Научный руководитель:
Барменкова Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)
В настоящее время роль инвестиций в рыночной экономике является, без преувеличения, решающей. Они обеспечивают динамичное направление финансовых потоков в наиболее перспективные сферы деятельности, способствуют развитию инноваций, стимулируют предпринимательскую активность и, в конечном счете, имеют ключевое значение для развития общества в целом.
Буквальный перевод слова «инвестиция» означает «вложение». Инвестиции в экономике в условиях рынка – это вложение капитала в ту или иную сферу деятельности с целью получения дохода от него. Инвестирование по своей форме напоминает кредитование, однако цели и принципы этих действий отличаются тем, что:
- кредит берется под заранее оговоренный процент и должен погашаться в указанные сроки;
- инвестиции в общем случае не подлежат возврату, а время и сумма выплачиваемых по ним доходов зависят от прибыльности проекта;
- в случае успешного проекта выплаты инвесторам могут значительно превысить вложенную сумму, а также принести имущественные права на результат.
Таким образом, инвестирование относятся к рискованным, но потенциально прибыльным способам получения дохода на капитал.
Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.[1, с. 389-392]
На региональном уровне инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:
- Получение максимально возможного дохода или прибыли;
- Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
- Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
- Улучшение существующей структуры производства;
- Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
- Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.
Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства. Инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:
- Выравниванию уровня социально-экономического развития регионов;
- Решению ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
- Устранению существующих деформаций между соседними регионами;
- Улучшению экономического и социального положения государства в целом.
Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников. Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.
На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами – огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов – имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.
Однако, если обратиться к статистике, инвестиции в основной капитал в России в декабре 2015 года сократились на 8,7% по сравнению с декабрем 2014 года — до 2 трлн 460,3 млрд руб. В 2014 году инвестиции снизились на 2,5%, в 2013 году — на 0,2%. Данные свидетельствуют о наличии ряда проблем, которые понижают инвестиционную привлекательность регионов и страны в целом.[2]
Более того, местные власти стараются сосредоточить все рычаги управления в своих руках, и не подпускают к себе крупных и более выгодных инвесторов. В качестве примера можно назвать создание непреодолимых препятствий иностранному капиталу, выражающихся в немыслимом бюрократизме тех же чиновников, а также в нечестной конкурентной борьбе между компаниями, осуществляющими свою деятельность в том или ином регионе. Чтобы устранить проблему, требуются специальные программы региональных инвестиций, учитывающие западный опыт. К примеру, в Германии выпускаются специальные облигации, которые позволяют привлечь средства инвесторов и обеспечить им прибыль. В России подобные программы постоянно находятся в стадии разработки и обсуждения.
Кроме того, инвесторов отталкивает неразвитая инфраструктура регионов. Авторы предлагают создание индустриальных парков, которые являются специально организованной для размещения новых производств территорией, обеспеченной энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемой специализированной компанией.
Значимой проблемой является излишняя бюрократия. Данный вопрос можно урегулировать путем создания специализированной организации по принципу «одного окна». Сейчас данная система набирает популярность в сфере оказания государственных услуг и гораздо облегчает процесс оформления документов. Альтернативой может служить создание организации, оказывающей консалтинговые услуги инвесторам: инвестор приходит в регион, его берут за руку, везде водят и за него решают формальности.
Нельзя забывать и о высокой налоговой нагрузке. Существует множество инструментов борьбы с данным фактором. Например, налоговые каникулы или снижение налоговых ставок.
Закредитованность регионов также оказывает влияние на инвестиционный климат. Согласно статистике, общий долг регионов и муниципалитетов за год вырос на 11% и на 1 января 2016 года составил 2,66 трлн рублей (3,3% ВВП).[3]
Решением данной проблемы может стать создание системы, при которой регионы будут кредитоваться с преференциями.
В настоящее время вопросом стратегической важности является формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности, как отдельных регионов, так и страны в целом. Это обусловлено тем, что инвестиции выступают важнейшей составляющей на пути выхода из экономического кризиса и играют ключевую роль в развитии хозяйственной деятельности России.
Однако, для развития технического потенциала страны, осваивания нового поколения техники и реконструкции старых предприятий, государство использует различные инструменты, которые могут как стимулировать, так и сдерживать инвестиционную активность, большая часть из них создается исключительно для каждого региона. Такая тенденция обусловленна тем, что массштабы России очень велики, и нельзя создать универсального пути развития инвестиционной деятельности для всей страны. Более того, каждый регион имеет доминирующие отрасли, которые необходимо развивать в условиях ограниченного бюджета.
Государство использует финансово-экономические инструменты, которые могут стимулировать или сдерживать инвестиционную деятельность страны. Оно создает благоприятный инвестиционный климат, контролирует инвестиционную деятельность, управляет налоговой нагрузкой и осуществляет множество других, стимулирующих инвестиционную политику, мероприятий. Более того, государство осуществляет поддержку экономическим агентам, посредством кредитования на льготных условиях, преференций и поддержания паритета цен на продукцию. Сейчас большую поддержку оказывают развитию малого бизнеса в нашей стране. Она проявляется в виде субсидий, льгот и грантов, что помогает увеличить капитал предприятий.
В таких условиях важную роль играют налоговые инструменты. В случае развития регионов и повышении их инвестиционной привлекательности особое внимаение уделяется уменьшению налоговых изьятий. Однако, такое вмешательство является индивидуальным для каждого региона и применяется в зависимоти от наличия отраслей с большим потенциалом. Таким образом снижение налоговой ставки, должно стимулировать приток инвестиций в регион, развить конкретные отрасли и не привести к глобальным расходом в бюджете, так как в данном процессе должна возрасти налогооблагаемая база и увеличатся налоговые поступления в бюджет.
На современном этапе важной причиной усиления регионального инвестиционного развития является инновационная экономика, так как сейчас осторо стоит вопрос о сырьевой зависимоти государства. Основой экспорта страны является сырьевая база, в то время, как импорт представляет собой уже готовую продукцию. Это не может не сказаться на бюджете страны. Наращивание инвестиционной деятельности в отдельных регионах позволит наладить собстевенное производство в масштабах всей страны. Таким образом, развитие знаний в тех направлениях, которые могут дать новые конкурентные преимущества и инвестирование проектов, направленных на развитие перерабатывающего сектора позволит России уйти от сырьевой зависимости и перестороить структуру экспорта.
Ключевую роль среди действующих инструментов, стимулирующих инвестиционную деятельность занимают Федеральные целевые программы, главной целью которых, является повышение социально-экономических показателей регионов. Среди данных програм можно выделить:
- Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы»
- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»
- Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года»
- Федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года”
- Федеральная целевая программа “Развитие Республики Карелия на период до 2020 года”[4]
Данные программы предусматривают развитие регионов посредством инвестирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и за счет привлечения средств из внебюджетных источников, и от полноты их своевременности привлечения инвестиций зависят сроки и качество реализации данных програм.
В процессе их реализации повышается инвестиционный потенциал регионов и улучшается инвестиционная привлекательность для потенциальных инвесторов за счет: улучшения инфраструктуры региона, содействия и государственной поддержки предпринимателей, поиска российских и иностранных инвесторов, формирования благоприяного инвестиционного имиджа регионов и создания площадки для реализации межрегиональных проектов
Тенденция притока инвестиций такова, что регионы, имеющие максимальную поддержку на федеральном уровне, характериуются высокими показателями инвестиций в основной капитал. Осуществление контроля за финансированием програм на федеральном уровне, искореняет ряд проблем, свойственных для самостоятельного развития регионов: падает уровень бюракротизма чиновников, улучшаеться инвестиционный климат и повышается привлекательность регионов для инностранных инвестров.
Однако, в настоящее время существует множество регионов, требующих государственного вмешательства для дальнейшего развития, меющие такую весомую проблему как безработица. Джон Мейнард Кейнс в своих трудах связывал безработицу с недостаточностью савокупного спроса и вялостью инвестиционного процесса. Таким образом, увеличение государственных расходов на инвестиционные товары повысит уровень савокупного спроса на человеческий капитал.
На уровне региона бездеятельность людей приводит к потере квалификационных навыков, упадку моральных устоев и общественным беспорядкам, в масштабах страны данная проблема образует большие убытки в бюджете из-за предоставления поссобий по безработице. Согласно данным, Министерства труда и социальной защиты рост безработицы в 2016 году отмечен в 66 регионах России.
Таким образом государственное вмещательство в данную проблему играет ключевую роль. Совокупный спрос можно увеличить возрастанием инвестиций в реконструкцию старых предприятий, переход на новое поколение техники, что приведет к росту объема производства и, как следствие, к увеличению занятости населения. Большое значение имеет наличие необходимых навыков для такого перехода. Таким образом, необходимо запустить процесс переквалификации безработного населения , в зависимоти от ведущих отраслей региона. Для этого нужо провести ряд мер: предоставить необходимые льготы и преференции организациям, которые создадут необходимы рабочие места, и наймут специалистов для обучения людей, создать надежную интернет-платформу для информировании населения о наличии свободных мест, повысить имидж региона и его ведущих отраслей посредством и рекламы и других средств массовой информаци. Даннаые меры способствует предоставлению рабочий силы на рынке труда, притоку инвестиций и послужит базой для развития региона.
Поддержка инвесторов в регионе остается актуальной, в особенности когда их деятельность направлена на инновационное развитие ведущих отраслей. Однако, несмотря на положительную тенденцию развития регионов России, наша страна очень велика и экономические сдвиги в любых направлениях очень непостоянны и риски вклада инвестиций в регионы очень велики. Однако, взяв во внимание целевые программы, и стратегии, можно сделать вывод что наиболее стабильными проектами с предоставлением гарантий для инвесторов являются проекты реализуемые, за счет средств федерального бюджета, и находящиеся под постоянным контролем со стороны властей.[5]
Подводя итоги, стоит отметить, что государственная поддержка инвестиционного развития регионов должна быть сбалансированной: она должна обладать стратегической направленностью для обеспеченности конкурентноспособности регионов и для их самостоятельного развития в перспективе. Таким образом, стимулирование инвестиционной активности должно быть комплексным и целевым. Инвестиционный потенциал региона должен быть развит посредством:
- искоренения бюракротизма на региональном уровне
- поддержки предпринимателей и предоставления им различных налоговых льгот и преференций
- формирования благоприятного имиджа региона
- предоставления потенциальным инвесторам необходимых гарантий
- приоритетности реализации в регионе инвестиционных и нновационных проектов
Библиографический список
- Барменкова Чен 2016 – Барменкова Н.А., Чен. А.В. Оценка инвестиционного потенциала Калужской области // сборник научных статей, подготовленный в рамках III международной научно-практической конференции «Управление науки в современном мире» от 01-02 декабря 2015 г., под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Издательство: Юридический дом «Юстицинформ» 2016, С. 389-392
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://economy.gov.ru/minec/main/
- Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://www.minfin.ru/ru/
- Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс] http://fcp.economy.gov.ru/
- Инвестиционная активность регионов России в 2015 году [Электронный ресурс]. http://mmgp.ru/blog/investitsionnaya-aktivnost-regionov-rossii/
Количество просмотров публикации: Please wait