Мировой фармацевтический рынок – один из наиболее высокодоходных и быстроразвивающихся секторов в мировой экономике. Даже несмотря на общие кризисные тенденции в экономике за последнее время, фармацевтический рынок не перестает стремительно развиваться [1, 2]. Динамика его роста в мире составляет около 7-10% в год. Индекс чистой прибыли в этой отрасли составляет около 18% в год, в то время как в других отраслях чистая прибыль редко превышает 5-6% от общего дохода. По данным Росстата, за последние несколько лет мировой рынок фармацевтики вырос на 6,8%, а по объему продаж достиг $550 миллиардов, что можно назвать поистине рекордной суммой [3, 4, 5].
Рост продаж фармацевтических препаратов наблюдается по всему миру. Максимальная доля продаж (около 46%) приходится на Северную Америку, где рост достиг 9%. В странах Евросоюза наблюдается рост на 6%, объем его рынка составляет примерно 26% от всего мирового рынка ($156 млрд.) [6, 7]. Наименьший рост показал японский рынок: рост лишь на 2%, а наибольшая динамика произошла в Китае: рост на 28%, который превысил по объему продаж ($9,7 млрд.) показатель всей Восточной Европы ($9 млрд.). Что касается наименее развитых фармацевтических рынков, то таковыми считаются рынки Африки, Латинской Америки и ряда арабских стран [8, 9].
Фармацевтический рынок – сложная структура, на которую оказывают влияние различные как экономико-политические, так и социальные факторы. На сегодняшний день основные тенденции фармацевтического рынка это:
- рост объема продаж;
- активный рост конкуренции во всех сегментах;
- интенсивное внедрение инноваций;
- развитие сетевых организаций [10, 11, 12].
Говоря о позициях российского фармацевтического рынка в мире, стоит заметить, что Россия находится на восьмом месте по объему готовых лекарственных средств. Лидером являются США, в которых одни только розничные продажи составляют 241 миллиард долларов. Объем прироста в США составляет 6,8 млрд. долларов [13, 14].
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выяснила, что Россия отстает от среднего европейского уровня использования лекарств в 3 раза и в 5 раз от США. Меньше чем в России потребление лекарственных препаратов на человека составляет лишь в Бразилии и в Китае. В первую очередь это связано с чрезмерно высокими ценами на лекарственные препараты. ФАС составила список «наиболее покупаемых населением лекарств», включив в него 44 наименования препаратов, наиболее востребованных населением [15, 16]. Критерием выбора был объем розничных продаж на территории РФ за 2012 год. Именно на эти препараты население расходовало больше денег.
Самые высокие цены были обнаружены ФАС в Москве и некоторых дальневосточных регионах. В связи с этим Д.А. Медведев отдельной задачей выделил повышение потребления лекарств до среднеевропейского уровня [17, 18].
Как было отмечено, рынок фармацевтики тесно связан с экономической ситуацией на ее территории. Доля российского рынка фармацевтики в долях от ВВП страны сопоставима с европейской. В этом контексте Россия уступает таким странам как Япония и США. Динамика роста рынка в РФ непосредственно зависит от динамики экономических показателей [19, 20]. Учитывая рост ВВП РФ, который за последние 10 лет (по данным Росстата) составил 5,5%, что совсем немного, специалисты прогнозируют достижение уровня ВВП ведущих стран через 15-17 лет.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что российский рынок фармацевтики развивается достаточно динамично, но, безусловно, ему есть куда стремиться. Для начала следует решить проблему с чрезмерно высокими ценами на препараты, что для населения страны является животрепещущим вопросом [21, 22].
Особенности российского фармацевтического рынка определяются экономическими мировыми кризисами 2008-2009 годов, а также 2014-15 годов, которые, как известно, сильно отразились на России. ВВП России за 2009 год, составил 39026,1 млрд. рублей. Его реальный объем относительно 2008 года составил 92,1% (крайне слабый параметр) [23, 24].
Российский фармрынок, начиная с 2000 года, стремительно растет. До 2005 года его объем увеличивался на 15% ежегодно. Тогда рынок состоял из коммерческого сектора (по большей части), и сектора бюджетных госпитальных закупок. В 2005 году был введен еще один бюджетный сектор – программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа ДЛО – результат монетизации льгот: льготники могли сделать выбор: либо получать бесплатные лекарства по рецепту, либо денежную компенсацию. На программу было выделено около 50 млрд. рублей.
С одной стороны, отставание говорит о том, что у страны есть потенциал развития. С другой, в России существует множество факторов, которые во многом тормозят рост фармрынка [25, 26]. Это, например, слабая, неконкурентоспособная с Европой отечественная фармацевтическая промышленность, т.к. начиная с 1990-х годов российский фармрынок, в основном, формируют иностранные производители. На сегодня их доля на рынке составляет около 80% и продолжает увеличиваться. В 2007 году рост импорта составил 19%.
По оценкам экспертов развитие рынка также тормозит нестабильное финансирование государственных компенсационных программ, постоянно корректируются такие федеральные программы как «Туберкулез», «ВИЧ», «Сахарный диабет». Такая нестабильность подрывает доверие ко всему фармрынку и у производителей, и у инвесторов [27, 28].
