Инновационная деятельность в туристическом бизнесе предполагает обновление процесса обслуживания клиентов, продукции или услуг на основе достижений науки и передового опыта.
Челябинская область имеет достаточный потенциал привлекaтельных туристских объектов. Основные проблемы успешного рaзвития туристического бизнеса в регионе сформировaлись из-зa отсутствия ряда факторов, среди которых следует выделить отсутствие:
- четкого позиционировaния узнaвaемости и блaгоприятного имиджa туристских ресурсов [1];
- мaркетинговой стрaтегии продвижения регионaльных туристских ресурсов нa российском и междунaродном рынкaх [2, с. 187-189].
В Челябинской области туристов привлекает прежде всего разнообразие предложений активного отдыха (горный, пеший, конный и спелеотуризм, сплавы и пр.). К сожалению приток туристов нa территорию региона остается ниже почти в два раза, чем в среднем по России [1].
Златоуст – один из самых активных городов Челябинской области по развитию туризма, а национальный парк «Таганай» (НП «Таганай») – самое популярное среди туристов место на Южном Урале. Для успешного развития туристического бизнеса и привлечения гостей из других территорий необходимы предпосылки для продвижения турпродуктов и услуг [3].
Создание конкурентоспособных инновационных туристических продуктов и услуг в настоящее время невозможно без применения передовых IT-технологий. Примерами успешных российских туристических интернет-проектов стали крупнейший туристический портал Рунета Turizm.Ru, перспективный экскурсионный онлайн-стартап Weatlas.com., сеть турагентств «1001 Тур» [4, 5].
В настоящее время в Интернете можно купить любой тур, маршрут или экскурсию, но при этом клиенты зачастую не всегда остаются довольны путешествием, а также в силу разных причин не все желающие имеют возможность пройти по тому или иному маршруту активного туризма.
В данной работе рассмотрены перспективы интеграции интернет-технологий с активным туризмом в Челябинской области. Цель работы заключалась в создании виртуального тура по Национальному парку «Таганай» – как нового вида путешествий и нового вида услуг в Интернете.
Очевидно, что решение поставленных задач невозможно без применения современных интеренет-технологий для позиционировaния и продвижения регионaльных туристских ресурсов. В настоящее время в зарубежной туриндустрии, как и в других отраслях экономики, активно применяется виртуальный тур – как способ привлечения туристов и новый инструмент маркетинга. В России также наметилась востребованность в виртуальных турах в различных сферах деятельности.
Актуальность данной работы заключается в том, что при большом потенциале туристских ресурсов, город Златоуст имеет недостаточно развитую систему их продвижения на рынке туруслуг на основе интернет-технологий, практически не используются виртуальные туры для привлечения туристов.
В зарубежной практике виртуальные туры широко применяются в маркетинговой стратегии как инструмент продвижения продукции и услуг и привлечения клиентов, так как они более выразительны, достоверны и эффективны, чем фото и видео. Виртуальные туры – это очень молодая отрасль рекламы (по разным данным она появилась от 10 до 15 лет назад). Основные преимущества 3D-панорамы от обычных фото или видео в том, что они позволяют дать наиболее полное представление о представляемом объекте. При просмотре панорамы человек как будто сам управляет «взглядом» камеры. Благодаря такому интерактиву, человек лучше знакомится с осматриваемым местом, как будто сам там там побывал. И этот эффект уже знакомого места неоценим, когда перед человеком стоит выбор того или иного маршрута, экскурсии, пансионата, отеля и пр.
Виртуальный тур может быть элементом имиджа, стать визитной карточкой региона или отдельного объекта. Виртуальный тур дает возможность увеличить число потенциальных посетителей за счет открытости и доступности турпродукта или услуги без временных ограничений, сокращения времени выбора маршрута или экскурсии, а непосредственно турпродукт или услуга получают реальное конкурентное преимущество. Наличие виртуальной 3D панорамы – это шаг навстречу клиенту, дающий реальное преимущество перед конкурентами. Знакомство с обстановкой заранее дает человеку ощущение, что он уже здесь побывал, а знакомое место всегда предпочтительнее чужого незнакомого [6, 7].
Виртуальный тур может стать инновационным инструментом маркетинга, позволяющий показать потенциальному потребителю объект более выразительно и получить объективную информацию о товаре или услуге.
Кроме того, целевой аудиторией виртуального тура могут быть не только клиенты, но и потенциальные инвесторы, покупатели и поставщики оборудования и снаряжения для туристов, соискатели на различные вакансии.
Виртуальный тур дает потенциальному туристу возможность последовательного перемещения от одной панорамы к другой.
Тур может сопровождаться дополнительными элементами, такими как: кнопки и панель управления; всплывающие подсказки, окна с информацией; звуковое сопровождение; Flash-анимация и видео ролики; интерактивный список панорам и миниатюры, и т.д. [8]. Подобные элементы помогают сделать виртуальное путешествие более увлекательным, удобным и информативным.
НП «Таганай» – один из красивейших национальных природных заповедников Южного Урала, расположен в западной части Челябинской области, вблизи северо-восточной окраины города Златоуст. Образован 5 марта 1991 года. В настоящее время наметился рост популярности и интереса к парку среди туристов. Как правило, Таганай посещают с целью спортивного, экологического и экстремального туризма. На данный момент на территории парка действуют пять туристических приютов [9].
Основными достопримечательностями Таганая являются:
- горы: Двуглавая сопка, Откликной гребень, Круглица, Дальний Таганай, Ицыл, Монблан;
- интересные места: Большая Каменная река, реки Киалим и Тесьма, а также различные скалы.
В связи с тем, что многие туристы перед посещением национального парка «Таганай» ищут любую информацию о парке, то было принято решение дать им возможность «прогуляться» виртуально по его территории. Для этого были выбраны ключевые точки на самых популярных маршрутах: туристические достопримечательности и ключевые развилки (для того, чтобы туристы смогли узнать нужный им поворот, когда посетят парк).
Результатом работы стало создание студентами филиала ЮУрГУ совместно с сотрудниками НП «Таганай» виртуального тура «Путеводитель по национальному парку «Таганай», который успешно апробирован на сайте НП «Таганай» [9].
Разработанный виртуальный тур по Национальному парку «Таганай» дает возможность всем пользователям Интернета ознакомиться с туристическим маршрутом, в виртуальной действительности ознакомиться с достопримечательностями, виртуально пройти маршрут, познакомиться с техникой его прохождения и преодоления природных препятствий, и в конечном итоге – заказать данное путешествие и пройти в режиме реального времени. В перспективе виртуальный тур может стать основой для разработки нового вида сетевых онлайновых игр на основе туристических экскурсий, походов или соревнований. Это даст возможность пользователям Интернета в онлайновом режиме познакомиться с другими туристами из других регионов и стран, желающими пройти по этому же маршруту в виртуальной действительности.
Библиографический список
- Областная целевая программа “Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы” (Утв. постановлением Правительства Челябинской области от 19.10.2011г. № 361-П). Опубликовано: 7 ноября 2011 г.на Интернет-портале “Российской Газеты” – http://www.rg.ru/2011/11/07/chelyab-turizm-reg-dok.html ((дата обращения: 13.01.2016).
- Кулачинская А. Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом / А. Ю. Кулачинская // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 187-189. – http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/14/1813 (дата обращения: 13.01.2016).
- Златоустовское телевидение. «Златоустовский проект кластера «Золотой пояс Горного Урала» обсудили участники рабочей группы» 25.02.2015 г. – https://zlattv.ru/2015/02/25/17124 (дата обращения: 13.01.2016).
- Сергей Ватутин приобрел долю в крупном экскурсионном онлайн-проекте. 11 июня 2014 года. – http://www.turdelo.ru/ekskurs_online/ (дата обращения: 13.01.2016).
- Партнерский портал Weatlas – http://partner.weatlas.com/ (дата обращения: 13.01.2016).
- Что такое сферическая панорама? http://photo.grades.ua/3d-panorama.html (дата обращения: 13.01.2016).
- Виртуальные туры для вашего бизнеса. – http://3dsi.ru/ (дата обращения: 13.01.2016).
- Шляхтина С. Программы для создания виртуальных туров. – http://compress.ru/article.aspx?id=15669 (дата обращения: 13.01.2016).
- Официальный сайт национального парка «Таганай» – http://www.taganay.org (дата обращения: 13.01.2016).