МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ РЕГИОНА

Снурницына Марина Алексеевна
Академия Международный университет бизнеса и новых технологий
г. Ярославль, аспирант

Аннотация
Статья посвящена разработке методики оценки инновационной ориентированности региона: готовности секторов сфер региона принять стратегию самообучения. В исследовании использованы методы горизонтального экономического анализа, общенаучные логические методы, а также метод бенчмаркинга. Разработана и предложена методика оценки готовности секторов сфер региона принять стратегию самообучения. По каждому сектору выделены регионы, наиболее готовые принять стратегию СОР, а также регионы, соответствующие СОР. Проведен анализ по готовности секторов сферы принять стратегию СОР в целом по стране. Правительство – как сектор сферы во всех регионах России готово принять стратегию самообучения. В стратегии самообучения данной сектору отводится многогранная роль: и роль локомотива, толкающего регион на развитие, и заказчика, и спонсора инновационных проектов, и контролера. Однако все регионы уникальны и для реализации стратегии самообучения регионы следуют своим путем, который необходимо скорректировать с учетом достигнутого и с учетом потенциала региона. Разработанная методика оценки готовности секторов сфер региона принять стратегию самообучения позволяет скорректировать путь развития для каждого региона.

Ключевые слова: взаимодействие, инновация, информационная сред, коммуникации, образовательная сфера, общество, организованное обучение, признаки самообучения, промышленность, самообучающийся регион, субъектная сфера


THE METHOD OF ASSESSMENT THE INNOVATION REGION STRATEGY

Snurnitcina Marina Alekseevna
International University of Business and New Technologies
Yaroslavl, graduate

Abstract
The article describes methods for assessment the region subjects to readiness the strategy of selflearning. The main object is formulate the improvement the economic policy in the regions of the Russian Federation.
In the article used methods of economic analysis, logical scientific methods, and the method of benchmarking.
Developed and proposed the method of assessment ability to adopt a strategy of self-learning of the regions subjects.
For every subjects we are identify regions, which are ready self-learning strategy, and self-learning regions. study highlighted the regions most prepared to adopt a strategy for the COP, as well as regions corresponding to the COP. We analyzed the regions subjects to follow the self-learning strategy . The region government is ready follow self-learning strategy in Russia. The government is a locomotive pushing the region to self-learning strategy, a customer, a sponsor, and a controller. All regions are original and have personal way. The method for assessment the region subjects to readiness the strategy of self-learning helps find the personal way.

Keywords: Communication, industry, informational environments, Innovation, interaction, learning environments, organized instruction, self-learning region, signs of learning, society, subjective environment


Библиографическая ссылка на статью:
Снурницына М.А. Методика оценки инновационной ориентированности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10766 (дата обращения: 16.03.2024).

Сегодня в условиях жесткой конкуренции странам, чтобы быть заметными и лидировать в мировом пространстве, необходимо ориентироваться на инновационность в своем развитии, а именно: раскрывать потенциал, опираясь на географические, климатические, экономическое, социальные и иные факторы. Россия, являясь государством с явно выраженной региональной спецификой, выбирает стратегию развития регионов, с учетом региональных факторов. Развитие региона без учета факторов будет требовать больших финансовых, физических и временных усилий, а результат от затрат будет малоэффективным. Инновационной ориентированностью с учетом региональных особенностей является стратегия самообучения. Под самообучающимся регионом мы понимаем экономическую единицу мезоэкономики, основной целью деятельности которого является повышение адаптивности региона к изменяющимся условиям через приращение, накопление, распространение и применение неявных знаний за счет использования межличностных коммуникаций как внутри организаций, так и между взаимодействующими организациями, с использованием интерактивных форм в обучении. Опираясь на данное определение, можно выделить признаки самообучающегося региона. Это: коммуникации, взаимодействие, организованное обучение и приращение неявных знаний.

Среди секторов самообучающегося региона(СОР) ученые выделяют: правительство, образовательную сферу, информационную сферу, промышленную сферу  и социальную. Образовательная сфера объединяет образовательные организации региона, возможно в связи с региональными органами власти, курирующими образование в регионе ( Министерство образования края, департамент образования и другие). Промышленная сфера региона, объединяет все производственные предприятия, состоящие как в партнерских, так и в конкурирующих отношениях, а также подразделения правительства, курирующие деятельность промышленности на региональном уровне. Информационная сфера региона предусматривает все возможные в регионе средства коммуникаций, как с использованием интернет- технологий, так и традиционные формы коммуникаций: конференции, круглые столы, библиотеки. Социальную сферу можно понимать в качестве составляющей каждой из описываемых сфер, самостоятельной сферой. Независимо от формы, социальная сфера представляет собой мировоззрение людей определенного пространства:  организации, города, региона, страны с устоявшимися ценностями и традициями. Правительство, как сфера, может быть представлена макроуровнем ( правительство государства), мезоуровнем – правительством региона и микроуровнем – муниципального образования.

Индикаторами готовности сферы региона принять стратегию СОР, по нашему мнению, могут являться целевые индикаторы реализации стратегии России до 2020 года, не противоречащие стратегии самообучения. Индикаторы готовности региона принять стратегию СОР в представлены в таблице 1.

Таблица 1. Индикаторы готовности  сфер региона принять стратегию СОР

Сектор региона Индикатор соответствия Единицы измерения

Образовательная  сфера

 удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения: Проценты
 удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей населения Проценты
удельный вес обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования в общей численности населения Проценты
 удельный вес студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в общей численности населения Проценты
 удельный вес учащихся высших учебных заведений в общей численности населения Проценты
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей Проценты
Доля ученых в возрасте до 39 лет в общей численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации Проценты
Доля населения в возрасте 5 – 18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5 – 18 лет Проценты
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) Единиц

Промышленность

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций – всего

из них

 Проценты
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства  Проценты
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Проценты
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Проценты
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства ( доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций) Проценты

Информационное пространство региона

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств Проценты
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций Проценты
Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций Проценты

Общество

Уровень грамотности взрослого населения Проценты
 Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домашних хозяйств Проценты

Правительство

Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья Проценты
 Обучение кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления Проценты

Оценку готовности сфер региона отслеживали в динамике с 2010 года. Результаты по индикаторам готовности оценивались по каждой сфере в отдельности. Путем метода бенчмаркинга регионов между собой мы выделили группу регионов-лидеров по готовности принять стратегию СОР, отстающие регионы и среднюю группу. В таблице 2 представлены усредненные данные по России, однако анализируя ситуацию по регионам, мы чаще всего рассматривали более высокую планку представленности индикатора. Связано это с тем, что по определенным индикаторам Россия отстает от развитого мира, и ориентироваться необходимо на ведущие регионы страны, а не на среднее значение показателя по стране. Хотя и более высокая планка по индикатору не всегда гарантирует возможность конкурировать с ведущими европейскими странами. Нижний порог по индикаторам необходимо будет повышать с целью новых достижений и повышения конкурентоспособности.

В результате анализа данных по каждому индикатору нами была построена матрица, где левая вертикаль содержала все регионы России, а верхняя горизонталь – индикаторы по каждой субъектной среде. Если данные по индикатору каждого конкретного региона попадали в зону нижней нормативной границы и выше – по этому индикатору региону ставился 1 балл, если ниже – ничего. Баллы по всем индикаторам одного субъекта суммировались, определялось среднее значение, далее результат делился на

Общероссийские нормативы достижения по вспомогательным индикаторам

Сектор региона Индикатор соответствия Общероссийские данные Нижняя допустимая граница ( мнение автора)

Образовательная  сфера

 удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения: Сумма следующих трех
 удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей численности населения 9,8 11,2
 удельный вес обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования в общей численности населения 0,5 0,8
 удельный вес студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в общей численности населения 1,4 1,7
 удельный вес учащихся высших учебных заведений в общей численности населения 3,6 5,1
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей 40,3 50
Доля ученых в возрасте до 39 лет в общей численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации 33,3 33,3
Доля населения в возрасте 5 – 18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5 – 18 лет 94 90
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) 2 4,01

