскими институтами. Ни государственные программы, ни частный бизнес в России не дали того экономического эффекта, который позволил бы решить задачу технологического и промышленного развития РФ. Пора уже признать и экономистам, и ученым, и политикам, что без помощи иностранных коллег в данных вопросах нам не обойтись.


Библиографический список
  1. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  2. Туваева Е.С. Правовое обеспечение экономического проекта // Политика, государство и право. 2015. № 4 (40). С. 37-40.
  3. Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
  4. Бителев С.Е. Состояние российского станкостроения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 555-559.
  5. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
  6. Смирнова Е.В. Розничная торговля бытовой техникой и электроникой в России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 (51). С. 388-393.
  7. Плотников Н.В. Молодежный форум как фактор развития политических сил // Политика, государство и право. 2015. № 2 (38). С. 36-39.
  8. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  9. Вольнова М.А. Проблемы рынка туристических услуг в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 (51). С. 13-17.
  10. Романенко И.В. Экономическая теория // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 1. С. 54-92.
  11. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  12. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  13. Дребезова Ю.Н. Методы управления персоналом и решения конфликтов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-3 (46). С. 97-101.
  14. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  15. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  16. Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-1 (53). С. 155-159.
  17. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  18. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  19. Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
  20. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  21. Карпушин Е.С., Леонова К.В. Структура успешного инновационного менеджмента // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 11. – С. 39-44.
  22. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  23. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  24. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  25. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  26. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  27. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  28. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  29. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  30. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  31. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  32. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  33. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  34. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  35. Карпушин Е.С. Повышение качества образования и научной деятельности учреждений высшего образования // Петербургский экономический журнал. – 2015. – № 4. – C. 123-130.
  36. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  37. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
  38. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  39. Карпушин Е.С. Методы оценки активности и профессионализма российских ученых // Вестник Института экономики РАН. – 2016. – № 1. – С. 148-157.
  40. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 (50). С. 37-41.
  41. Карпушин Е.С., Алексеев Э.М. Причины существования социальной дифференциации в России // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 12. – С. 51-56.
  42. Темникова А.В. Аспекты функционирования экономических систем // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 345-348


Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: