Принципы «зеленой» логистики основываются на понятиях «устойчивость» (“sustainability”), «устойчивое развитие» (“sustainable development”) и «благоустроенность» или «пригодность для жилья» (“livability”). В понятие «устойчивое развитие» включены сбалансированные действия по достижению экономических, экологических и социальных целей путем нахождения и внедрения методов и инструментов для удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности в сферах использования природных ресурсов, научно-технического, социального и индивидуального развития, инвестиций. Процесс направлен на повышение качества жизни, решение долгосрочных задач с учетом всех прямых и косвенных факторов. Первоначально данное определение было сформулировано в докладе всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» в 1987 году [1]. Понятие «благоустроенность» является частью направления устойчивого развития и непосредственно касается членов общества, включая в себя локальное экономическое развитие и защиту окружающей среды, равенство, доступность, мобильность для людей, не владеющих моторизированным транспортом, общественную безопасность, здоровье и взаимопомощь. Эта ветвь касается больше социального сектора устойчивого развития [2]. В Таблице 1 представлены цели устойчивого развития. В совокупности они образуют так называемую «тройную основу» и более подробно раскрывают направления развития экономического, социального и экологического секторов привлечением принципа эффективного управления и планирования.
Таблица 1 – Цели устойчивого развития
Экономические |
Социальные |
Экологические |
Экономическая продуктивность Экономическое развитие Эффективное использование ресурсов Доступность Оперативная эффективность |
Равенство/справедливость Поддержание национального здоровья и безопасности жизнедеятельности Развитие общества
|
Предотвращение изменения климата, загрязнения воздуха, воды, земли Снижение шумового и вибрационного воздействия Сохранение невозобновляемых ресурсов, свободного пространства
|
Эффективное управление и планирование |
||
Всестороннее интегрированное планирование Эффективное ценообразование |
Однако экономический, социальный и экологический сектора не могут существовать отдельно, они пересекаются, образуя общие зоны наложения с областью устойчивого развития в центре. Например, предотвращение загрязнения земли – это цель экологического сектора, однако, невыполнение этой цели может вызвать проблемы в сельском хозяйстве (экономический сектор), дефицит продуктов (социальный сектор).
Рисунок 1 – Матрица зон устойчивого развития
Поэтому при формулировании целей устойчивого развития необходимо учитывать все образованные зоны и сектора, которые представлены на Рисунке 1.
В соответствии с определением Канадского Центра Устойчивого Развития (CST 2005) [3] устойчивая транспортная система:
- позволяет индивидам и обществу удовлетворять основные потребности в условиях безопасности, поддерживая здоровье человека и экосистем, с равными возможностями внутри и между поколениями;
- является доступной, эффективной, предлагающей выбор видов транспорта, и поддерживающей продуктивную экономику;
- способствует снижению количества выбросов, отходов и шумового воздействия, сокращению потребления невозобновляемых ресурсов, рациональному потреблению возобновляемых ресурсов и использованию земли, эффективной утилизации и повторному использованию.
На основе результатов более 150 исследований и в соответствии с вышеприведенным определением канадский ученый Т. Литман представил задачи устойчивого развития транспортных систем в современных условиях и их подробное пояснение с включением мероприятий, а именно [4]:
- Многоплановость (разносторонность) транспортных систем. Населению должен быть предоставлен разнообразный выбор использования видов транспорта, их расположения и ценовых тарифов. С перспективой развития эффективных вариантов, доступных для всех категорий населения, способствующих сохранению здоровья, особенно для людей, не владеющих моторизированным транспортом.
- Системная интеграция. Различные компоненты транспортной системы хорошо интегрированы. Особое внимание уделяется пешеходному и велосипедному движению. Учитывается комплексное взаимодействие транспортного, технологического и градостроительного (землепользование) компонентов.
- Доступность по цене. Транспортные услуги предоставляют доступные по ценовым характеристикам варианты. С таким условием, что малообеспеченные граждане тратят менее 20 % своего бюджета для доступа к товарам, услугам и основным видам деятельности.
- Рациональное использование ресурсов (энергии и территории). Политика поощрения эффективного использования энергии и земельных участков.
- Эффективное ценообразование и определение приоритетов. Формирование цен для использования дорог, парковок, топливных ресурсов и для страхования должно стимулировать повышение доходности и эффективности.
- Доступность землепользования (высокотехнологичное развитие). Применение мер для развития компактного, комплексного, связного, мультимодального землепользования с использованием транзитно-ориентированного планирования.
- Оперативная продуктивность. Рациональное управление функционированием транспортных систем с сокращением общих затрат и повышением уровня обслуживания.
- Комплексное системное планирование. Всестороннее целостное планирование с учетом значимых целей, вариантов и последствий, интеграции и координирования работы задействованных секторов, юридических органов и учреждений, правом всех участников процесса принимать совместные решения.
В Таблице 2 показано взаимодействие общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем.
Таблица 2 – Комплекс взаимодействия общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем
Общие цели устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем
|
|||||||
|
Многоплановость транспортных систем | Системная интеграция | Доступность по цене | Рациональное использование ресурсов (энергии и территории) | Эффективное ценообразование и определение приоритетов | Доступность землепользования (высокотехнологичное развитие) | Оперативная продуктивность | Комплексное системное планирование |
Экономическая продуктивность |
√ |
√ | √ | √ | √ | √ | ||
Экономическое развитие |
√ | √ | √ | √ | √ | √ | √ | |
Эффективное использование ресурсов |
√ |
√ | √ | √ |
√ |
|||
Доступность |
√ | √ | √ | √ | √ | √ | ||
Оперативная эффективность |
√ |
√ |
√ |
|||||
Равенство/справедливость |
√ | √ | √ | √ |
√ |
|||
Поддержание национального здоровья и безопасности жизнедеятельности |
√ | √ | √ | √ | √ | √ | √ | |
Развитие общества |
√ | √ | √ | √ | √ | √ |
√ |
|
Сохранение культурного наследия |
√ | √ | √ | √ | √ | |||
Предотвращение изменения климата |
√ | √ | √ | √ | √ |
√ |
||
Предотвращение загрязнения воздуха | √ | √ | √ | √ | √ |
√ |
||
Снижение шумового и вибрационного воздействия |
√ | √ | ||||||
Предотвращение загрязнения воды и земли |
√ |
√ | √ | √ | √ |
√ |
√ |
|
Сохранение биоразнообразия и свободного пространства |
√ |
√ | √ | √ | √ | √ | ||
Эффективное управление и планирование |
√ |
√ |
||||||
Эффективное ценообразование | √ | √ | √ |
На основе результатов опроса мэров крупных российских городов в области устойчивого развития была выявлена важность применения концепции устойчивого развития в российском муниципальном управлении, информированность о базовых принципах устойчивого развития и их высокая значимость. Однако наиболее серьёзным препятствием для реализации мероприятий в сфере устойчивого развития является отсутствие релевантного опыта в области реализации «устойчивых» инициатив и недостаток соответствующей информации [5]. 58 % опрошенных руководителей городов считают важным получать информацию о лучших международных и российских практиках в области устойчивого развития. 33 % опрошенных руководителей российских крупных городов (Казани, Волгограда, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Оренбурга, Хабаровска) указали низкую эффективность работы транспортной системы как одну из основных причин препятствования динамическому развитию российских городов, наряду с проблемами высокой степени износа инженерной инфраструктуры (75% опрошенных), высокой доли ветхого и аварийного жилого фонда (42% респондентов) [6].
В этой связи на основе изучения лучших современных международных практик в сфере устойчивого развития с целью определения наиболее значимых для современного общества областей задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем был проведен АВС анализ и выделены наиболее значимые области. Результаты анализа представлены в Таблице 3.
Таблица 3 – Распределение областей взаимодействия общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем по степени значимости
Анализ распределения взаимодействия общих целей устойчивого развития с задачами и мероприятиями устойчивого развития транспортных систем по степени значимости показали разделение областей на три зоны.
Зона «А» (в Таблице 4 выделена зеленым цветом) – наиболее актуальна для разработки в настоящее время, включает в себя группы «А 1» задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем и «А 2» общих целей устойчивого развития.
