ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Хасанов Искандер Анварович1, Туитяров Айрат Маратович1, Рядов Петр Сергеевич1
1Казанский государственный энергетический университет

Аннотация
Данная статья посвящена сравнению учеников сельских и городских школ. Статья дает информацию для корректировки основных действий по профессиональной агитации абитуриентов сельских и городских школ.

Ключевые слова: абитуриенты, Единый государственный экзамен, ученики городских школ, ученики сельских школ


UNIFIED STATE EXAM: A COMPARATIVE ANALYSIS OF URBAN AND RURAL SCHOOL STUDENTS

Khasanov Iskander Anvarovich1, Titarov Ayrat Maratovich1, Ryadov Peter Sergeevich1
1Kazan State Power Engineering University

Abstract
This paper focuses on the comparison of rural and urban school students. The article gives information for correcting the basic actions on professional promotion of students in rural and urban schools.

Keywords: applicants, rural school students, Unified state exam, urban school students


Библиографическая ссылка на статью:
Хасанов И.А., Туитяров А.М., Рядов П.С. Единый государственный экзамен: опыт сравнительного анализа учащихся городских и сельских школ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12736 (дата обращения: 13.10.2024).

Введение Единого государственного экзамена дало возможность поступить в любое учебное заведение на основе баллов экзаменов. В связи с этим большинство учащихся стараются выбрать учебное заведение как можно раньше и начать подготовку к экзаменам. Целью исследования является сравнение планов дальнейшего обучения учеников сельских и городских школ.

Данное исследование является актуальным, так как позволяет выявить основные различия в понимании школьников своего дальнейшего пути. Использование данных настоящего исследования совместно с результатами вступительных испытаний в ведущие ВУЗы страны поможет правильно скорректировать основные действия по профессиональной агитации абитуриентов сельских и городских школ.

Опрос был проведен в 2016 г. методом анкетирования. При разработке инструментария исследования и расчета выборочной совокупности использовались методические разработки ученых РТ [1, 2].

В результате опроса выяснилось, что 79% опрошенных учеников школ из сельского поселения будут сдавать два и более дополнительных предмета. В городе этот показатель ниже и равен 31,6% от общего числа опрошенных. Это связано с требованием учебных заведений для поступления, в то время как 6,7% респондентов из сельской школы сдают более одного дополнительного предмета из-за неуверенности в написании основного предмета на высокий балл. Ученики сельских школ сдают следующие дополнительные предметы: обществознание (26,5%), физика (23,5%), биология (20,6%), история (11,8%), химия и иностранный язык (по 8,8%). В городских школах картина иначе: обществознание (25%), физика (33,3%), биология (8,3%), история (8,3%), химия (8,3%), иностранный язык (4,2%), литература (12,5%).

Большинство учеников самостоятельно выбрало дополнительные предметы (84,2% и 94,7% учеников сельских и городских школ, соответственно), в то время как остальным (15,8% и 5,3%) помогли с выбором родители. При выборе дополнительного предмета приоритетными для учеников являлись интерес конкретной области знаний (57,9%) и легкость поступления в учебное заведение (42,1%).

Замечена большая разница в ответе на вопрос о дальнейшем месте обучения. 89,4% учеников городских школ утверждают, что определились с местом дальнейшего обучения, в то время как для сельских школ этот показатель равен 36,8%. Ученики намерены поступить в ВУЗ. Опрос показал, что для учеников сельской школы это в равной степени личный выбор и помощь родителей. Ученики городских школ более самостоятельны в выборе (89,5%). При этом 42,1% учеников не смогли ответить на вопрос о выборе учебного заведения.

Больше половины опрошенных учеников сельских школ (57,9%) имеют представление о будущей профессии, в то время как оставшиеся (42,1%) частично представляют будущую трудовую деятельность. Для городских школ это показатель на следующем уровне: 42,1% и 47,4%, соответственно.

При выборе профессии для учеников сельских и городских школ приоритетными являются: личный интерес (32,5% и 36,4% соответственно), высокооплачиваемость труда (25% и 12,1%), престижность профессии (17,5% и 21,2%), возможность быстрого карьерного роста (12,5% и 9,1%) и полезность для общества (12,5% и 21,2%).

На вопрос о научной деятельности большинство (63,2%) опрошенных не смогло дать ответа. Каждый пятый учащийся сельских школ хочет заниматься наукой (21%), в то время как 15,8% не проявляют данного желания. В то время как 21% учеников из городских школ не планируют заниматься наукой.

Переезд в другой субъект РФ планируют 63,2% опрошенных учеников сельских школ, 21% намерены остаться в республике, а 15,8% – не могут дать однозначного ответа. 47,4% учеников городских школ не планируют уехать, тогда как 26,3% рассматривают возможный переезд.

Что касается работы во время учебы, то 57,9% учеников сельских школ планируют работать на старших курсах и полностью обеспечивать себя, 36,8% будут частично обеспечивать себя самостоятельно на протяжении обучения и только 5,3% планируют обеспечивать себя полностью. У городских учеников эти показатели равны 63,2%, 21% и 15,8% соответственно.

На основе результатов можно сказать, что сегодняшние ученики школ надеются поступить в ВУЗ по самому простому способу и сдают минимальное количество экзаменов. Особенно данная тенденция проявилась в ответах учеников сельских школ. Интерес конкретной области знаний и легкость поступления в учебное заведение составляют ведущие причины выбора предмета для будущего экзамена. Учащиеся городских школ более определены с местом дальнейшего обучения, более самостоятельны в выборе места дальнейшего обучения и проявили большую степень осведомленности о характере будущей профессии. В свою очередь, учащиеся сельских школ более ориентированы на занятие научной деятельностью и отличаются большей степенью миграционной активности.


Библиографический список
  1. Махиянова А.В. Социальный портрет сельского жителя: методика построения и основные характеристики. – Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ, 2015. – 98  с.
  2. Махиянова А.В. Методика составления социального портрета населения / А.В. Махиянова // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2015. – № 1. – С. 77-81.


Все статьи автора «Хасанов Искандер Анварович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: