На протяжении нескольких последних лет Россия становится все более важным игроком на мировой арене и автомобильная промышленность – не исключение. Темпы роста продаж автомобилей находятся на достаточно высоком уровне, но в целом уровень «автомобилизации» населения РФ ниже, по сравнению, например, с европейским. В этой связи появляется неудовлетворенный спрос потребителей. Данные факторы привлекают крупных мировых производителей автомобилей, а вслед за ними приходят и производители комплектующих товаров.
За последние годы на территории РФ увеличилось количество иностранных заводов, производящих легковые автомобили. К их числу относятся такие автопроизводители, как «Пежо/Ситроен», «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген» и др [1].
В 2005 году Правительство РФ отменило или снизило пошлины на 61 позицию автокомплектов, ввозимые в Россию для промышленной сборки, а также отменило таможенные сборы с определенных видов технологического оборудования для автопрома. [2]
В настоящее время автомобильный рынок переживает не самые легкие времена [3]. Спад промышленного производства по всему миру оказался очень глубоким. Этот кризис охватил все страны, в том числе и Россию: заводы сокращают свои производственные планы и уменьшают количество персонала, банки прекращают выдавать автокредиты, а страховщики сообщают об уменьшении количества автомобилей, застрахованных по “КАСКО”. Если говорить про цены на автомобили, то нужно иметь ввиду, что иностранцы-импортеры и производители автомобилей сейчас ведут смешанную политику: одни привязаны к курсу доллара или евро, другие – нет. Большинство автомобильных генеральных дистрибьюторов фиксируют свои цены в рублях на определенный период: на квартал, на полгода или на год. Но, возможно, их политика изменится в связи с более резкими колебаниями курса валюты и рубля, и они, чтобы как-то минимизировать риск, перейдут к ценам, которые будут выражаться в валюте. Поэтому, скорее всего, цены на иномарки в рублях будут повышаться. Действительно ли это так? Чтобы ответить на этот вопрос был проведен анализ и построена эконометрическая модель.
Для построения модели рассматривался набор переменных: изменение курса доллара (у) и цены легковых иномарок, которые были произведены на заводах, находящихся на территории России (х1) в период 2008-2014 гг. (таблица 1) [4].
Таблица 1. Исходные данные
Год |
Курс доллара (у), руб. |
Цена на легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории РФ (х1), тыс.руб. |
2008 |
24,43 |
399,39 |
2009 |
31,37 |
440,55 |
2010 |
30,48 |
475,12 |
2011 |
29,01 |
491,62 |
2012 |
31,14 |
526,78 |
2013 |
32,16 |
550,02 |
2014 |
35,99 |
629,27 |
Проверка корреляции между показателями выявила значимость линейного коэффициента ryx1 = 0,87286. Для отражения динамики показателей был построен график, а также для каждой переменной были построены тренды (рисунок 1). Рассчитанные коэффициенты корреляции по отклонениям от трендов (ryx1 = 0,76521)
и коэффициенты t-статистики (tрасчетное = 1,15913 и tтабличное = 2,57058) доказали линейность связи между показателями. В результате построения парной линейной зависимости между показателями было получено следующее уравнение связи:
у = 0,10036х1
Рисунок 1 – Динамика показателей х1 и у
Для того, чтобы можно было напрямую построить модель зависимости между показателями, а также для проведения интерпретации модели, был учтен временной фактор, влияющий на оба показателя. В результате было получено уравнение связи вида:
y(x1;t) = 0,06972х1 – 1,08080t
В остатках не было выявлено автокорреляции, что свидетельствует о взаимосвязи показателей, а также о надежности модели. Коэффициент эластичности для данной модели составляет 1,13041, что говорит о следующем: изменение курса доллара на 1% приводит к увеличению цены автомобиля на 0,13%.
Также по вычисленным данным была построен график аппроксимации модели связи, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2 – Аппроксимация модели связи для курса доллара и уравнения связи y(x1;t)
Проанализировав все полученные данные можно сделать вывод о том, что зависимость между изменением курса доллара и ценой на легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории РФ существует.
Также можно отметить, что в случае с автомобилями, собираемыми в России, возможны 2 сценария развития:
а) рост курса доллара. В этой ситуации выгода на стороне отечественных автопроизводителей и в меньшей степени предприятий, осуществляющих сборку иномарок в России. Большая часть затрат будет номинироваться в рублях, и в этой связи отечественные автопроизводители смогут предлагать свою продукцию по более низким ценам, чем иностранные.
б) рост курса рубля. В этом случае преимущество окажется у иностранных производителей, так как себестоимость деталей и сборочных единиц уменьшится, а следовательно уменьшится и стоимость самих автомобилей.
Библиографический список
- Автомобильный рынок России – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/tags/3/ (дата обращения: 9.05.2016)
- Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 203 “О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов оборудования”.
- Аналитическое агентство «Автостат». [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru (дата обращения: 9.05.2016)
- Рассчитано по: стат.сб. Регионы России. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по городам [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi (дата обращения: 10.05.2016)
- Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. № 319