Отрицательно влияет на фармрынок наличие контрафактной продукции, что является результатом неконтролируемого роста рынка. В конце 90-х годов, когда количество отечественных производителей возросло в 2 раза, число зарубежных фирм-импортеров увеличилось в 30 раз. В связи с этим выросло количество посредников на этапе доставки препаратов от производителя к потребителю, в то время как в Европе количество фирм, занимающихся реализацией препаратов, исчисляется десятками [29, 30]. Считается, что базу для распространения фальсификатов на рынке вызвало введение НДС. Это привело к резкому спаду импорта. Сейчас контрафактный товар дает оптовому звену конкурентное преимущество в 20%, что означает формирование канала для продвижения подделок в оптовом сегменте. Российские производители стали продвигать по этим каналам подделки вместе с основными поставками. Выяснилось, что многие западные производители активно сотрудничают с нелегальными компаниями и даже имеют в них некоторую долю, что явно говорит о том, что качество завезенной продукции никто не гарантирует [31, 32]. К тому же 80 российских фирм-производителей и 232 зарубежные фирмы не подлежат контролю, что не исключает распространения в аптечные сети фальсифицированных препаратов. Это происходит потому, что в соответствии с постановлением Правительства РФ при продаже лекарственных средств разрешается вносить данные о качестве товара в документы без предъявления сертификата его соответствия, что затрудняет проверку подлинности таких документов. В итоге, своевременно выявить недобросовестную компанию становится затруднительно [33, 34].
Что касается аспектов, стимулирующих рост фармрынка РФ, специалисты выделяют:
- рост благосостояния граждан;
- рост числа заболеваний в стране;
- рост спроса на медикаменты с высокой стоимостью;
- маркетинговую активность производителей.
Так, например, цена упаковки препарата в среднем, в России, выросла с $ 2–5 в 2005 году до $4-9 в 2007-м. Растет показатель ежегодного потребления лекарств на душу населения. Если в 2002 году на одного человека приходилось по $27 затрат на лекарства, то в 2008 году показатель вырос до $80. Для сравнения в Германии, Японии и США потребление лекарств на душу населения составляет соответственно $600, $700 и $880 в год.
Рассматривая крупнейшие российские фармацевтические компании необходимо отметить, что в РФ лидирующие позиции по объему продаж занимают компании «Фармстандарт» и «АКРИХИН». ОАО «Фармстандарт» – лидирующая фармацевтическая компания в России. Занимается разработкой, производством доступных лекарственных препаратов. Наиболее известные препараты Компании: Арбидол, Компливит, Афобазол, Пенталгин, Фосфоглив. «Фармстандарт» выпускает около 250 наименований лекарственных средств. Начиная с 2004 года, было внедрено более 60 новых препаратов в сотрудничестве с ведущими НИИ России. В первом квартале 2014 года объем продаж ОАО «Фармстандарт» составил 7,7 млрд рублей. Компании принадлежит 55,6% доли рынка.
«АКРИХИН» – одна из ведущих российских фармацевтических компаний по выпуску высококачественных лекарственных препаратов, основанная в 1936 году. В ассортименте компании насчитывается более 150 препаратов основных терапевтических направлений: кардиология, неврология, педиатрия, дерматология и др. «АКРИХИН» является одним из крупнейших российских производителей препаратов. За 2013 год, выручка компании «АКРИХИН» выросла на 19% – до 6383 млн. рублей относительно 5432 млн., достигнутых в 2012 году. Компании принадлежит около 18% доли рынка. После данных производителей следуют такие известные компании как «ШТАДА СиАйЭс», «Верофарм» ЗАО, «Валента» и «Озон». Все они составляют около 7% от доли рынка.
Стратегия развития государственного фармацевтического рынка подразумевает повышение доступности качественных и безопасных лекарств для удовлетворения потребностей населения. Как выяснилось, российский фармрынок активно развивается, но несмотря на это, явно отстает от лидирующих стран таких как США, Япония, Китай и Западная Европа. Выделились основные факторы, стимулирующие развитие отрасли и замедляющие его [35, 36]. Подводя итог, следует отметить, что в первую очередь, властям следует бороться с поставками фальсифицируемой продукции. В России необходимо создание адекватных законов, регламентирующих производство и сбыт лекарственных препаратов. Их создание даст возможность властям действенно бороться с контрафактной продукцией и контролировать другие фармацевтические аспекты, ведь некачественные медицинские препараты могут стоить тысячам людей жизни. Стоит стабилизировать финансирование компенсационных госпрограмм, дабы привлечь инвесторов [37, 38, 39]. И, безусловно, необходимо постоянно внедрять инновации в отечественную фармпромышленность, чтобы сделать ее конкурентоспособной и догнать ведущие страны мира по производству высококачественных препаратов.
Библиографический список
- Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
- Туваева Е.С. Правовое обеспечение экономического проекта // Политика, государство и право. 2015. № 4 (40). С. 37-40.
- Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
- Майю Н.С. Управление качеством проекта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 136-139.
- Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
- Варданян А.А. Возможности открытия Интернет-магазина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-3 (48). С. 101-104.
- Плотников Н.В. Молодежный форум как фактор развития политических сил // Политика, государство и право. 2015. № 2 (38). С. 36-39.
- Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
- Огородникова К.В. Структура качества проекта и методы его повышения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 (44). С. 17-20.
- Романенко И.В. Экономическая теория // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 1. С. 54-92.
- Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
- Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
- Дребезова Ю.Н. Методы управления персоналом и решения конфликтов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-3 (46). С. 97-101.
- Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
- Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
- Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-1 (53). С. 155-159.
- Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
- Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
- Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
- Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
- Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
- Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
- Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
- Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
- Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
- Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
- Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
- Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
- Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
- Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
- Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011, №9-10. с. 56-60.
- Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
- Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
- Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
- Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
- Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
- Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
- Ле Н.Ч. Психологические аспекты управления командой проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 25-28.