УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ: ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ходыкина Анна Ивановна1, Трофименко Елена Николаевна2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студентка 1 курса магистратуры кафедры управления персоналом
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, старший преподаватель кафедры управления персоналом

Аннотация
В данной статье рассматривается сущность управленческих инноваций и проблемы их внедрения в организациях.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновация, нововведения, организация, технологии, управленческие инновации


MANAGERIAL INNOVATION: THE CONCEPT ESSENCE AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION IN ORGANIZATIONS

Khodykina Anna1, Elena Trofimenko2
1Belgorod State University, 1 year master student Department of Personnel Management
2Belgorod State University, Senior Lecturer, Department of Personnel Management

Abstract
This article deals with the essence of management innovations and challenges of their implementation in organizations.

Библиографическая ссылка на статью:
Ходыкина А.И., Трофименко Е.Н. Управленческие инновации: понятие,сущность, проблемы внедрения в организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/09/12453 (дата обращения: 11.03.2024).

На сегодняшний день роль инновационных процессов в системе управления персоналом возрастает. Именно нововведения рассматривают как новые возможности повышения конкурентоспособности организации, а инновации становятся закономерностью

выводу о том, что «инновация – это продукт, воспринимаемый индивидом как новый или ранее не существующий».

Понятие «инновация» означает положительное, прогрессивное новшество (идею, деятельность, технологию или материальный объект, ранее не применявшийся организационной системой) [2, с.76].

В зависимости от места применения инновации подразделяются на:

-продуктовые;

-технологические;

- управленческие.

Что касается первой группы инноваций, то данная разновидность нововведений представляет собой те или иные продукты, которые потребляются, непосредственно, в сфере производства или же в сфере потребления продукта.

Вторая группа или технологические нововведения – это существенно новые способы, техники или технологии производства старых или новых продуктов.

Управленческие нововведения – это методы работы, которые главным образом, используются аппаратом управления и которые является новыми в своей сфере.

Сегодня, особый интерес среди специалистов вызывают управленческие инновации-любое решение, метод управления или процедура, которые имеют существенные отличия от выработанной практики и впервые используются на конкретном предприятии или в организации. При этом, следует учитывать, что данная инновация должна представлять новизну в практике конкретного исследуемого предприятия или организации.

Управленческие инновации, как правило, представляют собой два взаимосвязанных блока: с одной стороны – это ввод в кадровую систему новых элементов, форм и методов, а с другой стороны – вывод из кадровой системы устаревших элементов, форм и методов. Причинами таких нововведений в организации могут быть: изменение потребностей клиентов организации; развитие науки, техники и технологии; изменение внутренних потребностей организации; развитие общественных отношений; действия конкурентов организации; директивные указания [1, с.112].

Нововведения в управленческой работе можно классифицировать по следующим признакам:

- по фазам участия работников в профессиональном образовательно-трудовом процессе (цикле);

- по объектам нововведений и инновационного менеджмента в кадровой работе;

- по степени радикальности, масштабности и темпам реализации;

- по отношению к элементам механизации управления персоналом.

Нововведения могут быть задокументированы и представлены в форме: новой организационной структуры, кадровой политики, стратегии управления персоналом, должностной инструкции или новом положении [1, с.117].

Кроме того, в системе управления персоналом инновации могут реализовываться в двух формах:

1)    Текущие инновации-  с постепенным улучшением отдельных элементов работы персонала. Они не связаны с резким изменением результатов деятельности трудовых ресурсов предприятия, обычно они не затрагивают долгосрочное непрерывное совершенствование с привлечением максимального количества сотрудников

2)    Прорывные инновации- в формах скачкообразного, радикального улучшение всей системы управления персоналом в целом. Как правило, прорывные инновации системы управления персоналом затрагивают как улучшаемые аспекты деятельности сотрудников, так и всю систему управления трудовыми ресурсами в целом, так как к основным причинам кардинальных перемен на предприятии могут относиться:

- значительное отставание от конкурентных компаний;

- отсталость используемых технологий;

- громоздкость управляемой системой и т.д.

Радикальные «нововведения» должны осуществляться на основе процессного подхода, с помощью следующих методов: бенчмаркетинг, реинжинирование процессов, создание новых процессов, анализ затрат, связанных процессами и др.[4, с.23]

Далее следует рассмотреть этапы внедрения управленческих инноваций в организации (Рисунок 1).

Принятие решения о применении инновации

Формирование организационной среды внедрения

Этапы внедрения управленческих инноваций в организации

Внедрение инновации и мониторинг инновационного процесса 

Рисунок 1. Этапы внедрения управленческих инноваций в организации

Изучение успешной практики российских и зарубежных компаний позволило определить этапы разработки и внедрения управленческих инноваций в организации.

  1. Формирование организационной среды нововведения включает поиск и  сбор информации о нововведениях для определения целесообразности их осуществления.с этой целью компания участвует в выставках, семенарах,презентациях. Следует отметить,что результативность управленческой инновации прямо пропорциональна заинтересованности и участию руководителя  в инновационном процессе, ведь позиция рководителя может как увеличить полезный эффект изменений, так и свести на нет уилия по внедрению новшетсв. Данный этап так же включает предварительный отбор нововведений по определенным критериям, основной из которых будет являться экономическая эффективность и прибыль, а также экономия,получаемая организацией в результате совершенствования системы управления.
  2. Принятие решения о применении инновации. В основном решение принимает руководитель- собственник, однако, если инновации создаются в рамках крупных компаний, то для их разработки и внедрения могут формироваться подразделения.
  3. Следующий этап включает в себя внедрение, использование и сопровождение инновации в управлении.

Сегодня, как показывает практика российских компаний, при внедрении управленческих инноваций в организации, существуют проблемы.

  1. Основополагающим или сдерживающим фактором при реализации управленческих нововведений в организации является сопротивление самого персонала. Поэтому при внедрении инновации в любые области деятельности организации руководителям важно сформировать психологическую готовность персонала, проявляющуюся в осознании необходимости осуществления нововведения, как производственной, так и экономической, а также личной и коллективной значимости изменения. Важным моментом является разъяснение   способов личного включения каждого работника в осуществление нововведения.
  2. Отсутствие необходимых методик и навыков их эффективной реализации также являются фактором, препятствующим внедрению управленческих нововведений.
  3.  Низкое качество управления на российских предприятиях связано также с недостаточной квалификацией менеджеров и применением ими организационных инноваций в условиях низких инвестиций. Сюда можно также отнести недопонимание роли и сути управленческих нововведений в современных экономических условиях, отнесение данного вида инноваций к второстепенным, менее значимым нежели технологические нововведения.
  4.  В большинстве российских компаний отсутствует профессиональная команда менеджеров, что является главным ресурсом управленческих инноваций. Авторитарный стиль управления либо ограничивает инициативу работников либо вовсе не позволяет сформировать команду наиболее квалифицированных специалистов.

Таким образом, существует ряд факторов, препятствующих внедрению и распространению управленческих инновации в организации. К ним относят не только отсутствие соответствующей методологии, но и проблемы в кадровом обеспечении. Поэтому, как показывает практика, организации, вкладывающие инвестиции помимо технологического оснащения также и в человеческий капитал, обеспечивают себя высокими конкурентными преимуществами на рынке.


Библиографический список
  1. Бабинцева, Е.И. Инновационный потенциал персонала как фактор инновационного развития предприятия [Текст] / Е.И. Бабинцева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – №2-1. – С. 166-170.
  2. Баранчеев, В.П. Управление инновациями [Текст]: учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, – 2014.
  3. Латкин, А.Г. Управленческие нововведения [Текст]: учебник / А.Г. Латкин. – М.: Макс Пресс, – 2008.
  4. Савченко, И.П. Инновации в системе управления персоналом [Текст] / И.П. Савченко, О.В. Гренадская // APRIORI. Серия: гумманитарные науки. – 2015.


Все статьи автора «Ходыкина Анна Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: