Управление функциями и соответствующими базовыми процессами составляют значительную часть информационных ресурсов транспортно-логистической системы. Данные вопросы чаще всего можно отнести к оперативной деятельности системы. Оперативная деятельность через функциональный цикл осуществления заказа по перевозке подразумевает информационную поддержку следующих процессов: принятие и обработка заказов, отгрузка, доставка грузов потребителю, координация заказов на закупку [1].
На рисунке 1 можно увидеть структуру функциональных областей транспортно-логистической системы и связанные с ними процессы.
Рисунок 1 Структура функций транспортно-логистической системы
За счет информационной системы можно достичь взаимодействия грузовладельцев, перевозчиков и транспортно-экспедиторских компаний. В процессе перевозки грузов ее участники беспокоятся не только об уменьшении цен и тарифов, но также и доставке потребителю услуг в соответствующее оговоренное время и в соответствующее место [2]. Своевременная и сохранная доставка грузов к пункту потребления с наименьшими транспортными расходами происходит благодаря использованию базовых процессов транспортно-логистической системы.
Интегрированный подход к управлению процессами дает возможность вести рассмотрение процесса транспортировки как некой части процесса поставки [3]. Следующие базовые процессы входят в функциональный логистический цикл:
1) инициализация логистического цикла;
2) управление единицами транспортируемого груза (ЕТГ);
3) выбор схемы транспортировки;
4) объединение (консолидация) по пути следования груза;
5) расчет счетов-фактур, которые были получены от внешних исполнителей;
6) для исполнителей необходимо разрабатывать досье-инструкций;
7) выявление профилей событий для контроля процесса доставки.
Управление процессами ТЛС включает 2 уровня объединения (консолидации) грузов, что делает информационное обеспечение БП высокоэффективным. Вся технологическая часть между операциями предполагает классификацию функциональных модулей по двум признакам: операционным функциям (процессам – «Frontoffice») и опорным функциям (процессам – «Backoffice»). На рисунке представлена их структура и состав операций [4].
С помощью эффективного управления функциональным логистическим циклом отслеживается выполнение базовых процессов в ТЛС. Благодаря модульной концепции архитектуры системы можно вводить информационную систему, исходя из практических задач организации.
Механизм системы создан на основе большого опыта, накопленного российскими компаниями при разработке и эксплуатации интегрированных систем транспортировки и снабжения (DDS, Франция, ОАО «Шереметьево-Карго», компания «ИнтегПрог-Сервис»).
Инициализация логистического цикла предусматривает управление транспортировкой и распределением, предполагая разрешение всех вопросов организации поставок. Управление циклом начинается с получения логистической информации из информационных каналов. В случае продажи товаров данная информация компонуется из заказов, которые должны быть осуществлены, а при покупке товаров – из заказов, которые уже готовы к исполнению поставщиками. В данном случае логистические данные – это те данные, которые дают возможность установить потенциальные схемы транспортировки, осуществить ориентировочный расчет стоимости транспортно-экспедиционных услуг, установить профили контроля за транспортировкой и т.д. К примеру, логистическими данными могут быть: информация о наличии, поступлении и виде товаров (грузов), тип упаковки, вид основного транспорта, вынужденные точки перегрузки и многое другое.
На рисунке 2 представлен набор базовых функций системы, которые интегрированы и скоординированы между собой.
Рисунок 2 Базовые функции системы
На основе приведенной схемы из рисунка 2 обеспечивается решение большинства функционально-процессных задач в рамках интегрированного логистического подхода. Далее более подробно будут рассмотрены содержание базовых процессов [5].
После того как были получены логистические данные идет определение единиц транспортируемого груза (UAT – Unites a transporter, ЕТГ), которыми необходимо управлять с данного момента времени. В процессе данной стадии логистического цикла реализовывается операция объединения (консолидации) первого уровня. Данная операция состоит в том, что нужно собрать в пункте отправки схожие характеристики для начального этапа либо на все время транспортировки ЕТГ(UAT).
После выбора идентификации ЕТГ нужно определить для каждой из них отвечающую всем требованиям схему транспортировки. В данном случает схемой выполнения задания является ряд этапов, на каждом из которых может происходить физическое перемещение, либо выполнение административных процедур (осуществление какой-либо задачи/операции в конкретном месте). Для всех этапов определяются их исполнители в зависимости от коммерческих условий. А уже потом в соответствии с этим идет определение ориентировочной стоимости транспортных услуг.
Информационная система подразумевает под собой допустимые варианты объединения грузов по пути следования (консолидация второго уровня), сопоставляя схемы транспортировки для нескольких ЕТГ. Сопоставление вариантов схем осуществляется в отношении пунктов перегрузок, выступающими как «решетка» схемы транспортировки. В результате консолидации 2-го уровня у системы будет иметься вся соответствующая информация, чтобы выполнить промежуточный (ориентировочный) расчет оказываемых услуг, а также будет составлено досье инструкции и установлены профили процессных и административных событий, которые бы подходили выбранной схеме, чтобы следить за перемещениями груза и контроля за всем процессом.
Благодаря владению информацией о схемах транспортировки для каждой ЕТГ и объединений грузов на отдельных ее этапах провести расчет стоимости услуг каждого внешнего исполнителя. Такие расчеты дадут возможность [3, 4, 5]:
1) установить общую стоимость транспортных услуг для каждой ЕТГ;
2) организовать нужное финансовое обеспечение;
3) выполнить подготовку к дальнейшему автоматизированному сравнению обязательств исполнителя и теми счетами-фактур, которые были им предоставлены.
Вместе с тем нужно подумать о возможностях электронного обмена информацией между системой управления бизнес-процессами и бухгалтерско-финансовой системой.
Библиографический список
- Боровской А.Е., Остапко А.С. Моделирование транспортных процессов. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2013.
- Вельможин А.В., В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. Теория транспортных процессов и систем. – М.: Транспорт, 1998. – 167с.
- Грязнова О.С. Интегрированные логистические технологии поддержки производства в цепях поставок // Логистика сегодня. – 2010.-№6. – 336 с.
- Управление процессами в транспортных логистических системах: учеб. пособие/В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов, А.К. Покровский; под общ. ред. А.Г. Некрасова; МАДИ.-М.,2011.- 127 с.
- Фрейдман О.А. Управление транспортно-логистическими системами и процессами. – Иркутск:ИрГУПС, 2013. – 166с.