Финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [1]. В соответствии с классификацией принятой в мировой практике в системе финансовых отношений принято выделять три области – финансы предпринимательства (бизнеса), финансы домохозяйств (некоммерческих организаций и населения) и финансы государства.
Большая часть первичного дохода до своего использования проходит сложные процессы перераспределения, преимущественно через систему государственных финансов. Центральные элементы государственных финансов – это бюджет и специальные целевые внебюджетные фонды, которые используются в социальном обеспечении и социальном страховании. Формирование последних происходит как в системе государственных финансов, так и в частном секторе. Средства, консолидируемые в бюджет, попадают в распоряжение представительных органов, а средства внебюджетных фондов – исполнительных или специальных органов.
Базисом для доходов, поступающих в государственную систему финансов, является произведенный национальный доход и трансферты прибылей транснациональных корпораций – репатриация некоторой доли доходов, полученных ими за границей. Основными формами поступления таких средств государству являются налоги и неналоговые поступления [2]. Последние представляют собой неналоговые платежи юридических и физических лиц (пени, штрафы, сборы), доходы государства от собственности и предпринимательства и госзаймы.
Государственное координирование внешнеэкономической деятельности имеет несколько целей. Первая – обеспечение национальной безопасности. Дело в том, что углубление внешнеэкономических связей влечет, с одной стороны, увеличение эффективности функционирования национальной экономики на основе международного разделения труда, с другой — ведет к усилению ее зависимого положения от зарубежных поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и сельскохозяйственной продукции. В социальном плане крайне опасным является зависимое положение от иностранных поставщиков продовольствия, поэтому большинство государств идут на поддержание общественного менее эффективного сельскохозяйственного производства, предоставляя ему бюджетные субсидии и оберегая его высокими таможенными пошлинами от ввоза дешевой сельскохозяйственной продукции. Спасение в данной ситуации может быть найдено в создании системы взаимной технологической и финансовой зависимости экономик разных стран при государственном регулировании, а в отдельных случаях государственной монополии на осуществление внешнеэкономических трансакций [3].
Второй целью государственного регулирования внешней торговли является протекционизм, защита предприятий отдельных отраслей национальной экономики, на чье положение оказывают влияние зарубежные производители аналогичной продукции. Поднимая таможенные пошлины, государство уменьшает конкурентную борьбу в этих областях экономики, удерживает высокий уровень цен, давая возможность национальным компаниям рентабельно функционировать при издержках, превышающих средний мировой уровень по объективным причинам природно-географического характера [4]. В особенности данный фактор представляется важным для экономики России, природно-климатические условия которой влекут за собой более высокий уровень производственных издержек во всех отраслях.
Следующая цель внешнеэкономического регулирования – гарантия полной занятости трудовых ресурсов. Применение таможенных пошлин подстраховывает отечественных работодателей, увеличивая, таким образом, численность рабочих мест, но усугубляя экономические условия функционирования предприятий – потребителей их продукции. Всеобщее же повышение таможенных пошлин ограничивает развитие интернациональной торговли, осложняет формирование новых рынков. Вследствие чего государства в определенных случаях терпят ущемление своих текущих интересов в вопросах обеспечения полной занятости в угоду решению перспективных задач. [5-6]
Не отвечающее требованиям получение финансовых средств через традиционные пути их мобилизации при высоком уровне бюджетных расходов вынуждает государство прибегать к займам. Допустимы два варианта их получения. Во-первых – получение кредитов центрального банка, предоставляемых на основе дополнительного выпуска кредитных денег и вызывающее увеличение уровня инфляции [7]. В сущности это превращается в дополнительный налог для всех держателей денег. Другой вариант – выпуск и размещение государственных долговых ценных бумаг среди населения и предпринимательских структур, прежде всего – коммерческих банков. Производить подобный выпуск облигаций от имени государства имеют право центральное правительство и правительства субъектов федерации, в отдельных случаях – предприятия и учреждения, располагающие государственными гарантиями.
Подводя итог в освещении инструментария и потенциальных возможностей по использованию государственных финансов, ключевым элементом которых является государственный бюджет, следует акцентировать внимание на нескольких недостатках, внутренне присущих бюджетно-финансовым методам регулирования экономических процессов.
Прежде всего, являясь весьма эффективным средством структурной и социальной политики, бюджетное финансирование считается не столь действенным в области конъюнктурного антициклического регулирования.
Во-вторых, бюджетные средства, которые выделяются главным образом в порядке прямого финансирования, не во всех случаях достигают поставленных целей, могут быть использованы не по назначению либо с низкой экономической эффективностью. В некоторой степени подобных отрицательных моментов можно избежать, при условии существования отлаженного механизма использования бюджетных средств и контроля за их расходом, но в полной мере устранить их невозможно.
В-третьих, государственное финансовое регулирование всегда подразумевает перераспределение доходов субъектов рыночных отношений, что грозит возникновением внеочередных трудностей для эффективного функционирования предприятий и снижением стимулов деловой активности.
В-четвертых, стремление внести оживление в деловую активность исключительно при помощи дополнительных государственных издержек обусловливает риск роста дефицита в государственном бюджете, увеличение внутренней задолженности и повышение темпов инфляции, способно привести к значительным затруднениям в функционировании самой финансовой системы.
Эффективность государственной финансовой политики складывается из её содержания, конкретных направлений и способов мобилизации и расходования бюджетных средств. На принятие решений в области государственных финансов оказывают воздействие экономическая ситуация в национальном хозяйстве, интересы всевозможных социальных групп, политическая ситуация в обществе, острота кризисных явлений. Результативность применения финансовых инструментов государством в значительной степени зависит от их дополнения методами денежно-кредитного и административно-правового регулирования.
Библиографический список
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
- Батайкин П.А. Трансформация противоречий между факторами потребительского спроса в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3. С. 12-14.
- Батайкин П.А. Разработка и реализация бихевиористской парадигмы регулирования современной российской экономики. – М.: Экономика, 2014. – 298 с.
- Тимофеев Р.А., Батайкин П.А. Ключевые вопросы политики торгово-экономических санкций в современных условиях российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 91-94.
- Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.
- Нестулаева Д.Р. Инвестиционная программа электроэнергетической отрасли // Вестник экономики, права и социологии. 2008. № 6. С. 33-36.
- Боннет А.А., Тумашев А.Р. Теоретические основы экономической политики. – Казань: Казан. гос. ун-тет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. – 291 с.