Какие новые сегменты открываются на современном рынке онлайн-образования в России и какие решения уже представлены на нем.
Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным, совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд. руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд. руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд. руб. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018 году доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд. руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент [1].
Таблица 1[1]. Карта российского онлайн-образования по сегментам
Данных, связанных с онлайн-образованием по творческим направлениям пока нет. Эта отрасль начала активно развиваться и выходить на рынок только с 2014 года. Возможно это направление не является достаточно крупным, и объем рынка будет варьироваться не в десятках миллиардах рублей, а в нескольких, но его значение стоит учитывать и рассматривать.
Население России составляет 146 319 437 человек. По статистике почти ежедневно в нашей стране Интернетом пользуются 73 159 718 человек, из которых 38 774 650 (53,7%) женщин. Преобладающая часть тех, кто ходит на уроки по рисованию, рукоделию, дизайну – женщины. На них мы и будем ориентироваться. Посчитав количество школ и курсов по интересующим нас направлениям в Москве и Московской области со средним количеством учеников в месяц, мы экстраполировали данные на всю Россию и высчитали примерный объем рынка, который равняется 180 миллионам рублей в месяц или 2 160 рублей миллионов в год. На основе этих примерных данных можно детальнее рассмотреть сегмент.
Перечислим основные направления, которые входят в этот сегмент:
-
Рисование (преобладающее число курсов).
-
Рукоделие.
-
Кройка и шитье.
-
Дизайн интерьеров и моделирование одежды.
Частные мастер-классы, школы и курсы по рисованию/рукоделию/кройке и шитью и т.д. стали выходить в формате онлайн – теперь каждый желающий может научиться не только программированию и бизнесу, но и заниматься тем, что его вдохновляет, создавая что-то своими руками.
Какие бизнес-модели работают на данном рынке и несколько основных участников:
Существует две основные модели:
1. Месячные онлайн-курсы: временный доступ, достаточно большое количество уроков по нескольким темам.
2. Короткие онлайн-курсы: постоянный доступ, несколько уроков, полностью раскрывающих определенную тему.
Основные участники рынка онлайн-образования по творческим направлениям:
1. Kalachevaschool.ru – школа по рисованию, которая не только преподает очно, а так же вышла в онлайн-формат. В основном школа придерживается бизнес-модели, направленной на месячные уроки.
Рисунок 1. Логотип школы по рисованию Kalachevaschool.ru
2. Handy Education – образовательная онлайн-площадка, на которой можно найти короткие онлайн-курсы. Преобладают видеокурсы по рисованию, но платформа ориентируется на все вышеописанные направления в отрасли.
Рисунок 2. Логотип образовательной онлайн-площадки Handy Education
3. FashionElement – платформа с онлайн-курсами, в основном по кройке, шитью и дизайну одежды. Можно найти видеокурсы месячного и менее длинного – короткого формата.
Рисунок 3. Логотип платформы с онлайн-курсами FashionElement
Мало кто может сказать, насколько быстро развиваются эти направления и какой процент пользователей все больше и больше увлекается онлайн-образованием, но тенденция перехода с очных курсов на онлайн обучение заметна. В связи с этим можно предположить, что мы скоро увидим новую строчку в таблице от аналитических компаний.
Российский рынок онлайн-образования, как и многие другие, отстает от Западного на 3-5 лет. Не станем долго дискутировать на тему почему так происходит, но мы все-таки рассмотрим экономическую целесообразность онлайн-образования и выскажем свою точку зрения по поводу того инструмента, который действительно может способствовать улучшению ситуации.
Бизнес в большинстве случаев связан с тем государством, в котором он осуществляет свою деятельность. Внутренняя экономическая политика Правительства РФ направлена на улучшение инвестиционного климата и поддержку инновационных предприятий, а так же борьбы с теневой экономикой.
Развитие онлайн-образования и борьба с теневой стороной экономики, связанной с репетиторством и частным обучением, поможет созданию действительно качественных онлайн-сервисов, чьи инструменты, быть может, не полностью заменят очное обучение, но заставят человека задуматься и сделать выбор над тем, куда он пойдет получать знания. В связи с этим можно отметить компанию «НЕТОЛОГИЯ-ГРУПП», которая является отличным примером подачи качественного контента по обучению: маркетингу, дизайну, программированию, управлению проектами и школьному образованию (подготовке к ГИА/ЕГЭ).
Библиографический список
- Михаил Иванов. CNEWS.RU. Интернет издание о высоких технологиях. 10.12.2014.