Термин «информатика» возник в 60-е годы XX века во Франции для обозначения области, занимающейся обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин образован путем слияния слов «информация» и «автоматика» и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации» [1].
В настоящее время информатику можно представить состоящей из трех взаимосвязанных частей: фундаментальная наука, прикладная дисциплина, отрасль экономики [1].
Информатика, как фундаментальная наука, занимается разработкой новых методов и технологий создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами, основывающимися на использовании средств вычислительной техники. К следует отнести: разработку сетевых структур, компьютерно-интегрированных производств, информационных процессов для управления различными сферами человеческой деятельности.
Информатика, как прикладная дисциплина, занимается:
- изучением закономерностей в процессах накопления, переработки, распространения информации;
- созданием информационных моделей в различных областях;
- разработкой информационных технологий и систем в конкретных областях деятельности, а также выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла.
Информатика, как отрасль экономики, состоит из совокупности предприятий, которые занимаются производством информационных информационной продукции.
Отрасль экономики информатика весьма специфична.
1 Первое отличие предприятий информатики от предприятий, выпускающих материальную продукцию, заключается в специфичности используемого сырья. Сырьем для производства продукции отрасли служит информация. Общеизвестно, что любой материально-сырьевой источник с течением времени истощается. Информационные же ресурсы с течением времени только увеличиваются.
2 Выпускаемая продукция (информационные продукты) также по своей сути являются информацией, облеченной в некоторую законченную форму и предназначенной для распространения. Особенность этой продукции состоит в том, что она в течение длительного периода времени не подвергается физическому износу и может использоваться многократно. Информационная продукция, в основном, подвержена только моральному износу.
3 Еще одной отличительной чертой отрасли является своеобразный характер размещения предприятий. Использование в качестве «сырья» информации делает отрасль безсырьевой (в привычном понимании этого слова) отраслью. Предприятия отрасли не нужно привязывать к каким-либо материальным источникам сырья. При выборе вариантов размещения предприятий следует учитывать лишь наличие достаточно мощных информационных сетевых каналов, поскольку стоимость затрат на организацию передачи данных по каналам связи влияет на стоимость и количество производимой продукции. Эти же сетевые информационные каналы используются для осуществления коммуникации между работниками. В связи с этим на предприятиях информатики достаточно распространена работа вне офиса – телеработа. С другой стороны, на предприятиях информатики используются те же организационные процессы, что на традиционных производствах: учет, планирование, прогнозирование управления.
4 Специфичность отрасли обуславливается также тем, что она не производит вещественный продукт в привычном смысле этого термина. Невещественный характер продукции отрасли информатика существенно влияет на структуру себестоимости выпускаемой продукции. По сравнению с продукцией промышленности, в которой значительную долю затрат в себестоимости составляют сырье и материалы, в себестоимости информационной продукции эта доля практически отсутствует. Основные затраты приходятся на заработную плату специалистов, амортизацию оборудования, плату за коммунальные услуги.
5 Своеобразие отрасли информатики проявляется также в том, что в ней задействован персонал высокой квалификации.
Характер продукции данной отрасли определяется потребностями общества в информации и обладает следующими свойствами:
- продукция полезна для потребителя и, соответственно, имеет потребительскую ценность;
- продукция является результатом труда, поэтому имеет стоимостное выражение;
- продукция выпускается в готовой для потребления форме, после употребления конкретным пользователем утрачивает для него свою ценность.
Рассмотрим кратко, что представляет собой продукция отрасли.
Информационный продукт – сформированная производителем для дальнейшего распространения информация, определенным образом обработанная и представленная в удобном для пользователя виде.
Информационный продукт характеризуется следующими признаками:
- представленная в продукте информация относится к определенной предметной области;
- совокупность данных структурирована, т.е. отражает определенную модель данных, и предоставляет возможность выборки данных в нужных пользователю комбинациях;
- сложность разработки и простота тиражирования создают проблемы определения прав собственности на информационный продукт.
Информационные продукты можно классифицировать по способу предоставления:
- информационные продукты, на традиционном бумажном носителе (книги, периодические издания, открытки и т.д.).
- информационные продукты, распространяемые на физических машинных носителях (программное обеспечение, БД, аудио-, видеозаписи, справочно-правовые системы и т.д.).
- информационные продукты, распространяемые в электронном виде (электронные книги, журналы, программы, аудио, т.д.).
Информационная услуга – в общем случае сводится к предоставлению в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Любая информационная услуга должна отвечать характеристикам, сформулированным Ф. Котлером [2]:
- информационные услуги неосязаемы (их возможно ощутить только в момент предоставления);
- информационные услуги неотделимы от своего источника информации;
- информационные услуги не сохраняемы (любую услугу невозможно хранить и предоставлять пользователю в последующее время для повторного использования);
- информационные услуги не обладают постоянством качества (качество услуг колеблется, в зависимости от того, кто эти услуги предоставляет).
Последние годы стремительно увеличивается объем информационных услуг, предоставляемых при помощи сети Интернет (электронная почта, поисковые системы, организация доступа в глобальную сеть, проведение платежей).
Библиографический список
- Экономическая информатика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ под ред. В.П. Полякова – М.: издательство Юрайт, 2016. – 495с.
- Котлер Филип. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656 с.