С целью увеличения выручки предприятия и повышения его финансовых результатов в транспортной компании предлагается: увеличение грузоподъемности автомобилей за счет приобретения полуприцепов.
В первую очередь, предлагается приобретение полуприцепов за счет имеющейся на предприятии нераспределенной прибыли. При этом произойдет увеличение общей грузоподъемности автомобилей.
Большим резервом повышения эффективности перевозок является дальнейшая механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных грузов. Повысить уровень механизации этих работ на автомобильном транспорте можно путем применения специализированных транспортных средств с автономными перегрузочными устройствами: подъемными бортами, консольными и портальными кранами.
Рассмотрим мероприятие по увеличению грузоподъемности автомобилей на примере транспортной компании за счет приобретения двух полуприцепов и произведем расчет изменения основных эксплуатационных показателей при этом.
В данной работе при расчетах была использована методика, предложенная в учебном пособии экономистом, специализирующимся в области автомобильного транспорта, О.Ю. Матанцевой [1].
Приобретение прицепов позволит для данной компании максимально использовать грузоподъемность автотранспорта (использовать его тяговую мощь) при минимальных затратах.
Следует отметить, что увеличение грузоподъемности транспорта за счет использования прицепов повлечет за собой увеличение расхода топлива, поскольку повышается коэффициент тяговой нагрузки на автомобиль.
Для дальнейших расчетов были использованы данные статистической и аналитической отчетности и из повседневной хозяйственной деятельности предприятия. Изменение эксплуатационных показателей работы при увеличении грузоподъемности автомобилей представлено в таблице 1.
Данные таблицы 1 показывают, что в результате предложенного мероприятия показатели работы транспортной компании изменятся следующим образом. Среднесписочное количество автомобилей увеличится на 2 за счет приобретения двух полуприцепов. Общая грузоподъемность при этом увеличится на 30 тонн. Общий объем перевозок (Q) в тоннах увеличится на 2 966 тонн, грузооборот в тонно-километрах (Р) увеличится на 741 632. Общий пробег автомобилей и автомобиле-часы работы подвижного состава в транспортной компании останутся без изменений.
Таблица 1 – Изменение эксплуатационных показателей работы транспортной компании при увеличении грузоподъемности автомобилей
Наименование показателя |
Обозна-чение |
До внедрения (факт 2012 г.) |
После |
Изменение (+,-) |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. |
Асс
|
15 |
17 |
+2 |
Общая грузоподъёмность автомобилей, т |
qобщ |
80 |
110 |
30 |
Объём перевозок, т |
Q |
20 288 |
23 254 |
2 966 |
Грузооборот, т км |
Р |
5 071 949 |
5 813 581 |
741 632 |
Общий пробег автомобилей, тыс. км |
Lобщ |
1 000 005 |
1 000 005 |
0 |
Автомобилечасы работы, тыс. ч |
АЧр |
19 805 |
19 805 |
0 |
Также это мероприятие важно в свете Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», отражающего основную концепцию развития транспортной промышленности страны.
Изменение эксплуатационных показателей работы в транспортной компании повлечет за собой изменение производственных показателей деятельности предприятия и, как следствие, финансовых показателей. Расчет и анализ изменений основных показателей представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Изменение основных показателей деятельности транспортной компании при увеличении грузоподъемности автомобилей
Наименование показателя |
До внедрения (факт 2015 г.) |
После |
Отклонение (+,-) |
Марка топлива |
ДТ |
ДТ |
|
Общий пробег, тыс. км. |
1000005 |
1000005 |
- |
Объём транспортной работы, тыс. км |
13120 |
13120 |
- |
Линейная норма расходов топлива на100 км пробега, л |
25 |
28,5 |
+3,5 |
Линейная норма расходов топлива на 100 т/ км транспортной работы, л |
2 |
2 |
- |
Итого нормативный расход топлива на перевозки, л |
250264 |
275264 |
+25000 |
Надбавки при работе в зимнее время, % |
3,2 |
3,2 |
- |
Всего нормативный расход топлива на перевозки, тыс. л |
258272 |
284072 |
+25800 |
Расход топлива на внутри гаражные расходы и технические надобности, тыс. л |
5,8 |
5,8 |
- |
Общий нормативный расход топлива, тыс. л |
258272 |
284072 |
+25800 |
Всего затрат на автомобильное топливо, тыс. р. |
6069 |
6676 |
+607 |
Необходимо отметить при этом, что в своей деятельности предприятие руководствуется следующими основными нормативно-законодательными актами:
- Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте;
- Федеральный закон РФ от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Данные таблицы 2 показывают, что при внедрении данного мероприятия увеличится линейная норма расхода топлива на3,5 лна100 км, что повлечет общее суммарное увеличение затрат предприятия в сумме 607 тыс. р. и соответственно себестоимости.
Всего транспортно-эксплуатационные затраты предприятия из-за внедрения предложенного мероприятия увеличатся на 607 тыс. р. Далее рассчитаем изменение финансовых показателей деятельности для транспортной компании в таблице 3.
Таким образом, в результате внедрения предложенного мероприятия по увеличению грузоподъемности автомобилей за счет приобретения полуприцепов прибыль от продаж в компании от транспортно–экспедиторской деятельности увеличится на 4224 тыс. р.
Таблица 3 – Изменение финансовых показателей деятельности транспортной компании при увеличении грузоподъемности автомобилей
Наименование показателя |
До внедрения (факт 2015 г.) |
После внедрения (план) |
Откло-нение, |
Темп роста, |
|
(+,-) |
% |
||||
Объем перевозки, тыс. тн |
27198 |
30125 |
+2927 |
110,8 |
|
Тариф за объем груза, тыс.р./ тн. |
1,65 |
1,65 |
- |
- |
|
Выручка от реализации транспортно-экспедиторских услуг, тыс. р. |
44876 |
49707 |
+4831 |
110,7 |
|
Себестоимость деятельности, тыс.р. |
39171 |
39778 |
+607 |
101,5 |
|
Прибыль от продаж, тыс. р. |
5705 |
9929 |
+4224 |
164,0 |
В процессе финансового и производственного планирования деятельности предприятия на перспективу особое значение имеет определение и анализ таких показателей, как уровень безубыточности и маржинальная прибыль.
В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства). Рассчитаем точку безубыточности для транспортной компании после внедрения предлагаемого мероприятия. Данные для расчетов представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Определение точки безубыточности после внедрения предлагаемого мероприятия
Наименование показателя |
Сумма, тыс. р. |
Выручка от реализации (предлагаемого мероприятия), тыс. р. |
49707 |
Переменные затраты, тыс. р. |
8 181 |
Постоянные затраты, тыс. р. |
4 476 |
Итого расходов, тыс. р. |
12657 |
Доля переменных затрат, % |
0,16 |
Точка безубыточности, тыс. р. |
5328 |
Доля переменных затрат = 8181 тыс. руб. / 49707 тыс. руб. = 0,16
Точка безубыточности = 4476 / (1 – 0,16) = 5328 тыс. руб.
Из представленных расчетов следует, что после проведения предлагаемого мероприятия по увеличению грузоподъемности автомобильного транспорта точка безубыточности для транспортной компании достигнет при объёме грузооборота транспортно-экспедиторских услуг в стоимостном выражении в сумме 34097 тыс. р.
Таким образом, предложенное мероприятие будет способствовать повышению финансовых результатов деятельности предприятия и, самое главное, помогут транспортной компании увеличить чистую прибыль, что доказывает их экономическую эффективность.
Библиографический список
- Матанцева, О.Ю. Основы экономики автомобильного транспорта: учеб. пособие / О.Ю. Матанцева. – М. : Юстицинформ, 2015. – 287 с.