В современном обществе часто оперируют такими понятиями, как лоббирование, лоббизм, лобби. Экономический словарь определяет лоббизм как действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики, регионов, кластеров, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью должностных лиц.
В более широком понимании лоббизм – деятельность заинтересованных лиц и институтов, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти и средствам массовой информации. Важно, что лоббизм фактически представляет собой устойчивый социально-экономический институт в рамках смешанной экономической системы, т.е. речь идет не о защите интересов какой-то отдельной компании, а об интересах целой отрасли [1].
Считается, что лоббизм как специфическая форма защиты интересов групп людей возник в США. Законодательная власть этой страны в 1946 г. приняла специальный закон, который стан нормативно-правовой основной лоббизма. В странах центра мирового хозяйства лоббисты представляют собой хорошо организованную группу высококвалифицированных специалистов, которая способна систематизировать и обобщать необходимую информацию и убеждать чиновников к принятию решений в пользу группы бизнеса или отрасли, интересы которой они представляют.
Принято делить лоббизм на два вида:
- регулируемый законодательно формальный лоббизм;
- теневой неформальный лоббизм.
Различают также виды лоббизма по преобладающей национальности группы и по отраслям, например, аграрное и промышленное лобби.
Объектом нашего исследования является социально-экономические отношения между предприятиями агропродовольственной сферы и органами государственной власти, складывающиеся в процессе защиты экономических интересов агробизнеса.
Необходимо отметить, что, несмотря на обширную специальную литературу, аграрный лоббизм слабо изучен как юридический феномен. У специалистов не существует единой точки зрения на правовую природу лоббизма, степень его допустимости в деятельности органов государственной власти в свете основных ценностей демократического общества [2].
Разумеется, основные негативные влияния аграрного лоббизма связаны с коррупцией. В России действует Национальный план противодействия коррупции, в котором признается, что для эффективного нивелирования негативных сторон лоббистской деятельности необходимо развивать нормативно-правовую основу формального лоббизма.
Особую актуальность проблема аграрного протекционизма и продовольственной безопасности приобрели в условиях присоединения России к ВТО [3, С. 71]. Формирование аграрной политики в условиях ВТО, а также обострение геополитического и геоэкономического противостояния привели к необходимости развития методологической базы обоснования приоритетных мер защиты агропродовольственного рынка [4, С. 91-94].
В Российской Федерации в 90-е гг., после распада Советского союза и в связи с переходом к рыночной экономике одной из первых созданных организаций призванной лоббировать интересы сельхозпроизводителей была Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР). АККОР была основана в январе 1990 года, как негосударственная некоммерческая организация.
Благодаря мощной стартовой государственной поддержке в начале 1990-х сформировалась группа крестьянских (фермерских) хозяйств. В период трансформации экономики главной целью деятельности АККОР стала защита их прав и интересов, координация их предпринимательской деятельности, повышение эффективности нового сектора экономики.
В настоящее время, когда первые десятки тысяч фермерских хозяйств выстояли и окрепли, главным предназначением АККОР, наряду с представительством и защитой интересов крестьянских хозяйств, является активное содействие количественному и качественному росту фермерства, других субъектов малого и среднего агробизнеса в России, занятию им достойного места в экономической и общественно-политической жизни страны [5, С. 207-211].
В качестве основных результатов деятельности Ассоциации можно назвать опыт масштабной законотворческой работы, разработка ряда предложений, которые направляются в Минсельхоз России, «Россельхозбанк», «Росагролизинг» и другие министерства и ведомства для решения неотложных вопросов. В частности АККОР принимал активное участие в подготовке двух государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период с 2008 г. по 2020 годы [6]. Сегодня в состав Ассоциации входят 68 региональных крестьянских союзов и ассоциаций.
На протяжении активной фазы трансформационного периода были образованы сотни подотраслевых союзов и ассоциаций, которые пытались лоббировать свои интересы:
- Российский зерновой союз,
- Мясной союз России,
- Российский птицеводческий союз,
- Российский союз предприятий молочной отрасли,
- Масложировой союз России,
- Союз сахаропроизводителей России,
- Российский союз производителей соков,
- Союз мороженщиков России и другие.
Наиболее заметную роль среди них играет Российский зерновой союз (РЗС) всероссийское объединение участников зернового рынка. Российский зерновой союз является некоммерческой организацией и с 1994 года объединяет предприятия агробизнеса всех форм собственности, деятельность которых связана с зерновым производством и торговлей.
За двадцать лет существования Российского зернового союза в его активе появились следующие достижения:
- снижение НДС на зерно и продукты его переработки до 10%;
- предложения к позиции правительственной делегации на переговорах о вступлении России в ВТО;
- введение понижающих коэффициентов к железнодорожным тарифам на перевозки зерна;
- организация Третейского Суда РЗС;
- разработка Правил торговли зерном;
- создание Этического кодекса члена РЗС,
- разработка системы мер по развитию животноводства для увеличения внутреннего спроса на зерно;
- содействие расширению экспорта зерна;
- введение квот на импорт мяса и мясопродуктов;
- участие в подготовке и внесению изменений и дополнений во многие законы, касающиеся агробизнеса.
Формирование системы защиты экономических интересов предприятий агробизнеса продолжается. После десятилетнего перехода к рыночной экономике российские аграрные производители объединились для создания Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС), которая помогла привлечь внимание к проблемам в агробизнесе и позволила успешней лоббировать интересы всей или значительной части отрасли.
АССАГРОС была создана в 2000 году крупными российскими союзами в сфере агробизнеса. В качестве учредителей АССАГРОС выступили ключевые объединения агробизнеса, среди которых можно отметить следующие:
- Российский зерновой союз,
- Мясной союз России,
- Молочный союз России,
- Масложировой союз России,
- Российский союз производителей и продавцов алкогольной продукции,
- Ассоциация производителей табачной продукции,
- Российский союз производителей соков,
- Российский союз мукомольных и крупяных предприятий,
- Ассоциация предприятий кондитерской промышленности,
- Союз сахаропроизводителей России.
Возглавил АССАГРОС депутат Государственной Думы, руководитель аграрного комитета Торгово-промышленной палаты, бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов.
За годы своей деятельности АССАГРОС принял активное участие в разработке и обосновании ключевых решений в экономике агробизнеса.
Так, при непосредственном участии АССАГРОС подготовлены следующие законы и нормативно-правовые акты:
- «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- «О развитии сельского хозяйства»;
- «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ»;
- «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий»;
- технические регламенты на продукты питания.
Дальнейшее эффективное участие АССАГРОС в формировании аграрной политики требует развития методической базы формирования программ развития отраслей агробизнеса.
Отечественные и зарубежные исследования отмечают возможности совершенствования действующих отраслевых программ, где нередко имеют место несоответствия между обозначенными приоритетными направлениями развития отрасли и целевыми индикаторами [7].
Объектом пристального наблюдения АССАГРОС является мониторинг актуальных процессов в агробизнесе в связи с обострением геоэкономической обстановки в мире.
В настоящее время АССАГРОС объединяет более сорока продовольственных союзов России и является коллективным членом Агропромсоюза, НП «ОПОРА», РСПП.
В 2006 году был предпринят еще один важный шаг по усилению защиты интересов предприятий агробизнеса. Российской союз промышленников и предпринимателей принял решение о создании комиссии по агропромышленному комплексу, что, на наш взгляд, произошло благодаря значительным инвестициям крупных российских промышленных предприятий в агробизнес.
Аграрному бизнесу очень важно иметь свою площадку в таком влиятельном органе как РСПП. Признание сельскохозяйственной отрасли РСПП помогает вырабатывать совместные и более эффективные решения отраслевых проблем на федеральном и региональном уровнях [8].
Комиссии по агропромышленному комплексу является рабочим органом Совета Российского союза промышленников и предпринимателей по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям, образована для подготовки предложений и рекомендаций по вопросам развития агробизнеса. За время своего существования комиссия РСПП по агропромышленному комплексу добилась неплохих результатов в лоббировании интересов агробизнеса. Особую роль система отечественного аграрного лоббизма стала играть в условиях развивающейся евразийской интеграции [9].
Комиссия РСПП по агропромышленному комплексу подготовила замечания и предложения к проектам государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период с 2008 г. по 2020 г.
По мнению Комиссии РСПП, успешная реализация Программы возможна при условии эффективных мер агарного протекционизма. Господдержка является неотъемлемой частью конкурентоспособности российского агробизнеса в рамках глобальной экономики. При этом речь идет о создании равных условий конкуренции для российских сельхозпроизводителей по отношению к зарубежными производителями, что особенно актуально при вступлении России в ВТО.
Таким образом, к концу второго десятилетия трансформационного периода российской экономики наблюдается институализация и значительное усиление агарного лобби в России. Однако, на наш взгляд, процесс становления механизма защиты имущественных интересов аграрных производителей далек от завершения.
Особенно актуальным является защита интересов непосредственных селхозтоваропроизводителей, что способствовало созданию «Национального союза зернопроизводителей России». Целью данного союза является координация усилий производителей зерна и госорганов для стимулирования производства необходимого объема и ассортимента зерна, а также достижение устойчивой рентабельности производства зерновой продукции.
В условиях сложной геоэкономической ситуации проблема институционализации лоббизма получила особую актуальность в нашей стране. Лоббизм стал реальным инструментом защиты определенными стратами социума своих интересов в парламенте, причем субъектами лоббирования в большинстве случаев выступают институты или лица, располагающие значительными материальными и организационными ресурсами [10].
Актуальным является изучение существенного опыта правовой регламентации аграрного лоббизма в зарубежных государствах для предотвращения и смягчения возможных негативных проявлений защиты интересов субъектов бизнеса.
На наш взгляд, аграрное лобби России имеет шанс развиться в цивилизованные формы и стать элементом системы эффективного управления агропромышленным комплексом, что позволит предприятиям агробизнеса обеспечить сельскохозяйственному производству устойчивые показатели экономической эффективности и инвестиционной привлекательности.
Библиографический список
- Тельнова, Н.Н. Теоретико-методический инструментарий исследования факторов устойчивости регионального развития территорий/Н.Н. Тельнова, О.И. Шаталова//Материалы 2 международной научно-практической конференции «Модернизация экономики и управления», Ставрополь, Ставролит, 27 февраля 2014. С. 156-158
- Тельнова, Н.Н. Принципы и факторы устойчивого сбалансированного развития аграрноориентированных регионов / Тельнова Н.Н., Шаталова О.И., Шеховцова С.Р. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 3 (44). С. 84-89.
- Таранов, П.М. Методика обоснования мер защиты продовольственного рынка в условиях членства России в ВТО / Таранов П.М., Панасюк А.С. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С. 71.
- Таранов, П.М. Модель двухкритериального анализа российского продовольственного рынка: конкурентоспособность и продовольственная безопасность / Таранов П.М., Панасюк А.С. // Аграрный научный журнал. 2011. № 8. С. 91-94.
- Герасимов, А.Н. Особенности функционирования и современные тенденции развития региональных агроэкономических систем / Герасимов А.Н., Пьянов А.С. // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5 (34). С. 207-211.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс] // Интернет–портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://government.ru/programs/208/events/ (дата обращения 1.12.2015)
- Таранов, П.М. Применение проблемно-ориентированной методики анализа отраслей АПК при формировании государственных отраслевых программ / Таранов П.М., Гадаева В.Ю. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 120-124.
- Герасимов, А.Н. Организационно-функциональная модель отраслевой территориальной аграрно-промышленной группы / Герасимов А.Н., Громов Е.И., Скрипниченко Ю.С. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 6. С. 47-50.
- Конкурентоспособность агропродовольственной системы России в свете евразийской экономической интеграции / Таранов П.М., Панасюк А.С. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 40. С. 56-60.
- Таранов, П.М. Российская экономика в контексте тенденций международной торгово-экономической политики / Таранов П.М. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 94-98.
- Заика, С. Аграрный лоббизм: тенденции и приоритеты развития / Экономика сельского хозяйства России – 2003. – №6. – С.14