ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА ДОЛЛАРА НА ЦЕНУ ИНОМАРОК РОССИЙСКОЙ СБОРКИ

Витюгина Ирина Владимировна
Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация
В данной статье рассматривается и анализируется зависимость между курсом валюты и ценой на иностранные автомобили, производящихся на территории РФ. Также рассмотрены перспективы дальнейшего ценообразования в автомобилестроении.

Ключевые слова: стоимость автомобиля, уровень цен, ценообразование, эконометрика, эконометрическая модель, экономика


INFLUENCE OF DOLLAR EXCHANGE RATE’S CHANGES ON THE RUSSIAN ASSEMBLED FOREIGN CARS’ PRICE

Vityugina Irina Vladimirovna
Obninsk Institute of Atomic Energy of National Research Nuclear University "MEPhI"

Abstract
This article deal with discuss and analysis of the relationship between exchange rate and price of foreign cars produced in Russia. Also the prospects for the future pricing in the automotive industry were discussed.

Библиографическая ссылка на статью:
Витюгина И.В. Влияние изменения курса доллара на цену иномарок российской сборки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13268 (дата обращения: 13.03.2024).

На протяжении нескольких последних лет Россия становится все более важным игроком на мировой арене и автомобильная промышленность – не исключение. Темпы роста продаж автомобилей находятся на достаточно высоком уровне, но в целом уровень «автомобилизации» населения РФ ниже, по сравнению, например, с европейским. В этой связи появляется неудовлетворенный спрос потребителей. Данные факторы привлекают крупных мировых производителей автомобилей, а вслед за ними приходят и производители комплектующих товаров.

За последние годы на территории РФ увеличилось количество иностранных заводов, производящих легковые автомобили. К их числу относятся такие автопроизводители, как «Пежо/Ситроен», «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген» и др [1].

В 2005 году Правительство РФ отменило или снизило пошлины на 61 позицию автокомплектов, ввозимые в Россию для промышленной сборки, а также отменило таможенные сборы с определенных видов технологического оборудования для автопрома. [2]

В настоящее время автомобильный рынок переживает не самые легкие времена [3]. Спад промышленного производства по всему миру оказался очень глубоким. Этот кризис охватил все страны, в том числе и Россию: заводы сокращают свои производственные планы и уменьшают количество персонала, банки прекращают выдавать автокредиты, а страховщики сообщают об уменьшении количества автомобилей, застрахованных по “КАСКО”. Если говорить про цены на автомобили, то нужно иметь ввиду, что иностранцы-импортеры и производители автомобилей сейчас ведут смешанную политику: одни привязаны к курсу доллара или евро, другие – нет. Большинство автомобильных генеральных дистрибьюторов фиксируют свои цены в рублях на определенный период: на квартал, на полгода или на год. Но, возможно, их политика изменится в связи с более резкими колебаниями курса валюты и рубля, и они, чтобы как-то минимизировать риск, перейдут к ценам, которые будут выражаться в валюте. Поэтому, скорее всего, цены на иномарки в рублях будут повышаться. Действительно ли это так? Чтобы ответить на этот вопрос был проведен анализ и построена эконометрическая модель.

Для построения модели рассматривался набор переменных: изменение курса доллара (у) и цены легковых иномарок, которые были произведены на заводах, находящихся на территории России (х1) в период 2008-2014 гг. (таблица 1) [4].

Таблица 1. Исходные данные

Год

Курс доллара (у), руб.

Цена на легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории РФ (х1), тыс.руб.

2008

24,43

399,39

2009

31,37

440,55

2010

30,48

475,12

2011

29,01

491,62

2012

31,14

526,78

2013

32,16

550,02

2014

35,99

629,27

Проверка корреляции между показателями выявила значимость линейного коэффициента ryx1 = 0,87286. Для отражения динамики показателей был построен график, а также для каждой переменной были построены тренды (рисунок 1). Рассчитанные коэффициенты корреляции по отклонениям от трендов (ryx1 = 0,76521)
и коэффициенты t-статистики (tрасчетное = 1,15913 и tтабличное = 2,57058) доказали линейность связи между показателями. В результате построения парной линейной зависимости между показателями было получено следующее уравнение связи:

у = 0,10036х1

Рисунок 1 – Динамика показателей х1 и у

Для того, чтобы можно было напрямую построить модель зависимости между показателями, а также для проведения интерпретации модели, был учтен временной фактор, влияющий на оба показателя. В результате было получено уравнение связи вида:

y(x1;t) = 0,06972х1 – 1,08080t

В остатках не было выявлено автокорреляции, что свидетельствует о взаимосвязи показателей, а также о надежности модели. Коэффициент эластичности для данной модели составляет 1,13041, что говорит о следующем: изменение курса доллара на 1% приводит к увеличению цены автомобиля на 0,13%.

Также по вычисленным данным была построен график аппроксимации модели связи, представленный на рисунке 2.


Рисунок 2 – Аппроксимация модели связи для курса доллара и уравнения связи y(x1;t)

Проанализировав все полученные данные можно сделать вывод о том, что зависимость между изменением курса доллара и ценой на легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории РФ существует.

Также можно отметить, что в случае с автомобилями, собираемыми в России, возможны 2 сценария развития:

а) рост курса доллара. В этой ситуации выгода на стороне отечественных автопроизводителей и в меньшей степени предприятий, осуществляющих сборку иномарок в России. Большая часть затрат будет номинироваться в рублях, и в этой связи отечественные автопроизводители смогут предлагать свою продукцию по более низким ценам, чем иностранные.

б) рост курса рубля. В этом случае преимущество окажется у иностранных производителей, так как себестоимость деталей и сборочных единиц уменьшится, а следовательно уменьшится и стоимость самих автомобилей.


Библиографический список
  1. Автомобильный рынок России – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/tags/3/ (дата обращения: 9.05.2016)
  2. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 203 “О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов оборудования”.
  3. Аналитическое агентство «Автостат». [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru (дата обращения: 9.05.2016)
  4. Рассчитано по: стат.сб. Регионы России. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по городам [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi (дата обращения: 10.05.2016)
  5. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. № 319


Все статьи автора «Витюгина Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: