РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Кукушкина Дарья Владимировна1, Засимкина Арина Сергеевна1
1Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), студент 4-го курса факультета «Государственное управление и финансовый контроль»

Аннотация
Долгосрочные вложения в любую отрасль стимулируют их развитие, в связи с этим у роль инвестиций сложно переоценить. Капитал, который вкладывается в новые инвестиционные проекты, существующие или вновь организованные предприятия и компании, инновационные направления бизнеса или социально значимые программы важен, как приток свежей крови в организм. В настоящее время проступает исключительно повышенный интерес к исследуемой области вложения средств, как региональные инвестиции. Столичный регион переполнен инфраструктурой, финансовых игроков именно в этой местности наблюдается огромное количество, и конкуренция среди них не позволяет развернуться менее опытным и состоятельным инвесторам. Помимо этого, с помощью региональных инвестиций можно эффективно решать общегосударственные задачи, которые по тем или иным причинам привязаны к конкретной территории, и, тем самым, улучшать экономическую обстановку во всей стране. Все это обуславливает актуальность данной темы.
В данной статье авторы рассматривают современное состояние регионального инвестирования в РФ, современные проблемы в данной сфере и пути их решения. В работе были использованы следующие методы: сбор информации, метод анализа и синтеза.

Ключевые слова: инвестирование, инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестор, регион, региональная экономика, региональное инвестирование, экономика


REGIONAL INVESTMENT AT THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Kukushkina Daria Vladimirovna1, Zasimkina Arina Sergeevna1
1Financial University under the Government of the Russian Federation, student

Abstract
Long-term investments in any industry stimulates its development , so the role of investment is difficult to overestimate. Capital , which invested in new investment projects , existing or newly established enterprises and companies , innovative business areas or socially important programs is important , as the influx of fresh blood into the body. Today interest in the area of regional investment increases. The main region is full of infrastructure, financial players, and the competition among them does not allow turning to less experienced and wealthy investors. In addition, with the help of regional investments the national problem, which for one reason or another tied to a specific territory, can be effectively resolved. All of this causes the relevance of the topic.
In this article the authors discuss the current state of regional investment in the Russian Federation, the problems in this area and ways to solve them. In this work the following methods were used to collect information, a method of analysis and synthesis.

Keywords: economy, investing, investment, investment appeal, regional economy, regional investing


Библиографическая ссылка на статью:
Кукушкина Д.В., Засимкина А.С. Региональное инвестирование на современном этапе: проблемы и пути их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12838 (дата обращения: 12.03.2024).

Научный руководитель:

Барменкова Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

В настоящее время роль инвестиций в рыночной экономике является, без преувеличения, решающей. Они обеспечивают динамичное направление финансовых потоков в наиболее перспективные сферы деятельности, способствуют развитию инноваций, стимулируют предпринимательскую активность и, в конечном счете, имеют ключевое значение для развития общества в целом.

Буквальный перевод слова «инвестиция» означает «вложение». Инвестиции в экономике в условиях рынка – это вложение капитала в ту или иную сферу деятельности с целью получения дохода от него. Инвестирование по своей форме напоминает кредитование, однако цели и принципы этих действий отличаются тем, что:

  • кредит берется под заранее оговоренный процент и должен погашаться в указанные сроки;
  • инвестиции в общем случае не подлежат возврату, а время и сумма выплачиваемых по ним доходов зависят от прибыльности проекта;
  • в случае успешного проекта выплаты инвесторам могут значительно превысить вложенную сумму, а также принести имущественные права на результат.

Таким образом, инвестирование относятся к рискованным, но потенциально прибыльным способам получения дохода на капитал.

Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.[1, с. 389-392]

На региональном уровне инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства. Инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравниванию уровня социально-экономического развития регионов;
  • Решению ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранению существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшению экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников. Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами – огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов – имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

Однако, если обратиться к статистике, инвестиции в основной капитал в России в декабре 2015 года сократились на 8,7% по сравнению с декабрем 2014 года — до 2 трлн 460,3 млрд руб. В 2014 году инвестиции снизились на 2,5%, в 2013 году — на 0,2%. Данные свидетельствуют о наличии ряда проблем, которые понижают инвестиционную привлекательность регионов и страны в целом.[2]

Более того, местные власти стараются сосредоточить все рычаги управления в своих руках, и не подпускают к себе крупных и более выгодных инвесторов. В качестве примера можно назвать создание непреодолимых препятствий иностранному капиталу, выражающихся в немыслимом бюрократизме тех же чиновников, а также в нечестной конкурентной борьбе между компаниями, осуществляющими свою деятельность в том или ином регионе. Чтобы устранить проблему, требуются специальные программы региональных инвестиций, учитывающие западный опыт. К примеру, в Германии выпускаются специальные облигации, которые позволяют привлечь средства инвесторов и обеспечить им прибыль. В России подобные программы постоянно находятся в стадии разработки и обсуждения.

Кроме того, инвесторов отталкивает неразвитая инфраструктура регионов. Авторы предлагают создание индустриальных парков, которые являются специально организованной для размещения новых производств территорией, обеспеченной энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемой специализированной компанией.

Значимой проблемой является излишняя бюрократия. Данный вопрос можно урегулировать путем создания специализированной  организации по принципу «одного окна». Сейчас данная система набирает популярность в сфере оказания государственных услуг и гораздо облегчает процесс оформления документов. Альтернативой может служить создание организации, оказывающей консалтинговые услуги инвесторам: инвестор приходит в регион, его берут за руку, везде водят и за него решают формальности.

Нельзя забывать и о высокой налоговой нагрузке. Существует множество инструментов борьбы с данным фактором. Например, налоговые каникулы или снижение налоговых ставок.

Закредитованность регионов также оказывает влияние на инвестиционный климат. Согласно статистике, общий долг регионов и муниципалитетов за год вырос на 11% и на 1 января 2016 года составил 2,66 трлн рублей (3,3% ВВП).[3]

Решением данной проблемы может стать создание системы, при которой регионы будут кредитоваться с преференциями.

В настоящее время вопросом стратегической важности является формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности, как отдельных регионов, так и страны в целом. Это обусловлено тем, что инвестиции выступают важнейшей составляющей на пути выхода из экономического кризиса и играют ключевую роль в развитии хозяйственной деятельности России.

Однако, для развития технического потенциала страны, осваивания нового поколения техники и реконструкции старых предприятий, государство использует различные инструменты, которые могут как стимулировать, так и сдерживать инвестиционную активность, большая часть из них создается исключительно для каждого региона. Такая тенденция обусловленна тем, что массштабы России очень велики, и нельзя создать универсального пути развития инвестиционной деятельности для всей страны. Более того, каждый регион имеет доминирующие отрасли, которые необходимо развивать в условиях ограниченного бюджета.

Государство использует финансово-экономические инструменты, которые могут стимулировать или сдерживать инвестиционную деятельность страны. Оно создает благоприятный инвестиционный климат, контролирует инвестиционную деятельность, управляет налоговой нагрузкой и осуществляет множество других, стимулирующих инвестиционную политику, мероприятий. Более того, государство осуществляет поддержку экономическим агентам, посредством кредитования на льготных условиях, преференций и поддержания паритета цен на продукцию. Сейчас большую поддержку оказывают развитию малого бизнеса в нашей стране. Она проявляется в виде субсидий, льгот и грантов, что помогает увеличить капитал предприятий.

В таких условиях важную роль играют налоговые инструменты.  В случае развития регионов и повышении их инвестиционной привлекательности особое внимаение уделяется уменьшению налоговых изьятий. Однако, такое вмешательство является индивидуальным для каждого региона и применяется в зависимоти от наличия отраслей с большим потенциалом. Таким образом снижение налоговой ставки, должно стимулировать приток инвестиций в регион, развить конкретные отрасли и не привести к глобальным расходом в бюджете, так как в данном процессе должна возрасти налогооблагаемая база и увеличатся налоговые поступления в бюджет.

На современном этапе важной причиной усиления регионального инвестиционного развития является инновационная экономика, так как сейчас осторо стоит вопрос о сырьевой зависимоти государства. Основой экспорта страны является сырьевая база, в то время, как импорт представляет собой уже готовую продукцию. Это не может не сказаться на бюджете страны. Наращивание инвестиционной деятельности в отдельных регионах позволит наладить собстевенное производство в масштабах всей страны. Таким образом, развитие знаний в тех направлениях, которые могут дать новые конкурентные преимущества и инвестирование проектов, направленных на развитие перерабатывающего сектора позволит России уйти от сырьевой зависимости и перестороить структуру экспорта.

Ключевую роль среди действующих инструментов, стимулирующих инвестиционную деятельность занимают Федеральные целевые программы, главной целью которых, является повышение социально-экономических показателей регионов. Среди данных програм можно выделить:

  • Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы»
  • Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»
  •  Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года»
  • Федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года”
  • Федеральная целевая программа “Развитие Республики Карелия на период до 2020 года”[4]

Данные программы предусматривают развитие регионов посредством инвестирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ  и за счет привлечения средств из внебюджетных источников, и от полноты их своевременности привлечения инвестиций зависят сроки и качество реализации данных програм.

В процессе их реализации повышается инвестиционный потенциал регионов и улучшается инвестиционная привлекательность для потенциальных инвесторов за счет: улучшения инфраструктуры региона, содействия и государственной поддержки предпринимателей, поиска российских и иностранных инвесторов, формирования благоприяного инвестиционного имиджа регионов и создания площадки для реализации межрегиональных проектов

Тенденция притока инвестиций такова, что регионы, имеющие максимальную поддержку на федеральном уровне, характериуются высокими показателями инвестиций в основной капитал. Осуществление контроля за финансированием програм на федеральном уровне, искореняет ряд проблем, свойственных для самостоятельного развития регионов: падает уровень бюракротизма чиновников, улучшаеться инвестиционный климат и повышается привлекательность регионов для инностранных инвестров.

Однако, в настоящее время существует множество регионов, требующих государственного вмешательства для дальнейшего развития, меющие такую весомую проблему как безработица. Джон Мейнард Кейнс в своих трудах связывал безработицу с недостаточностью савокупного спроса и вялостью инвестиционного процесса. Таким образом, увеличение государственных расходов на инвестиционные товары повысит уровень савокупного спроса на человеческий капитал.

На уровне региона бездеятельность людей приводит к потере квалификационных навыков, упадку моральных устоев и общественным беспорядкам, в масштабах страны данная проблема образует большие убытки в бюджете из-за предоставления поссобий по безработице.  Согласно данным, Министерства труда и социальной защиты рост безработицы в 2016 году отмечен в 66 регионах России.

Таким образом государственное вмещательство в данную проблему играет ключевую роль. Совокупный спрос можно увеличить возрастанием инвестиций в реконструкцию старых предприятий, переход на новое поколение техники, что приведет к росту объема производства и, как следствие, к увеличению занятости населения. Большое значение имеет наличие необходимых навыков для такого перехода. Таким образом, необходимо запустить процесс переквалификации безработного населения , в зависимоти от ведущих отраслей региона. Для этого нужо провести ряд мер: предоставить необходимые льготы и преференции организациям, которые создадут необходимы рабочие места, и наймут специалистов для обучения людей, создать надежную интернет-платформу для информировании населения о наличии свободных мест, повысить имидж региона и его ведущих отраслей посредством и рекламы и других средств массовой информаци. Даннаые меры способствует предоставлению рабочий силы на рынке труда, притоку инвестиций и послужит базой для развития региона.

Поддержка инвесторов в регионе остается актуальной, в особенности когда их деятельность направлена на инновационное развитие ведущих отраслей. Однако, несмотря на положительную тенденцию развития регионов России, наша страна очень велика и экономические сдвиги в любых направлениях очень непостоянны и риски вклада инвестиций в регионы очень велики. Однако, взяв во внимание целевые программы, и стратегии, можно сделать вывод что наиболее стабильными проектами с предоставлением гарантий для инвесторов являются проекты реализуемые, за счет средств федерального бюджета, и находящиеся под постоянным контролем со стороны властей.[5]

Подводя итоги, стоит отметить, что государственная поддержка инвестиционного развития регионов должна быть сбалансированной: она должна обладать стратегической направленностью для обеспеченности конкурентноспособности регионов и для их самостоятельного развития в перспективе. Таким образом, стимулирование инвестиционной активности должно быть комплексным и целевым. Инвестиционный потенциал региона должен быть развит  посредством:

  • искоренения бюракротизма на региональном уровне
  • поддержки предпринимателей и предоставления им  различных налоговых льгот и преференций
  • формирования благоприятного имиджа региона
  • предоставления потенциальным инвесторам необходимых гарантий
  • приоритетности реализации в регионе  инвестиционных и нновационных проектов

Библиографический список
  1. Барменкова Чен 2016 – Барменкова Н.А., Чен. А.В. Оценка инвестиционного потенциала Калужской области // сборник научных статей, подготовленный в рамках III международной научно-практической конференции «Управление науки в современном мире» от 01-02 декабря 2015 г.,  под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Издательство: Юридический дом «Юстицинформ» 2016, С. 389-392
  2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://economy.gov.ru/minec/main/
  3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс].   http://www.minfin.ru/ru/
  4. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]  http://fcp.economy.gov.ru/
  5. Инвестиционная активность регионов России в 2015 году [Электронный ресурс]. http://mmgp.ru/blog/investitsionnaya-aktivnost-regionov-rossii/


Все статьи автора «Кукушкина Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: