В настоящее время Правительство России подчеркивает необходимость устойчивого развития государства, что возможно в случае обеспечения развития всех его регионов. Однако регионы РФ имеют разный уровень социально-экономического развития. Проблема преодоления дифференциации в развитии регионов была и остается одной из самых актуальных для России.
Согласно перечню монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утвержденному распоряжением Правительства РФ №1398-р от 29.07.2014 с изменениями на 13 мая 2016 года в РФ сегодня насчитывается 318 моногородов.[2] Характерной чертой моногорода выступает его «привязанность» к основному предприятию или группе технологически связанных предприятий, обуславливающих социально-экономическое развитие этого населенного пункта.
Эксперты в исследовании монопрофильных городов и градообразующих предприятий определяют «моногород» как городской округ (или городское поселение), организации и жители которого не имеют возможности собственными силами компенсировать риски внешней экономической среды, включающие возможность устойчивого развития этого населённого пункта. [4]
Безусловно, монопрофильные города имеют серьезные недостатки, такие как слабая функциональная структура городского расселения, однобокий характер урбанизации. Устаревшая инфраструктура многих моногородов не позволяет им развиваться и искать инвестиционные ресурсы для обновления.
К достоинствам монопрофильных городов стоит отнести тот факт, что ряд российских моногородов обозначили направление своего развития как инновационные центры, другие становятся территориями технологического трансферта. Свой технологический потенциал они будут увеличивать с помощью создания особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов. Ключевое место в прогрессивном функционировании монопрофильных городов занимает кластерный подход, который способствует повышению конкурентоспособности региональной экономики и стимулированию ее роста с помощью обновления, инноваций и технологического развития.
[4]
С проблемами развития моногородов сталкиваются и зарубежные страны. Реструктуризация функциональности города ― самый действенный механизм поддержки и реабилитации трудовых ресурсов моногородов на Западе.
За границей формирование институтов развития моногородов сопровождается целым комплексом государственных и муниципальных мероприятий социальной направленности.(см.рис.1)[3].
Рис.1.Комплекс мероприятий по развитию моногородов социальной направленности Запада
Наиболее широко переселение как инструмент поддержки моногородов получило в США из-за высокой мобильности населения. В России же наблюдается крайне низкая мобильность трудовых ресурсов. Люди не готовы переезжать в другие населенные пункты, даже если им гарантируется стабильная работа.
Изучение деятельности моногородов в зарубежных странах способствует заимствованию положительного опыта повышения занятости, заработной платы и в конечном результате, социально-экономического положения населения моногорода.
В настоящее время в России сложилась непростая ситуация в области занятости населения. Этому способствует нестабильность экономики, низкий уровень жизни населения, несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, безработица, которая является одной из коренных социально-экономических проблем.
Рис.2. Меры повышения занятости населения монопрофильных городов
На сегодняшний день в российских моногородах проживает около 16 миллионов человек (это 11% населения страны), причём на основных предприятиях работает 1 миллион 300 тысяч человек. [1]
На данный момент 318 моногородов России делятся на три категории. Это зависит от уровня их социально-экономического развития.
К городам с наиболее сложным социально-экономическим положением (1 категория) – отнесено 77 моногородов. Моногорода, имеющие риски ухудшения положения составляют 2 категорию (149). Муниципалитеты со стабильной социально-экономической ситуацией образуют 3 категорию (92).
В Нижегородской области насчитывается 12 монопрофильных городов. К нестабильным города из всего списка относится только Заволжье. Экономика города находится в существенной зависимости от предприятия ОАО «Заволжский моторный завод», обеспечивающего занятость населения, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры города, поэтому он имеет риск ухудшения экономической ситуации. [5]
Высокая степень монопрофильности экономики ― важнейшая проблема города. На градообразующем предприятие создается 52,6% общегородского объема отгруженной продукции, занято около 40 % экономически активного населения.
Инфраструктурные ограничения экономического роста ― вторая по степени важности проблема Заволжья. Недостаточный уровень энергомощностей, снабжение производственных объектов водой, низкая пропускная способность систем водоотведения ― все это создает существенные ограничения промышленному росту города. Большое влияние на развитие экономики города оказывает высокий процент износа систем и объектов инженерной инфраструктуры, отсюда следует затруднение строительства промышленных объектов и эксплуатации существующих [5].
Слабое функционирование инженерной и социальной инфраструктуры ухудшает восприятие жизни в городе, способствует миграции населения, а так же отрицательно сказывается на демографической ситуации.
На основании вышесказанного можно предложить следующие рекомендации по решению насущных экономических проблем Заволжья. Во-первых, необходима диверсификация и модернизация экономики города посредством объединения возможностей муниципальных, региональных, федеральных органов власти и руководства основных предприятий. Во-вторых, стоит провести мониторинг главных инфраструктурных проблем города и разработку проекта их решения. В-третьих, следует обратить особое внимание на реализацию административных мер по поддержки населения (например, снижение налоговой нагрузки).
Таким образом, монопрофильный город представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Градообразующее предприятие реализует не только экономические, но и социальные функции, обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. Сегодня государственная политика должна стремиться к диверсификации экономики моногородов. Необходимо сделать её более устойчивой, создать условия для привлечения инвестиций, для развития бизнеса и появления новых рабочих мест.
Библиографический список
- Информационный портал «Президент России». Материалы совещания по вопросам стабильного развития моногородов [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.kremlin.ru
- Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 24.11.2015 с изменениями на 13 мая 2016 года) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
- Рудова А.А. Повышение занятости в моногородах: отечественный и зарубежный опыт / Журнал «Проблемы местного самоуправления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru
- Шаститко А.Е. Фатихова А.Ф. Моногорода: новый взгляд на старую проблему//Журнал «Балтийский регион».-2015.-№1.- с.29
- Официальный сайт администрации Городецкого муниципального района. О ситуации в моногороде Заволжье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gorodets-adm.ru
Количество просмотров публикации: Please wait