Введение Единого государственного экзамена дало возможность поступить в любое учебное заведение на основе баллов экзаменов. В связи с этим большинство учащихся стараются выбрать учебное заведение как можно раньше и начать подготовку к экзаменам. Целью исследования является сравнение планов дальнейшего обучения учеников сельских и городских школ.
Данное исследование является актуальным, так как позволяет выявить основные различия в понимании школьников своего дальнейшего пути. Использование данных настоящего исследования совместно с результатами вступительных испытаний в ведущие ВУЗы страны поможет правильно скорректировать основные действия по профессиональной агитации абитуриентов сельских и городских школ.
Опрос был проведен в 2016 г. методом анкетирования. При разработке инструментария исследования и расчета выборочной совокупности использовались методические разработки ученых РТ [1, 2].
В результате опроса выяснилось, что 79% опрошенных учеников школ из сельского поселения будут сдавать два и более дополнительных предмета. В городе этот показатель ниже и равен 31,6% от общего числа опрошенных. Это связано с требованием учебных заведений для поступления, в то время как 6,7% респондентов из сельской школы сдают более одного дополнительного предмета из-за неуверенности в написании основного предмета на высокий балл. Ученики сельских школ сдают следующие дополнительные предметы: обществознание (26,5%), физика (23,5%), биология (20,6%), история (11,8%), химия и иностранный язык (по 8,8%). В городских школах картина иначе: обществознание (25%), физика (33,3%), биология (8,3%), история (8,3%), химия (8,3%), иностранный язык (4,2%), литература (12,5%).
Большинство учеников самостоятельно выбрало дополнительные предметы (84,2% и 94,7% учеников сельских и городских школ, соответственно), в то время как остальным (15,8% и 5,3%) помогли с выбором родители. При выборе дополнительного предмета приоритетными для учеников являлись интерес конкретной области знаний (57,9%) и легкость поступления в учебное заведение (42,1%).
Замечена большая разница в ответе на вопрос о дальнейшем месте обучения. 89,4% учеников городских школ утверждают, что определились с местом дальнейшего обучения, в то время как для сельских школ этот показатель равен 36,8%. Ученики намерены поступить в ВУЗ. Опрос показал, что для учеников сельской школы это в равной степени личный выбор и помощь родителей. Ученики городских школ более самостоятельны в выборе (89,5%). При этом 42,1% учеников не смогли ответить на вопрос о выборе учебного заведения.
Больше половины опрошенных учеников сельских школ (57,9%) имеют представление о будущей профессии, в то время как оставшиеся (42,1%) частично представляют будущую трудовую деятельность. Для городских школ это показатель на следующем уровне: 42,1% и 47,4%, соответственно.
При выборе профессии для учеников сельских и городских школ приоритетными являются: личный интерес (32,5% и 36,4% соответственно), высокооплачиваемость труда (25% и 12,1%), престижность профессии (17,5% и 21,2%), возможность быстрого карьерного роста (12,5% и 9,1%) и полезность для общества (12,5% и 21,2%).
На вопрос о научной деятельности большинство (63,2%) опрошенных не смогло дать ответа. Каждый пятый учащийся сельских школ хочет заниматься наукой (21%), в то время как 15,8% не проявляют данного желания. В то время как 21% учеников из городских школ не планируют заниматься наукой.
Переезд в другой субъект РФ планируют 63,2% опрошенных учеников сельских школ, 21% намерены остаться в республике, а 15,8% – не могут дать однозначного ответа. 47,4% учеников городских школ не планируют уехать, тогда как 26,3% рассматривают возможный переезд.
Что касается работы во время учебы, то 57,9% учеников сельских школ планируют работать на старших курсах и полностью обеспечивать себя, 36,8% будут частично обеспечивать себя самостоятельно на протяжении обучения и только 5,3% планируют обеспечивать себя полностью. У городских учеников эти показатели равны 63,2%, 21% и 15,8% соответственно.
На основе результатов можно сказать, что сегодняшние ученики школ надеются поступить в ВУЗ по самому простому способу и сдают минимальное количество экзаменов. Особенно данная тенденция проявилась в ответах учеников сельских школ. Интерес конкретной области знаний и легкость поступления в учебное заведение составляют ведущие причины выбора предмета для будущего экзамена. Учащиеся городских школ более определены с местом дальнейшего обучения, более самостоятельны в выборе места дальнейшего обучения и проявили большую степень осведомленности о характере будущей профессии. В свою очередь, учащиеся сельских школ более ориентированы на занятие научной деятельностью и отличаются большей степенью миграционной активности.
Библиографический список
- Махиянова А.В. Социальный портрет сельского жителя: методика построения и основные характеристики. – Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ, 2015. – 98 с.
- Махиянова А.В. Методика составления социального портрета населения / А.В. Махиянова // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2015. – № 1. – С. 77-81.