ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Осыка Виктория Евгеньевна1, Горщар Роман Сергеевич2, Казак Анатолий Николаеич3
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, студентка 4 курса
2Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, студент 4 курса
3Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы развития ИТС в курортных городах, которые можно решить, используя интеллектуальные транспортные системы. Приведены примеры первых ИТС, а также характеристика и оценка развития существующих ныне систем управления, информирования и мониторинга транспортных потоков на автомагистралях России.

Ключевые слова: автомагистрали, автоматизация, ДТП, инфраструктура, ИТС


INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS

Osyka Viktoriya Evgenevna1, Horschar Roman Sergeevich2, Kazak Anatoliy Nikolaeich3
1Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) “V.I. Vernadsky Crimean Federal University” in Yalta, student 4 courses
2Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) “V.I. Vernadsky Crimean Federal University” in Yalta, student 4 courses
3Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) “V.I. Vernadsky Crimean Federal University” in Yalta, candidate of economic Sciences, assistant professor

Abstract
This article discusses the development of its in resort towns that can be solved using intelligent transport systems. Examples of the first its and characterization and evaluation of development currently existing management systems, information and monitoring of traffic flows on the motorways of Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Осыка В.Е., Горщар Р.С., Казак А.Н. Интеллектуальные транспортные системы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13221 (дата обращения: 11.03.2024).

В наше время происходят коренные изменения облика транспортной системы во всем мире, но несмотря на это большинство людей даже не представляют какую роль и место занимает интеллектуальные транспортные системы в данном процессе. Но положительные результаты, которые приносят данные изменения, также сопровождаются негативными последствиями, это в первую очередь высокий уровень человеческих потерь на транспорте.

С каждым годом увеличивается использование невосполняемых природных ресурсов. Это негативно отражается на окружающей среде, но взамен того человечество может удовлетворять свои потребности в отношении мобильности, перевозки товаров, безопасности и общего качества жизни.

В России, как и в остальных государствах, транспорт – одна из крупнейших сфер хозяйственной деятельности, которая является составной частью других инфраструктур. Транспортная сеть объединяет все уголки государства, что позволяет достигать целостность территорий, единство экономической системы, а также связи с мировым сообществом.

Главная опора системы автодорожных перевозок, которая формирует достойный уровень обслуживания, а также непрерывное и безопасное движение транспортных средств – это автомагистрали. Никакое государство не способно контролировать риски своей экономики, если оно не имеет сильные транспортные позиции.

Сейчас интеллектуальные транспортные системы (ИТС) — это сравнительно молодое направление в технике, экономике и науке, которое считается одним из более эффективных способов решения проблем транспортной среды и основой создания новых сфер промышленности.

Интеллектуальная транспортная система — это интеллектуальная система, использующая инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами. Особенно значительную роль ИТС играют в развитии курортных городов.

Общая проблематика развития ИТС в курортных городах.

Благодаря переходу к интенсивному и инновационному типу развития, Россия старается стать лидером глобальной экономики, для чего необходимо принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. Показатели транспортного обслуживания влияют на реализацию экономических связей внутри государства и за его пределами, а также на возможность передвижения жителей для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Что же сейчас происходит на дорогах курортных городов? Перегруженность улично-дорожной сети бьет и по курорту, и по людям приезжим или живущим в городе. Последствием увеличения объемов движения транспортных средств является снижение скоростей всего движения по городу, что в итоге приведет к нарушению систематичности сообщения, большим потерям времени и перерасходу топлива. Результат всего вышесказанного является понижение качества транспортных услуг. Также увеличение объемов движения приводит к созданию заторов, которые являются причиной увеличения количества загрязняющих веществ в атмосфере, ростом конфликтных ситуаций на дороге и, разумеется, стрессам среди водителей. И конечно растет число дорожно-транспортных происшествий. Очевидно, что все перечисленные факторы ведут к экономическому ущербу, снижению уровня безопасности дорожного движения, а также ущербу окружающей среде и здоровью населения.

Все эти неизбежные для курортных городов проблемы можно и нужно решать с помощью интеллектуальной транспортной системы. Если говорить конкретней, то ИТС регулирует движение на дорогах города, на автомагистралях и на перекрестках, тем самым предупреждая возникновение пробок, контролирует движение общественного транспорта и автотранспортные потоки, следит за безопасностью движения транспорта, что позволяет предотвращать ДТП, координирует взаимодействие различных служб при чрезвычайных ситуациях и, наконец, информирует участников движения.