Производственная сфера

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций – всего 8,9 12,1
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства 13,7 20,1
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 8,9 22
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 1,1 4,0
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства ( доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций) 10,9 21,1

Информационное пространство региона

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств 69,1 60
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций 79,4 79,9
Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций 41,3 40,0

Социальная  сфера

Уровень грамотности взрослого населения 99,7 98
 Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домашних хозяйств 69,9 70,0

Правительство

Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья Качественный анализ
 Обучение кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления Качественный анализ

общее количество регионов и умножался на 100%. Тем самым мы определяли долю готовности сфер регионов Российской Федерации принять стратегию самообучения. В результате анализа всех индикаторов и регионов получили данные по степени готовности субъекта каждого региона принять стратегию СОР. Качественный анализ вспомогательных индикаторов позволил выявить проблемные субъекты в восприятии стратегии СОР, а полученные результаты позволили перейти к обоснованию направлений развития СОР.

Обобщая данные готовности субъекта – Образовательной среды принять стратегию СОР пришли к следующим выводам:

Среди регионов Тюменская область обладает наибольшим потенциалом среди регионов России по субъекту образовательные организации. Регионы: Республика Башкортостан, Пермский край, Республика Алтай, г. Москва, Забайкальский край, Томская область и Чукотский автономный округ по половине показателей результаты выше нормативной границы.

Регионы: в том числе Ненецкий автономный округ, Ханты – Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; Амурская, Еврейская автономная, Иркутская и Омская области, Республики: Бурятия, Калмыкия, Коми, Тыва; Хабаровский край и г. Санкт-Петербург показатели по 3 индикаторам результаты выше средних по России.

Обобщая активность промышленной среды регионов, можно выделить явных лидеров. Среди них: Республика Мордовия и Республика Татарстан. Несколько ниже данные в Архангельской области. Это республики с потенциалом в области промышленности.

Анализ данных по регионам позволил выделить области, в которых Информационная сфера развито выше среднего по России по всем предложенным индикаторам. Это регионы: города – Москва, Санкт-Петербург; области: Ивановская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Смоленская и Тюменская. Республики: Башкортостан, Татарстан, Хакасия и Удмуртская, а также Ставропольский и Хабаровский край.

Регионы: Владимирская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Свердловская, Томская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области ; Пермский и Приморский край; Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, а также Ханты – Мансийский автономный округ-Югра, и Ненецкий автономный округ обладают достаточно высоким потенциалом в отношении возможности изучения передового опыта, а также возможности передачи своего опыта.

По социальной сфере регионами- лидерами являются Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Мурманская, Тюменская, Архангельская области, Москва и Санкт – Петербург, а также Удмуртская Республика. Это регионы – удаленные от центра, но с развитой экономикой, а также две столицы России, где, что естественно, сосредоточен научный потенциал, на высоком уровне развита промышленность, уровень доходов населения выше среднего, позволяющий иметь почти во всех домашних хозяйствах персональный компьютер. Удаленность от центральных регионов также может являться способом получения дополнительной информации о событиях в стране и мире.

По сфере правительство все регионы по данному индикатору вышли на высокий уровень готовности принять стратегию СОР.

Таким образом, среди регионов, готовых принять стратегию СОР можно отметить Амурскую область, Архангельскую область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермский край, Республики: Алтай, Башкортостан, Дагестан, Татарстан; Томскую и Тюменскую область, Хабаровский край и Чукотский автономный округ.

Области, обладающие потенциалом принять стратегию СОР – Забайкальский край, Ивановская и Липецкая область, Ненецкий автономный округ, Омская область. Республики: Ингушетия, Коми, Мордовия, Хакасия, Смоленская область, Ставропольский край, Ханты – Мансийский автономный округ-Югра, Чувашская Республика и Ярославская область.

Анализ полученных результатов позволяет нам утверждать, что Россия обладает потенциалом в регионах. Опираясь на выраженные в регионе факторы, через развитие инновационной ориентированности региона, технология управления решает задачу повышения конкурентоспособности страны в мировом пространстве.


Библиографический список
  1. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/


Все статьи автора «Снурницына Марина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: