Развитие и совершенствование программно-целевых методов государственного и муниципального управления финансами относится к одной из наиболее значимых задач, стоящих перед государственным и муниципальным финансовым менеджментом сегодня. Согласно «Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», органам власти субъектов РФ необходимо повысить бюджетную обеспеченность субъектов РФ; изыскать и привлечь в бюджет дополнительные источники доходов; обеспечить сбалансированность бюджетов; организовать своевременность исполнения расходных обязательств, обеспечить рост качества управления региональными финансами; повысить эффективность бюджетных расходов [2]. В настоящее время программы повышения эффективности бюджетных расходов существуют почти во всех субъектах РФ.
Реализация государственных программ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов связана с ценностно-ориентированным подходом в области управления государственными финансами в РФ. Так, ориентирами эффективности выступают не количественные показатели, а ориентиры качества, эффективности, к основным из которых следует отнести следующие:
-повышение эффективности и результативности существующих программно-целевых инструментов в области государственного управления и бюджетирования;
-рост качества предоставления государственных услуг;
-рост эффективности процедур проведения государственных закупок;
-совершенствование процедур предварительного и последующего контроля.
На сегодняшний момент выявлен ряд проблем в области формирования и реализации государственных программ. К ним отнесены:
-низкое качество планирования значений целевых показателей государственных программ, в том числе завышенные значения целевых показателей государственных программ;
-несовершенство системы мониторинга и оценки эффективности государственных программ, что выражается в отсутствии единой методики оценки эффективности реализации государственных программ;
-формализованный контроль исполнителей;
-недостаточная проработка методологии проведения экспертной оценки государственных программ;
-отсутствие автоматизированных информационных систем мониторинга;
-отсутствие полноценной системы стратегических документов;
-недостаточность отражения различных инструментов государственной политики в государственных программах;
-отсутствие состыковки стратегического и бюджетного планирования;
-недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия при реализации государственных программ.
В результате выявленных проблем, предложены мероприятия по развитию программно-целевого управления. К первой группе отнесены мероприятия, связанные с интеграцией государственных программ в бюджетный процесс: необходимость разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период; закрепление в законах реалистичных «потолков» расходов на реализацию государственных программ; наделение ответственных исполнителей возможностями перераспределения бюджетных ассигнований. Во вторую группу вошли мероприятия по повышению качества государственных программ. Сюда следует отнести оценку согласованности целей, задач, индикаторов государственных программ с приоритетами государственных программ РФ, выделение планирования инвестиционных расходов в отдельный процесс, разработку критериев определения состава и значений показателей. К третьей группе отнесены мероприятия по совершенствованию системы оценки эффективности государственных программ: совершенствование системы отчетности по государственным программам; усиление ответственности руководителей за реализацию государственных программ; внедрение аудита эффективности государственных программ; учет результатов оценки эффективности при планировании бюджетных ассигнований [1].
Программно-целевой подход, активно применяемый на сегодня в российской и зарубежной практике, как и любой другой, нуждается в ряде корректировок, дополнений и изменений, что и происходит на данный момент времени. Широкомасштабное применение ценностно-ориентированного подхода в программно-целевом планировании целиком отвечает современным общественным изменениям, что позволяет надеяться на положительный эффект данных нововведений.
Библиографический список
- Доклад об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс].URL:http://minfin.ru/common/upload/library/2016/04/main/doklad_RK_bud_ras_sub_200416.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
- Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р)