В наше время одной из актуальных проблем является развитие малого бизнеса. Бизнес осуществляется различными организациями, который, как правило, бывает направлен на извлечение природных благ или на осуществления обмена своих услуг на другие товары или деньги, т.е. осуществляется обмен на взаимовыгодных условиях между заинтересованными организациями. Бизнес оказывает большое влияние на развитие экономики Российской Федерации, потому следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сфера малого бизнеса является важнейшим резервом роста национальной экономики, но не обходится без проблем, препятствующих его развитию. Прежде всего - это не эффективная законодательная база, отсутствие средств, налоговая нагрузка. Сфера малого бизнеса важна не только для экономики государства, но и для всех граждан страны, ибо малый бизнес влияет на важные сферы нашей деятельности – экономическую, социальную, научно-техническую и прочее. В связи с этим следует отметить, что правительству выгодно процветание малого бизнеса, и оно должно приложить усилия для его развития, оказывать определенную поддержку и рассматривать новые предложения по улучшению малого бизнеса в России.
Малый бизнес определяет темпы экономического роста, а также структуру и качество валового национального продукта. В большинство развитых странах, процент ВВП приходящего на долю малого бизнеса составляет 60-70%.Стоит отметить, что дело не только в высоких показателях. Сектор малого бизнеса является основой современной рыночной инфраструктуры, который обеспечивает конкурентную среду экономики. Правительственная поддержка малого предпринимательства зачастую неспособна оказать должный результат из-за ряда проблем, которые ограничивают деятельность малого предпринимательства. Количественные показатели в РФ значительно уступают показателям развитых стран. Российский малый бизнес сформировался и начал свое развитие сравнительно недавно, но уже успел пройти сложный путь. Проведем анализ особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами и по отношению к среднему и крупному бизнесу:
1. Низкий процент венчурной специализации.
В экономически развитых странах входе формирования инновационной экономики большую роль играет малый бизнес, в России же напротив малым бизнесом является торговля и коммерция, а на инновационное производство приходится лишь 6%. Важнейшей задачей правительства РФ заключается в том, чтобы развить предприятия , основанные на инновационном производстве.
2. Низкая легитимность малого бизнеса.
Для малого бизнеса в России является характерным легитимность бизнеса. Это связно с тем, что большинства предприятий функционируют в сфере теневой экономики. Теневая экономика представляет собой «серые схемы», которые действуют для занижения прибыли, за счет чего уменьшают свои налоги, что приводит к снижению доходов бюджета страны. На данное время, учитывая то, что налоги существенно снизились, малые предпринимательства могут выйти из тени, но опасаются конкуренции. Мы считаем, что эта проблема должна решаться на государственном уровне.
3. Нехватка финансирования.
Данная проблема появилась из-за малой величины индивидуального капитала, которая приводит к нехватке финансирования. Весь стартовый капитал предприятий уходит в оборот и редко случается так, что производственный цикл совпадает с временем обращения капитала. В итоге приходится брать кредит для малого бизнеса, хоть процентные ставки на его услуги значительно выше, чем по сравнению со средним и крупным бизнесом. В большинстве случаев предприятия становятся банкротами.
4. Неустойчивость малого бизнеса.
По статистике, каждый четвертый малый бизнес в России закрывается от того, что становятся банкротами или просто сворачивают свою деятельность.
Малый бизнес способствует наилучшему удовлетворению потребительского спроса, развивает региональный рынок, обеспечивает рабочие места, развивает экономику страны, способствует инновационному развитию страны и прочее.
Мы считаем, что малый бизнес является ключом достижения тех высот, которых добились экономически развитые страны и нашему правительству стоит акцентировать на нем свое внимание, ибо именно посредством государственной поддержки возможно развитие малого бизнеса в Российской Федерации.
Библиографический список
- Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
- Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. – 324 с.
- Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС,2009. – 224 с.
- Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
- Буров В. Ю. Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина – Иркутск, 2011. – 201 c.