Рынок труда, на который попадают все выпускники, предъявляет свои требования к качеству подготовки специалистов в вузах. В идеале количество выпускаемых вузами специалистов должно соответствовать существующей на рынке труда потребности в них. Однако рыночные отношения в экономике предполагают постоянное наличие некоторого избытка специалистов на рынке труда, что является условием его устойчивости и развития.
Наличие такого избытка специалистов (до 10% от общего количества) на рынке труда обеспечивает кратковременное или внезапно возникшее увеличение спроса на них. Понятно, что в число невостребованных специалистов попадают как наименее подготовленные (с точки зрения требований рынка труда) выпускники вузов, а также и студенты с хорошим уровнем подготовки [1].
С точки зрения рынка труда качественный специалист – это специалист востребованный, мобильный, соответствующий его профилю подготовки, чьи общие и профессиональные знания, умения и навыки соответствуют сегодняшним запросам работодателей.
Многие предприятия также заинтересованы в способности специалистов к самостоятельному получению дополнительных профессиональных знаний и к применению их на практике. Поэтому их требования относительно выпускников – фундаментальность, разносторонность и широкая профессиональная подготовка, способность к самообразованию и применению своих знаний непосредственно в ходе выполняемой работы. Кроме того, работодатели получают от ВУЗов не просто специалистов в той или иной сфере деятельности, но также и своих будущих коллег, членов своих трудовых коллективов. Поэтому естественно, что к выпускникам ВУЗов предъявляются еще и дополнительные требования обладания некоторым набором личностных качеств.
Московским государственным университетом были отмечены особенности требований, предъявляемые работодателями к выпускникам ВУЗов при приеме их на работу (таблица 1) [2].
Таблица 1. Требования работодателей к выпускникам ВУЗов при приеме их на работу
Качества выпускников |
Из них представляют интерес |
||
всегда |
иногда |
никогда |
|
Способность к самообразованию |
100,0 |
0 |
0 |
Гибкость и адаптивность |
91,7 |
8,3 |
0 |
Самомотивация |
83,3 |
16,7 |
0 |
Умение работать в команде |
83,3 |
16,7 |
0 |
Коммуникабельность |
83,3 |
16,7 |
0 |
Способность к установлению межличностных отношений |
83,3 |
16,7 |
0 |
Интеллект |
75,0 |
25,0 |
0 |
Знания |
58,3 |
33,3 |
8,4 |
Способность к саморегуляции |
58,3 |
33,3 |
8,4 |
Уверенность в себе |
50,0 |
25,0 |
25,0 |
Мобильность |
8,3 |
8,3 |
83,4 |
Стрессоустойчивость |
8,3 |
0 |
91,7 |
Выпускники вузов также предъявляют к работодателям свои требования, а именно, к уровню заработной платы, наличию социального пакета, проявляется интерес к творческому характеру работы, потенциальному профессиональному или карьерному росту. Завышенная самооценка выпускниками своих достоинств делает поиск удовлетворяющей их работы достаточно продолжительным.
Содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников профессиональных образовательных учреждений является важнейшей задачей служб содействия трудоустройству выпускников [3]. С такими службами взаимодействует множество ВУЗов, в том числе и ХМАО-Югры. Так в Сургутском государственном университете (СурГУ) таковым является «Центр карьеры», в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) – «Отдел трудоустройства выпускников и внешних коммуникаций», в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) – «Центр карьеры, практики и трудоустройства», в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) – «Служба связей с предприятиями Учебно-методического управления», в Югорском государственном университете (ЮГУ) – «Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников».
По данным «Центра карьеры» при университете СурГУ 50% выпускников обращаются к ним за помощью в поиске трудоустройства, из них 85% выпускников нашли работу, остальные же из-за слишком высоких требований к работодателю отказываются от предложенных вакансий.
Деятельность данных центров – целенаправленное содействие в трудоустройстве выпускников. В основном это – помощь в трудоустройстве выпускников и занятости студентов во время обучения, также взаимодействие не только с предприятиями в городе, но и регионе. Также оказывают консультационные и информационные услуги по вопросам трудоустройства и занятости молодых специалистов, занимаются мониторингом рынка труда, планирования карьеры в соответствии с профессиональными интересами и способностями [4].
Таким образом, первый этап процесса адаптации к рынку труда у выпускников начинается после окончания средней школы, когда встает вопрос между неквалифицированным работником или поступлением в ВУЗ. Следующий этап, если выбрано высшее образование, происходит выбор направлений обучения в соответствии с собственными интересами и рынком труда. На третьем этапе – поиска работы по окончанию обучения, интерес вызывает информация вакантных рабочих мест, в чем большую помощь оказывают службы занятости, кадровые агентства и непосредственно работодатели.
Активная позиция ВУЗов, оказывающих влияние на формирование и развитие рынка труда, способствует повышению качества подготовки специалистов и их востребованности, а также помогает решению одной из важнейших социальных проблем студенчества – проблемы эффективного трудоустройства.
В настоящее время в Российском высшем образовании учебный процесс нуждается в постоянном совершенствовании, так как научно-технический прогресс модифицирует уровень производства, увеличивая и видоизменяя потребности человека. Поэтому подготовка специалистов в современной ситуации требует изменения стратегии и тактики обучения в вузах. Выпускники любого образовательного учреждения должны обладать компетентностью и мобильностью, которые зависят от познавательной активности самого студента [5].
Библиографический список
- Лебедев В.В., Белая А.В., Краева И.А. Роль и место вузовских центров содействия трудоустройству выпускников в системе управления качеством подготовки специалистов / Вестник ННГУ. – 2006. – № 1(7). – С. 246-252
- Салахутдинов Р. Р. Адаптация выпускников ВУЗов на рынке труда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy-lib.com/adaptatsiya-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2015)
- Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования/ Сборник материалов 1 научно-практической конференции с всероссийским участием – 2014.
- Опыт решения проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов региона ХМАО-Югра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sspi.ru/?dir=_nau&sub=incon_2&page=pdy_20 Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2015)
- Кауфман Н. Ю. Значение высшего образования на международном рынке труда / Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – № 2 (11) часть 1. – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euroasia-science.ru (дата обращения: 11.12.2015)
Количество просмотров публикации: Please wait