Характеристика и оценка развития существующих систем управления, информирования и мониторинга транспортных потоков на автомагистралях России.

В течение последних 30 лет постоянно формируются практические навыки эксплуатации и обслуживания автомагистралей. Разрабатываются концепции и стратегии в сфере ИТС. Специалисты в данной области быстро усваивают уроки неудач, и получающиеся в результате системы улучшаются с каждым новым днем.

В такой ситуации объект автоматизации – это скоростная автомобильная дорога. Особенностью такого объекта являются повышенный скоростной режим передвижения транспорта, наличие возможных транспортных развязок в различных уровнях с иными автомобильными дорогами и минимальное светофорное регулирование или, если это возможно – вообще его отсутствие.

Первая отечественная интеллектуальная транспортная система появилась в СССР в конце 70-х годов — это АРДАМ (автоматизированное регулирование движения на автомобильных магистралях).

Государственными институтами в то время были разработаны соответствующее методические указания по эксплуатации системы АРДАМ. Серьезно подошли к анализу опыта основания и действительного функционирования такой системы на участке МКАДа, разработаны справочные материалы по управлению транспортными потоками.

Основные задачи, которые выполняет система АРДАМ – это сбор, анализ и переработка полученной информации об условиях движения транспортных средств на дорогах. На основе полученных данных, система выбирает наиболее разумные режимы движения, а также обеспечивает их посредством вывода должных инструкций на регулируемые знаки и сигналы, и указаний различным дорожным службам.

В то же время была разработана еще одна система, более простая — это система диспетчерского управления движением «Диспут». Отличие данной системы от системы АРДАМ в том, что она не требует электронно-вычислительные машины, а управление периферийным оборудованием возможно только при помощи командам диспетчера. Решение определенных задач, установление режимов движения должен принимать диспетчер, основываясь на своем опыте или с помощью некого специального устройства — оперативного электрического имитатора.

В современной России имеются инновационные разработки технологии интеллектуальных транспортных систем, которые довольно востребованы и признанные во всем мире. Началом процесса организации национальной интеллектуальной транспортной системы в России можно считать проведение в апреле 2009 г. Российского международного конгресса по ИТС, прошедшего при официальной поддержке государства. Российский опыт формирования ИТС базируется на том, что в основе таких систем обязательно должны быть автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД).

Сейчас, опираясь на ранее полученный опыт подобных проектов в области ИТС, в России создается все больше подобных мощных систем, например: АСУДД Кольцевой автомобильной дороги; АСУДД Западного скоростного диаметра; АСУДД автомобильной дороги M-10 «Скандинавия»; АСУДД на отдельных участках автомобильных дорог М-1 «Беларусь», M-3 «Украина», M–4 «Дон», M-11 Москва — Санкт-Петербург.

Также ведутся активные разработки по созданию подсистем для разных курортных городов, так как такие города в первую очередь нуждаются в подобной системе.

Интеллектуальные транспортные системы помогут городам-курортам решить такие задачи, как:

-         Правильное распределение дорожного движения во времени и пространстве.

-         Увеличение объемов пропускной способности локальной дорожной сети.

-         Предоставление приоритета для перемещения установленному типу транспортного средства.

-         Повышение безопасности на дорогах, что в результате приведет к росту пропускной способности.

-         Значительное понижение негативного экологического влияния транспорта на природу.

-         Предоставление определенной информации заинтересованным лицам о состоянии на дорогах.

Однако опыт разработок и реализации отдельных подсистем и целых ИТС показывает, что внедрение аналогичных комплексов на Западе имеет куда большую результативность, чем в России. Есть множество причин снижения эффективности, среди которых следует выделить объективные специфические особенности менталитета российского участника дорожного движения.


Библиографический список
  1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс] – URL: http://pandia.ru/text/77/145/938.php
  2. О концептуальных подходах формирования и развития Интеллектуальных Транспортных Систем в России [Электронный ресурс] – URL: http://inteltech.center/?page_id=421
  3. ИТС на автомобильных дорогах федерального значения России [Электронный ресурс] – URL: http://its-russia.ru/upload/iblock/27aB8.pdf


Все статьи автора «Осыка Виктория Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: