Согласно, распространенной точки зрения, санкции в отношении нашей страны со стороны ЕС и США были спровоцированы вхождением Крыма в состав РФ, а также конфликтом на востоке Украины. В 2014 году был принят первый пакет санкций, который спровоцировал быстрый рост курса иностранной валюты. Позиции рубля стали слабеть, и в начале 2015 года доллар превысил отметку в 50 рублей [7].
Инициатором введения санкций выступили Соединенные Штаты Америки. Действия санкционного пакета разворачивались на территории Евразии, не причиняя никакого вреда Америки и ее экономике. По данным еврокомиссии на 3 квартал 2014 года ЕС в сфере сельского хозяйства имел потери в экспорте техники на сумму около 50% (около 5 млрд. евро) от суммы, которая была введена до санкций [4].
На конец 2013 года оборот сельскохозяйственной продукции между Россией и ЕС составлял 15,2 млрд. долларов, и наблюдалась тенденция роста данного показателя. После введение санкционного пакета только Германия потеряла около 800 млн. евро [4].
В августе 2014 года президент России В. В. Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [1]. Данный указ предполагал запрещение импорта говядины, свинины, птицы, молочной продукции, фруктов и многих других продуктов. Данный запрет отвечает в целом государственной политике РФ по развитию агропромышленного производства.
Правительство России после введения санкций незамедлительно отреагировало экстренными мерами по стабилизации экономики, результатом этого стало снижение импорта со стороны ЕС. Рассмотрим результаты предпринятых мер для нашей страны (см. таблица 1) [5].
Таблица 1 – Динамика производства продукции аграрного сектора РФ, %
Показатели |
1990 год |
2013 год |
2014 год |
Продукция сельского хозяйства |
100 |
89,3 |
92,6 |
Продукция растениеводства |
100 |
119,5 |
125,5 |
Продукция животноводства |
100 |
66,4 |
67,8 |
Индексы физического объема ВВП |
95,9 |
101,3 |
100,6 |
Из данных, представленных в таблице 1, можно выявить положительные и отрицательные тенденции. Положительные – рост объема продукции растениеводства. Отрицательные – снижение продукции животноводства и сельского хозяйства в целом, по сравнению с 1990 годом. Также нужно отметить, что показатели производства продукции сельского хозяйства России в 2014 году в целом по отрасли выросли по сравнению с 2013 годом на 3,3%. Таким образом, состояние сельского хозяйства России находится на удовлетворительном уровне развития.
Можно сказать, что санкционный пакет США и ЕС пошел только на пользу аграрному сектору России. Стала наблюдаться тенденция перехода роли импортера от ЕС к России.
На данный момент времени стратегической целью развития сельского хозяйства Российской Федерации является увеличение объемов производства в сельскохозяйственном секторе. Достижение этой цели планируется реализовать за счет ряда мероприятий. Например, увеличение размера гранта для начинающих сельхозпроизводителей до 3 млн. рублей. По данным Министерства сельского хозяйства, только в 2015 году данные гранты получили около 4500 фермеров. Также в ряде законопроектов отмечается, что с 2016 года планируется предоставление кредита под 5% годовых людям, непосредственно связанным с сельским хозяйством. Если учитывать, что средняя ставка процента по потребительским кредитам составляет 17%, то данная мера является хорошей перспективой для фермеров [2].
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что введение Западом санкций против России дало толчок развитию сельского хозяйства страны. Россия встала на путь обособления на мировом рынке, снижения импорта продукции из Европы и роста экспорта сельхозпродукции за границу. Уже сейчас страна обеспечена собственным зерном, маслом, картофелем и сахаром более чем на 90%, а мясом птицы и свинины на 70% [5].
Рассмотрим выполнение плана по растениеводству в России по данным таблицы 2 [6].
Таблица 2 – Выполнение плана по растениеводству в 2015 году
Показатель |
План |
Факт |
Выполнение, % |
1.Валовый сбор в хозяйствах всех категорий, тыс. т.: | |||
- зерновых и зерновобобовых |
95000,0 |
104211,9 |
109,7 |
- льноволокна и пеньковолокна |
54,7 |
37,8 |
69,2 |
- сахарной свеклы |
36310,0 |
33513,4 |
92,3 |
- картофеля |
31000,0 |
31109,2 |
100,4 |
2.Площадь посадки, тыс. га: | |||
- многолетних насаждений |
6,4 |
8,0 |
125,1 |
- виноградников |
7,9 |
4,1 |
51,9 |
3.Удельный вес отечественной с/х продукции, сырья и продовольствия в общем объеме ресурсов,% | |||
- зерно |
99,5 |
98,9 |
99,4 |
- сахар, произведенный из сахарной свеклы |
79,3 |
81,7 |
102,2 |
- масло растительное |
83,0 |
84,4 |
101,4 |
- картофель |
98,2 |
97,4 |
99,2 |
Данные таблицы 2 показывают, что фактический валовый сбор по зерновым и зерновобобовым культурам в 2015 году превышает плановый на 9,7%, а по картофелю на 0,4%. Площадь посадки многолетних насаждений превышает плановую на 25,1%. Наблюдается невыполнение плана по сбору льноволокон и пеньковолокон на 30,8% и сахарной свекле на 7,7%. Также лишь 51,9% плановых земель было засажено виноградниками.
Итак, международные санкции в отношении нашей страны, поставили ее экономику в экстремальное положение, которое требует незамедлительных и неординарных решений и мер. Проведенные Правительством действия по стабилизации экономики позволили простимулировать отечественных сельхозпроизводителей к расширению производства. Но на данный момент потенциал российского сельского хозяйства реализован не полностью.
Перед сельскохозяйственными предприятиями нашей страны стоят следующие задачи:
- эффективное управление внешними и внутренними ресурсами (управление дотациями, снижение кредиторской задолженности и т.п.);
- разработка инструментов оперативного управления финансовыми и инвестиционными ресурсами;
- принятие решений о целесообразности страхования урожая и поголовья скота, закупки новой техники и оборудования в лизинг, а также участия в государственных программах [3].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что у России есть высокий потенциал в развитии сельского хозяйства и последующем выходе на мировой рынок как крупного экспортера продукции. Для этого необходимо увеличивать размеры государственной поддержки аграрного сектора, повысить валовый сбор и качество урожая.
Библиографический список
- Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166922#0
- Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 г. № 320 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=LAW;n=181588
- Чурикова С.Ю. Формализация экономических связей системы управления сельскохозяйственной деятельностью // ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ИННОВАЦИИ: Южное измерение, 2008. — № 3-4 (5-6). — с. 69-74
- Потери сельского хозяйства ЕС после введения санкций с строну РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mcx.ru/
- Состояние дел и перспективы развития российского сельского хозяйства/ Пресс-служба Минсельхоза России. — М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 4 декабря 2015 — Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/46014.355.htm
- Выполнение целей по растениеводству за 2015 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mcx.ru/documnts/documnt/show/22026.htm
- Динамика официального курса заданной валюты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx
- О дополнительных мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://special.government.ru/news/6634/
Количество просмотров публикации: Please wait