Современные условия острой конкуренции на рынках обуславливают потребность в наиболее полном использовании функций производства и продвижения товаров. Одной из основных функций управления проектом выступает функция управления его качеством. Под качеством понимается совокупность свойств объекта, определяющих его способность удовлетворять некоторые заданные или предполагаемые потребности.
Основой для выработки потребностей выступают технико-экономические характеристики объекта.
Целью данной статьи выступает анализ современных концепций управления качеством проекта.
Под управлением качеством проекта понимается совокупность методов и видов деятельности, направленных на обеспечение требований, устанавливаемых заказчиками проекта к качеству как самого проекта, так и его продукции.
По ГОСТу 15467-93 качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт ИСО 8402-94 определяет качество следующим образом: качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Развитию методов управления качеством заложила философия всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), впервые успешно реализованная много лет назад в Японии и США. Ключевая идея TQM заключается в том, что предприятию следует работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации всех бизнес-процессов на предприятии.
Концепция TQM основана на следующих положениях:
1. Необходимо добиваться точного соответствия выпускаемого продукта (или результата проекта) потребностям и ожиданиям конечного заказчика.
2. Подготовка качественной документации. Глубокая проработка документации и ясность её изложения позволяют оптимизировать процесс проверки качества продукции.
3. Чёткое планирование работ. Частые коррекции и переделки плана работ однозначно сигнализируют о проекте с низким качеством.
4. Необходимым условием всеобщего качества проекта является наличие качественных внутренних и внешних ресурсов.
Кратко охарактеризуем ключевые принципы концепции всеобщего управления качеством:
1. Руководство предприятия напрямую участвует в управлении качеством. Формальная поддержка проекта руководством не достаточна для реализации высокого его качества. Индикатором качественного проекта выступает непосредственное участие руководства предприятия в бизнес-процессах (тематические совещания, организация групп контроля качества с представительством руководящих кадров). Если же руководство регулярно меняет даты совещаний, не достаточно ответственно относится к контролирующим функциям, то такое предприятие едва ли может достичь целей всеобщего управления качеством.
2. Приоритетным условием достижения качества продукта выступает его принятие заказчиком и будущим потребителем. Только безусловное принятие продукта заказчиком/потребителем указывает на качество продукции.
3. Обязательное внедрение стратегического планирования. Планирование проекта должно не только включать в себя разделы управления качеством о организацию соответствующего контроля, но и назначение конкретных ответственных лиц за реализацию данных функций.
4. С общей схемой реализации проекта должен быть ознакомлен весь трудовой коллектив. Каждый сотрудник должен четко осознавать круг своих задач и их роль в достижении целей общего плана.
5. Поощрение и вознаграждение персонала за успешное управление качеством. Осмысленное использование материальных и нематериальных стимулов полноценной реализации рабочих функций персонала. Даже символические поощрения могут способствовать повышению эффективности работы персонала.
6. Высокие требования к поставщикам. Пренебрежение к качеству работы поставщиков может привести к ситуациям срыва нормального хода производственного процесса. Качество сырья непосредственным образом влияет на качество конечной продукции, что обуславливает важность задачи формирования реестра надежных поставщиков.
Перечислим далее основные инструменты измерения качества проекта:
1. Диаграмма Парето
Данная диаграмма представляет собой графическое отражение закона Парето, согласно которому 20% основных причин приводят к 80% проблем качества (условно).
На горизонтальной оси диаграммы откладываются виды различных дефектов бизнес-процессов, упорядоченные по частоте их возникновения (от наиболее частых к наименее частым). По вертикальной оси диаграммы откладываются частоты возникновения данных дефектов.
Диаграмма Парето позволяет:
- выявить и отобразить проблемы управления качеством;
- установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать;
- распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.
С помощью корректно построенной диаграммы Парето можно выделить наиболее часто проявляющихся дефектов качества (условно 20%), которые определяют большую часть проблем качества (условно 80%).
2. Причинно-следственная диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы находит применение в случаях, когда имеют место уникальные и неповторяющиеся процессы либо когда нет возможности организовать процесс сбора статистики повторений. Визуально диаграмма напоминает рыбий скелет, что стало причиной её сленгового названия «рыба». На месте головы «рыбы» располагают фактор, который может приводить к сбою качества проекта, например неоптимальное распределение трудовых ресурсов между отдельными участками проектных работ. После чего, определяют все возможные причины, которые обуславливают проявление такого негативного фактора. Все указанные причины группируют по некоторому признаку.
Причинно-следственная диаграмма Исикавы позволяет провести анализ всех причин нарушения качества проекта. На основе такого анализа формулируются конкретные предложения по исключению их появлений.
3. Паспортная контрольная система
Паспортная контрольная система предназначена для контроля качества на каждом шаге выполнения проекта или управления в контрольных точках. Сущность системы заключается в том, что каждый последующий уровень выполнения проекта реализуется только после завершения проверки качества выполнения предшествующего. Такой подход позволяет исключать влияние ошибок низшего уровня на нарушение качества всего проекта.
4. Аудит качества управления проектом и экспертиза проекта
С помощью аудита качества управления проектом, осуществляемого на отдельных стадиях реализации проекта, проверяют соответствие проектной деятельности стандартам управления качеством. Экспертиза проекта – это процесс анализа качества проектных решений и подготовка рекомендаций по улучшения качества проекта.
Контроль качества проекта является важным этапом реализации эффективного проекта, без должной поддержки которого руководством предприятия едва ли можно добиться высокой конкурентоспособности компании на рынке.
Библиографический список
- Войку И.П. Управление проектами. Псков: «Псковский государственный университет», 2013. – 204 с.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М.Горбунов, А.И.Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. О.П. Глудкина.- М.: Горячая линия – Телеком, 2010.- 600 с.
- ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. – М.: ИПК Издательство стандартов. 2013.
- Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: «Дело», 2012. – 472 с.
- Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: “Омега-Л”, 2004. – 664 с.
- Международный стандарт ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества – Словарь»
- Статистические методы повышения качества / Под ред. Х. Кумэ. – М.: «Финансы и статистика», 2013. – 243 с.