ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Политические и идеологические изменения оказали решающее влияние на судьбу психологии в Китае. Поскольку в КНР необходимо соответствовать господствующей идеологии, то влияние политических факторов на китайскую психологию следует рассмотреть в первую очередь. Та методологическая многоаспектность, которая принята в западных психологических кругах, для Китая отнюдь не характерна, так же как государственная поддержка психологии, существующая в Китае, отнюдь не характерна для западных индустриальных стран.

Ключевые слова: влияние, исследования, китайская, потребности, психология, развитие, факторы


POLITICAL & IDEOLOGICAL SURROUNDING OF THE CHINESE PSYCHOLOGY

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
Political and ideological changes have rendered a determining influence upon the destiny of psychology in China. Since the Pople’s Republic of China requires a correspondence to the dominating ideology the political factors’ influence upon the Chinese psychology is of primary importance. The methodological multidimensionality accepted by the Occidental psychological circles is unlike for China similarly as the state support of psychology existing in China is far from being typical of the Western industrial countries.

Keywords: Chinese, development, factors, influence, needs, psychology, research


Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Политический и идеологический контекст китайской психологии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12275 (дата обращения: 31.10.2024).

Развитие психологических научных исследований в масштабе целой страны представляет собой не изолированный процесс, но процесс, испытывающий на себе влияние множества факторов – политических, философских, экономических, культурно-традиционалистских, уровня образовательного развития, а также человеческих ресурсов, проводящих психологические научные исследования.
В условиях взаимодействия перечисленных факторов, китайская психология претерпевает мучительный процесс развития на протяжении времени, прошедшего после установления народной республики. Изучение этих влияний способствует лучшему пониманию будущего китайской психологии.
Развитие китайской психологии с исторической точки зрения описано многими авторами. [1] Основной вывод из их публикаций заключается в том, что возможный подъём после 1949 года оказался прерван культурной революцией, однако, тенденция роста и консолидации возобновилась в конце семидесятых годов. При этом большинство публикаций нацелены исключительно на описание развития психологической дисциплин. В отличие от множества авторов мы постараемся рассмотреть проблему вглубь и выявить те основные факторы, благодаря которым развитие психологии в Китае то ускоряется, то замедляется.
Политические и идеологические изменения оказали решающее влияние на судьбу психологии в Китае. Поскольку в КНР необходимо соответствовать господствующей идеологии, то влияние политических факторов на китайскую психологию следует рассмотреть в первую очередь. Та методологическая многоаспектность, которая принята в западных психологических кругах, для Китая отнюдь не характерна, так же как государственная поддержка психологии, существующая в Китае, отнюдь не характерна для западных индустриальных стран.
Психологическое мышление в широком понимании отражает тот политический этос, в окружении которого оно либо процветает, либо приходит в упадок. История психологии в Китае отмечена драматическими коллизиями между противоборствующими политическими силами и идеологиями, которые отразились на поворотах и зигзагах курса её развития. Политические влияния отчётливо проявляли себя на протяжении недавних исторических эпох. При этом то, что осталось недоговорено, заявляет о себе не менее решительно, чем то, что было заявлено открыто по поводу деликатных механизмов общественно-политического устройства.
После 1949 года китайская психология усвоила марксизм и восприняла марксизм в качестве основополагающей философии, на фундаменте которой стала возводиться психологическая теория. Китайские психологи следовали образцу Советского Союза, расценивали теорию И. П. Павлова об условных рефлексах в качестве физиологического базиса работы мозга, прервав исследования в таких областях как социология, психологическое тестирование и педология (термин заимствован из русской психологии и означает научное исследование детей). В политически наэлектризованной атмосфере того времени социология считалась буржуазной лженаукой, противоречащей марксистскому историческому материализму. Психологическое тестирование считалось орудием эксплуатации рабочего класса, а педология рассматривалась как метод дискриминации выходцев из рабочего класса. Хотя психологии удалось выжить в тех условиях, она пострадала от различных политических веяний. Например, в конце пятидесятых годов проходила кампания по критике буржуазного направления в психологии, которая в общегосударственном масштабе отразилась на научных исследованиях и на преподавании психологии. В 1966 году с стартом крайне левацкой по своей идеологии культурной революции, психология была догматическим образом объявлена буржуазной лженаукой. Психологические научные исследования сменились умозрительной философией. Академические дебаты подменялись указами органов власти. В течение этого исторического периода почти все психологические организации и учреждения были закрыты, а психологов отправили в сельскую местность заниматься физическим трудом. Для всей народной республики это был тёмный период истории, а для психологии он стал особенно мрачным.
Катастрофа завершилась в 1976 году. За политическое вмешательство в науку была заплачена огромная цена, а возместить нанесённый ущерб крайне тяжело. Академическая свобода мысли играет существенно важную роль. Политическое либо административное влияние не способствует нормальное развитию психологии. Исторический урок очевиден. Никогда впредь не следует повторять совершённой ошибки и обосновывать научные решения управленческими указаниями.
После 1978 года в Китае началась новая государственная политика реформ и открытости внешнему миру, а психология была реабилитирована как научная дисциплина. Наряду с открытостью международным обменам, в Китае появились новые школы мысли и новые области научных исследований, в том числе – когнитивная психология, гуманистическая психология и консультативная психология. В новых исторических условиях сложилась благоприятная обстановка для развития китайской психологии.
Признание со стороны государства играет важную роль. Все отрасли китайской психологии в большей или в меньшей степени управляются государственными ведомствами. Почти все академические исследователи и практикующие профессионалы в области психологии работают в государственных учреждениях, а доступ в них существенно зависит от устанавливаемых правительством критериев и проводимой государством политики. Педагогические психологи при выборе тем научных исследований обязаны соблюдать требования Государственного комитета по образованию. Таким образом, в Китае единственным механизмом управления психологией является монополия государства на трудоустройство психологов.
Развитие психологической дисциплины зависит от готовности государства допустить профессиональный рост и развитие её представителей. В конце пятидесятых годов при государственной поддержке Китайская академия наук учредила Институт психологии. Китайское правительство поддерживало развитие психологии в строгом соответствии с государственной политикой. Была поставлена государственная задача переплавки психологии в соответствии с принципами марксизма и освобождения её от буржуазных идеологических влияний для того, чтобы психологическая наука смогла послужить строительству социализма в Китае. Сегодня Китайское психологическое общество получает финансовую помощь от Китайской ассоциации науки и технологии. Научные психологические исследования могут рассчитывать на финансирование со стороны Фонда естествознания Китая, одним из приоритетов которого обозначена когнитивная наука. Психологи также могут получать частичное финансирование в рамках высокотехнологичных государственных проектов.
Развитие науки опирается на практические потребности общества и на потребности экономической производительности. Развитие психологии неотделимо от экономического роста государства, тем не менее быстрый экономический рост не обязательно впрямую отражается на развитии психологии.
По сравнению с другими естественными науками, например, математикой, физикой и химией, развитие психологии особенно чувствительно к экономическому развитию общества. По сравнению с развивающимися странами, в развитых странах отношение психологов к совокупному населению значительно больше. [2] Это показывает, что психология способна успешно развиваться только после того, как успешно развилась экономика. Лишь после того, как будут удовлетворены основные потребности народа в выживании, следует ожидать существенного прогресса в области психологии. Когда экономика слабо развита, то внимание людей обычно обращено на более значимые вопросы развития промышленности, торговли и сельского хозяйства, в целях улучшения основных условий жизни. По мере налаживания экономики, в обществе развивается явная потребность в психологии. Лишь тогда способны улучшиться условия обучения и перспективы трудоустройства психологов, а иначе психология развиваться не способна. В современном Китае, где экономические потребности велики, а население огромно, развитие психологии нельзя считать важной составляющей частью государственной повестки дня. По мере выправления экономического положения формируется очевидная потребность в пси-хологической науке. Психология несколько запаздывает с ответом на те про-блемы, которые возникают в связи с стремительным социально-экономическим развитием страны. Насущной проблемой в Китае является быстрое искоренение бедности. Экономический рост и сопутствующее ему всестороннее повышение качества жизни ныне понимается как цель развития. Однако, пропасть между богатыми и бедными расширилась. От психологии ожидается исполнение заметной роли в деле достижения стоящей перед Китаем новой государственной цели, заключающейся в модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки, технологий и обороны. Между тем, сильнейшее влияние на психологию оказывает китайская философия жизни. Главная проблема, которая встаёт перед китайскими психологами, состоит в разрешении противоречия между необъятностью стоящих задач и скромностью имеющихся в их распоряжении средств.


Библиографический список
  1. Jing Q. C. Development of Psychology in China // International Journal of Psychology, 1994. No. 29. P. 667 – 675.
  2. Fu X. L., Jing. Q. C. The Relation between Psychology and the Development of Economy, Science, and Technology // Acta Psychologica Sinica, 1994. No. 26. P. 208 – 218.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: