РОЛЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Макарова Галина Александровна
Казанский государственный энергетический университет
студентка кафедры Инженерной экологии и рационального природопользования

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу значимых факторов успешного развития экономики, а именно эффективному и грамотному управлению финансовыми ресурсами страны, который выражается в проведении государственной финансовой политики.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственные финансы, доходы, рыночная экономика, финансовое регулирование


ROLE OF SYSTEM OF PUBLIC FINANCES IN MARKET ECONOMY

Makarova Galina Aleksandrovna
Kazan State Energy University
student of department of Engineering ecology and rational environmental management

Abstract
This article is devoted to a question of significant factors of successful development of economy, namely effective and competent management of financial resources of the country which is expressed in carrying out the state financial policy.

Keywords: financial regulation, foreign economic activity, income, market economy, public finances


Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Г.А. Роль системы государственных финансов в рыночной экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13438 (дата обращения: 12.03.2024).

Финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [1]. В соответствии с классификацией принятой в мировой практике в системе финансовых отношений принято выделять три области – финансы предпринимательства (бизнеса), финансы домохозяйств (некоммерческих организаций и населения) и финансы государства.

Большая часть первичного дохода до своего использования проходит сложные процессы перераспределения, преимущественно через систему государственных финансов. Центральные элементы государственных финансов – это бюджет и специальные целевые внебюджетные фонды, которые используются в социальном обеспечении и социальном страховании. Формирование последних происходит как в системе государственных финансов, так и в частном секторе. Средства, консолидируемые в бюджет, попадают в распоряжение представительных органов, а средства внебюджетных фондов – исполнительных или специальных органов.

Базисом для доходов, поступающих в государственную систему финансов, является произведенный национальный доход и трансферты прибылей транснациональных корпораций – репатриация некоторой доли доходов, полученных ими за границей. Основными формами поступления таких средств государству являются налоги и неналоговые поступления [2]. Последние представляют собой неналоговые платежи юридических и физических лиц (пени, штрафы, сборы), доходы государства от собственности и предпринимательства и госзаймы.

Государственное координирование внешнеэкономической деятельности имеет несколько целей. Первая – обеспечение национальной безопасности. Дело в том, что углубление внешнеэкономических связей влечет, с одной стороны, увеличение эффективности функционирования национальной экономики на основе международного разделения труда, с другой — ведет к усилению ее зависимого положения от зарубежных поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и сельскохозяйственной продукции. В социальном плане крайне опасным является зависимое положение от иностранных поставщиков продовольствия, поэтому большинство государств идут на поддержание общественного менее эффективного сельскохозяйственного производства, предоставляя ему бюджетные субсидии и оберегая его высокими таможенными пошлинами от ввоза дешевой сельскохозяйственной продукции. Спасение в данной ситуации может быть найдено в создании системы взаимной технологической и финансовой зависимости экономик разных стран при государственном регулировании, а в отдельных случаях государственной монополии на осуществление внешнеэкономических трансакций [3].

Второй целью государственного регулирования внешней торговли является протекционизм, защита предприятий отдельных отраслей национальной экономики, на чье положение оказывают влияние зарубежные производители аналогичной продукции. Поднимая таможенные пошлины, государство уменьшает конкурентную борьбу в этих областях экономики, удерживает высокий уровень цен, давая возможность национальным компаниям рентабельно функционировать при издержках, превышающих средний мировой уровень по объективным причинам природно-географического характера [4]. В особенности данный фактор представляется важным для экономики России, природно-климатические условия которой влекут за собой более высокий уровень производственных издержек во всех отраслях.

Следующая цель внешнеэкономического регулирования – гарантия полной занятости трудовых ресурсов. Применение таможенных пошлин подстраховывает отечественных работодателей, увеличивая, таким образом, численность рабочих мест, но усугубляя экономические условия функционирования предприятий – потребителей их продукции. Всеобщее же повышение таможенных пошлин ограничивает развитие интернациональной торговли, осложняет формирование новых рынков. Вследствие чего государства в определенных случаях терпят ущемление своих текущих интересов в вопросах обеспечения полной занятости в угоду решению перспективных задач. [5-6]

Не отвечающее требованиям получение финансовых средств через традиционные пути их мобилизации при высоком уровне бюджетных расходов вынуждает государство прибегать к займам. Допустимы два варианта их получения. Во-первых – получение кредитов центрального банка, предоставляемых на основе дополнительного выпуска кредитных денег и вызывающее увеличение уровня инфляции [7]. В сущности это превращается в дополнительный налог для всех держателей денег. Другой вариант – выпуск и размещение государственных долговых ценных бумаг среди населения и предпринимательских структур, прежде всего – коммерческих банков. Производить подобный выпуск облигаций от имени государства имеют право центральное правительство и правительства субъектов федерации, в отдельных случаях – предприятия и учреждения, располагающие государственными гарантиями.

Подводя итог в освещении инструментария и потенциальных возможностей по использованию государственных финансов, ключевым элементом которых является государственный бюджет, следует акцентировать внимание на нескольких недостатках, внутренне присущих бюджетно-финансовым методам регулирования экономических процессов.

Прежде всего, являясь весьма эффективным средством структурной и социальной политики, бюджетное финансирование считается не столь действенным в области конъюнктурного антициклического регулирования.

Во-вторых, бюджетные средства, которые выделяются главным образом в порядке прямого финансирования, не во всех случаях достигают поставленных целей, могут быть использованы не по назначению либо с низкой экономической эффективностью. В некоторой степени подобных отрицательных моментов можно избежать, при условии существования отлаженного механизма использования бюджетных средств и контроля за их расходом, но в полной мере устранить их невозможно.

В-третьих, государственное финансовое регулирование всегда подразумевает перераспределение доходов субъектов рыночных отношений, что грозит возникновением внеочередных трудностей для эффективного функционирования предприятий и снижением стимулов деловой активности.

В-четвертых, стремление внести оживление в деловую активность исключительно при помощи дополнительных государственных издержек обусловливает риск роста дефицита в государственном бюджете, увеличение внутренней задолженности и повышение темпов инфляции, способно привести к значительным затруднениям в функционировании самой финансовой системы.

Эффективность государственной финансовой политики складывается из её содержания, конкретных направлений и способов мобилизации и расходования бюджетных средств. На принятие решений в области государственных финансов оказывают воздействие экономическая ситуация в национальном хозяйстве, интересы всевозможных социальных групп, политическая ситуация в обществе, острота кризисных явлений. Результативность применения финансовых инструментов государством в значительной степени зависит от их дополнения методами денежно-кредитного и административно-правового регулирования.


Библиографический список
  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
  2. Батайкин П.А. Трансформация противоречий между факторами потребительского спроса в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3. С. 12-14.
  3. Батайкин П.А. Разработка и реализация бихевиористской парадигмы регулирования современной российской экономики. – М.: Экономика, 2014. – 298 с.
  4. Тимофеев Р.А., Батайкин П.А. Ключевые вопросы политики торгово-экономических санкций в современных условиях российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 91-94.
  5. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.
  6. Нестулаева Д.Р. Инвестиционная программа электроэнергетической отрасли // Вестник экономики, права и социологии. 2008. № 6. С. 33-36.
  7. Боннет А.А., Тумашев А.Р. Теоретические основы экономической политики. – Казань: Казан. гос. ун-тет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. – 291 с.


Все статьи автора «diana.n.r.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: