В данной статье обосновывается актуальность проблемы молодежной безработицы в России, описываются основные причины и следствия данного явления, а так же рассматриваются доступные средства и способы ее решения.
Ситуация, которая складывается на российском рынке труда молодежи, характеризуется некоторой напряженностью и тенденцией к увеличению как регистрируемой, так и скрытой безработицы, росту ее продолжительности. Структурные изменения, постоянно происходящие в экономике, усугубляют положение [1, 2, 3, 4]. Молодежь, являющаяся одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, испытывает ощутимую ограниченность в выборе работы в силу ее более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Перенасыщенность рынка труда, низкая квалификация и отсутствие опыта работы у молодых людей значительно снижает заинтересованность работодателей в их труде. Между тем, молодежь составляет более трети общей численности экономически активного населения, поэтому ее незанятость влечет существенные негативные изменения как в экономической, так и в социальной сфере [5, 6, 7, 8]. К таковым относятся спад производства, рост социальной напряженности, снижение уровня жизни и социальной защищенности, усугубление криминогенной ситуации. Все эти последствия молодежной безработицы являются угрозой стабильности всего государства. Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема молодежной безработицы стоит особенно остро и является одной из самых актуальных для рассмотрения.
Более наглядно рассмотреть проблему позволяет причинно-следственная диаграмма (рис.1).
Рисунок 1.Причинно-следственная диаграмма
Подробнее проанализировать причины молодежной безработицы можно посредством диаграммы Исикавы (рис.2).
Рисунок 2. Диаграмма Исикавы
Рассмотрим кратко расчёт весов факторов на основе экспертной оценки. Расчеты весовых коэффициентов факторов были проведены экспертным методом ранжирования [9, 10, 11, 12]:
Собрав оценки экспертов, была заполнена опросная матрица, где наиболее важному фактору присвоили 1, следующему – 2 и т.д.
Таблица 1.Матрица опроса.
Эксперт |
Социально-психологические факторы |
Неэффективная государственная политика |
Жесткие условия рынка труда |
Недочеты в подготовке специалистов |
1 | 4 | 3 | 1 | 2 |
2 | 4 | 2 | 1 | 3 |
При применении экспертных методов всегда встает вопрос о согласованности экспертов. Коэффициенты конкордации Кендалла и корреляции Спирмена позволяют судить о согласованности экспертов. Ниже рассмотрим способы их подсчета.
Была рассчитана матрица обратных рангов (табл. 2). Для этого к максимальному значению ранга из опросной матрицы прибавили 1, а затем из полученной суммы вычли каждую оценку эксперта. Затем подсчитаны суммы по столбцам и общей сумму, после чего определены весовые коэффициенты факторов путём деления сумм по столбцам на общую сумму.
Таблица 2. Расчетная матрица.
Эксперт |
Социально-психологические факторы |
Неэффективная государственная политика |
Жесткие условия рынка труда |
Недочеты в подготовке специалистов |
1 | 1 | 2 | 4 | 3 |
2 | 1 | 3 | 4 | 2 |
Сумма | 2 | 5 | 8 | 5 |
Всего | 20 | |||
Доля | 0,1 | 0,25 | 0,4 | 0,25 |
При применении экспертных методов всегда встает вопрос о согласованности экспертов. Коэффициенты конкордации Кендалла и корреляции Спирмена позволяют судить о согласованности экспертов. Ниже рассмотрим способы их подсчета.
Расчет коэффициента конкордации Кендалла:
, где m-число экспертов в группе; n-число факторов;
.
Используя данные Таблицы2.Расчетная матрица, провели необходимые расчеты:
;
Коэффициент конкордации Кендалла равен 0,9 ,что свидетельствует о высокой согласованности экспертов.
Расчет коэффициента корреляции по Спирмену:
, где – ранги, установленные двумя экспертами.
Пользуясь Таблицей1.Матрица опроса произвели расчеты.
Полученные данные отражены в Таблице 3.
Таблица 3. Согласованность экспертов.
Согласованность экспертов | |
Коэф. корреляции | 0,8 |
Коэф. Конкардации | 0,9 |
Исходя из высоких коэффициентов корреляции и конкордации, можно утверждать о высокой согласованности экспертов.
Аналогично рассчитываются весовые коэффициенты по каждому фактору в рамках своей группы факторов. Сделав поправку на вес группы факторов, полученные веса выставляются на диаграмму Исикавы (рис.1). Наиболее весомыми факторами из всех оказались следующие: «Подготовка специалистов без учета реальных потребностей работодателей» (20%) и «Низкая конкурентоспособность труда молодежи (14%)».
Подводя итоги, следует отметить, что безработица среди молодежи является глобальной проблемой и поэтому требует более подробного анализа для последующего планирования ее решения. В противном случае она может стать причиной сильных негативных потрясений во всех сферах жизни общества.
Библиографический список
- Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах /
И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251. - Ганин М.А., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Система мониторинга Zabbix / М.А. Ганин, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 9.
- Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
- Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
- Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
- Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З.
Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. -
Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256. - Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова. – Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 39-40.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В.
Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. - Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302. - Курзаева Л.В., Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис…. канд. пед.. наук. ‒ Магнитогорск: МаГУ, 2009. -24 с.
- Курзаева, Л.В. Чусавитина, Г.Н. К вопросу о формировании требований к компетенциям личности в области информационной безопасности в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс]//Фундаментальные исследования. -2013. -№ 8 (часть 5). С. 1203-1207. -Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001321.
- Курзаева, Л.В. Чусавитина, Г.Н. Чусавитин, М.О. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и икт в области обеспечения информационной безопасности [Текст]//Журнал «Фундаментальные исследования». -2013. -№10 (часть 13). -С. 2991-2995.
- Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. КОМПЛЕКС ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 2 (57). С. 21
- Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика»/О.Е. Масленникова, О.Б. Назарова//Гуманитарные научные исследования. -Декабрь 2013. -№ 12 . URL:http://human.snauka.ru/2013/12/5375(дата обращения: 25.12.2013).
- Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема// Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – 957 с. – 978-5-9556-0165-6. – С. 639-664.
- Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VII Международ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015. – С. 470-475. – Библиограф. с. 475.
- Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева. – Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.
- Наношкин А.Г., Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е. Моделирование бизнес-процесса «Работа букмекерской конторы в сети Интернет» / А.Г. Наношкин, О.Б. Назарова, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова. – Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-1 (51). С. 101-109.
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-53.
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. -
Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322. - Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. – Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105.
- Петеляк В.Е. Моделирование программного обеспечения средней и меньшей сложности с помощью автоматно-алгоритмических схем // Современные проблемы науки и образования: материалы XLV внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 257-258.
- Петеляк В.Е. Некоторые вопросы интеграции ИС предприятия в глобальную сеть // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий: межвузовский сборник научных статей. – Магнитогорск: МАГУ, 2008. – С. 27-33.
- Петеляк В.Е. О некоторых системных недостатках программы подготовки инженерно-технических кадров в рамках объявленной политики модернизации страны // Современные проблемы науки и образования: материалы XLIX внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 259-260.
- Петеляк В.Е. Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем // Современные информационные технологии и ИТ-образование – 2014. – № 10. – С. 664-670