Группа «А 1» (61 – 100 %) состоит из 6 задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем из общего количества – 8:
1. Многоплановость (разносторонность) транспортных систем, 14 баллов – 87.5 %
2. Эффективное ценообразование и определение приоритетов, 13 баллов –81.25 %
3. Рациональное использование ресурсов (энергии и территории), 12 баллов – 75 %
4. Доступность землепользования (высокотехнологичное развитие), 12 баллов – 75 %
5. Доступность по цене, 11 баллов – 68.75 %
6. Системная интеграция, 10 баллов – 62.5 %
Группа «А 2» состоит из 12 целей устойчивого развития из общего количества – 16:
- Экономическое развитие, 7 баллов – 87.5 %
- Поддержание национального здоровья и безопасности жизнедеятельности, 7 баллов – 87.5 %
- Развитие общества, 7 баллов – 87.5 %
- Предотвращение загрязнения воды и земли, 7 баллов – 87.5 %
- Экономическая продуктивность, 6 баллов – 75 %
- Доступность, 6 баллов – 75 %
- Предотвращение изменения климата, 6 баллов – 75 %
- Предотвращение загрязнения воздуха, 6 баллов – 75 %
- Сохранение биоразнообразия и свободного пространства, 6 баллов – 75 %
- Эффективное использование ресурсов, 5 баллов – 62 %
- Равенство/справедливость, 5 баллов – 62 %
- Сохранение культурного наследия, 5 баллов – 62 %
При этом, пять целей устойчивого развития относятся к экологическому сектору, пять – к социальному, а две – к экономическому.
Зона «В» (в Таблице 4 выделена голубым цветом) – занимает среднюю позицию, включает в себя группы «В 1» задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем и «В 2» общих целей устойчивого развития.
Группа «В 1» (21 – 60 %) – 1 задача из общего количества – 8: Комплексное системное планирование, 8 баллов – 50%
Группа «В 2» (26 – 60 %) – 2 цели устойчивого развития из общего количества – 16:
- Оперативная эффективность, 3 балла – 37.5 %
- Эффективное ценообразование, 3 балла – 37.5 %
Зона «С» (в Таблице 4 выделена желтым цветом) – занимает периферийную позицию, включает в себя группы «С 1» задач и мероприятий устойчивого развития транспортных систем и «С 2» общих целей устойчивого развития.
Группа «С 1» (0 – 20 %) – 1 задача из общего количества – 8: Оперативная продуктивность, 3 балла – 18 %
Группа «С 2» (0 – 25 %) – 2 цели устойчивого развития из общего количества – 16:
- Снижение шумового и вибрационного воздействия, 2 балла – 25 %
- Эффективное управление и планирование, 2 балла – 25 %
Не смотря на то, что все области являются значимыми для устойчивого развития транспортных систем, областям зоны «А» должно быть уделено самое пристальное внимание.
Библиографический список
- Генеральная Ассамблея ООН. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, 1997. [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 29.08.2015).
- Dobranskyte-Niskota А. et al. Indicators to Assess Sustainability of Transport Activities. Part 1: Review of the Existing Transport Sustainability Indicators Initiatives and Development of an Indicator Set to Assess Transport Sustainability Performance 2007. [Электронный ресурс], URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/111111111/10416/1/indicators%20report_green%20template.pdf (дата обращения: 29.08.2015).
- CST. Defining Sustainable Transportation. Centre for Sustainable Transportation, 2005. [Электронный ресурс], URL: http://cst.uwinnipeg.ca/documents/Defining_Sustainable_2005.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
- Litman T. Well Measured: Developing Indicators for Sustainable and Livable Transport Planning. Victoria Transport Policy Institute. – 99 p., p. 4. 2015. [Электронный ресурс], URL: http://www.vtpi.org/wellmeas.pdf (дата обращения: 29.07.2015).
- Zhuravskaya M., Morozova E., Anashkina N., Ingaldi M. Toyota-oriented technologies as ecological management tools for transport enterprises. Polish Journal of Management Studies, 2016 Vol.13 No.2, pp. 192-202. [Электронный ресурс], URL: http://pjms.zim.pcz.pl/PDF/PJMS132/Toyota-%20Oriented%20Technologies%20as%20Ecological%20Management%20Tools%20for%20Transport%20Enterprises.pdf (дата обращения: 12.09.2016).
- Результаты опроса мэров крупных российских городов в области устойчивого развития, 2014. [Электронный ресурс], URL: http://www.agencysgm.com/projects/Opros_cities.pdf (дата обращения: 29.06.2015).