Современная система управленческого учета компании представляет собой сбор, идентификацию, аналитическую обработку наиболее важных хозяйственных показателей для менеджмента экономического субъекта с целью предоставления ему максимально возможной, с точки зрения экономической обоснованности ее получения, и своевременной информации для принятия эффективных управленческих решений [6].
Это, в некоторой степени, обособленный вид учета, который имеет свой спектр задач и специфические особенности сбора и обработки информации, ее детализации, сроков и форм представления достаточно узкому кругу лиц, входящих в управленческий персонал компании.
Основополагающую роль в системе управленческого учета занимает информация, связанная с затратами экономического субъекта. Это связано с большим влиянием этого показателя на ценообразование и конкурентоспособность компании на освоенных ей рынках. Развитие компании, связанное с расширением сфер деятельности, приводит к необходимости оптимизации финансовых потоков. Возрастает значение таких сфер управленческого учета, как бюджетирование и выделение центров ответственности как по аккумуляции затрат, так и по распределению финансовых потоков.
Основной задачей дополнения учетно-аналитической системы предприятия подсистемой управленческого учета является максимальное расширение возможностей менеджмента компании использовать различные информационно-аналитические разработки для успешного выполнения своих функциональных обязанностей [8].
Зародилась концепция управленческого учета на Западе, там и происходило ее становление и апробация. В российской учетной практике ее использование стало возможно с переходом экономики к рыночным условиям хозяйствования. При этом установившиеся во времена административно-командной экономики принципы и традиции ведения бухгалтерского учета, не способствовали к ее быстрому внедрению в учетную практику отечественных предприятий.
Возросший интерес к системе управленческого учета на современном этапе развития отечественной экономики обусловлен целым рядом факторов:
- ужесточение конкуренции на рынках;
- концентрация, порой чрезмерная, капитала;
- трудно поддающиеся прогнозированию инфляционные процессы;
- нестабильная политическая обстановка, повлекшая введение экономических санкций, как со стороны западных партнеров, так и со стороны Российской Федерации, требующая максимальной концентрации собственных резервов для развития отечественных компаний.
Доминирование на освоенных рынках требует от экономического субъекта эффективного управления, как финансовыми потоками, так и издержками при реализации бизнес-проектов.
Информационные потоки, формируемые в традиционной системе финансового учета, стали недостаточными для эффективного ведения бизнеса в новых экономических и политических условиях.
На Западе концепция управленческого учета развивалась и совершенствовалась более 150 лет. К началу прошлого века управленческий учет выделился в самостоятельный вид учетно-аналитической деятельности на предприятии, а к концу ХХ века трансформировался в отдельную учетную подсистему, генерирующую полезную экономическую информацию и обрабатывающую ее для внутренних управленческих нужд экономического субъекта.
Для этого применяются как традиционные элементы метода бухгалтерского учета, так и активно внедряются приемы и методы из смежных областей экономической науки, а также математические приемы обработки информации, специфические особенности технологического обеспечения производственного процесса, психологические методы управления персоналом и его мотивации.
Несмотря на сложность и многогранность применяемых приемов и методов, в целом информационная подсистема управленческого учета концентрируется на трех основных направлениях:
- формирование необходимой для нужд управления информации о производственных затратах и калькулировании себестоимости выпускаемой продукции;
- организация планирования уровня затрат и финансовых результатов как по отдельным рыночным сегментам, так и целевым сегментам выпускаемой продукции и обеспечение эффективности контроля за их соблюдением [2];
- генерация и последующая обработка информации, необходимой для подготовки конкретных управленческих решений.
Управленческий учет дополняет и детализирует обобщенные данные, формируемые в подсистеме финансового учета и направленные в большей степени на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей бухгалтерской отчетности [1]. Формируемая в подсистеме управленческого учета информация более оперативна, детализирована и ориентирована на конкретных пользователей, как правило, входящих в руководство экономического субъекта.
Эта информация представляется в специально разработанных внутренних формах, обработана таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование аналитических процедур, методов планирования и прогнозирования, организовать контроль за хозяйственными процессами и позволить управленческому персоналу компании качественно выполнять свои функции [3].
Подсистема управленческого учета генерирует и подвергает аналитической обработке широкие пласты информации, которые могут быть полезны для эффективного управления компанией. Это не только натуральные, трудовые и денежные показатели, характеризующие текущую хозяйственную деятельность предприятия, но и ретроспективные аналитические расчеты, плановые и прогнозные показатели, результаты опросов, как сотрудников компании, так и потенциальных потребителей продуктов, предлагаемых компанией, и многое другое.
Основной упор делается на подготовку в различных разрезах аналитической информации о затратах, расходах, доходах и финансовых результатах как в целом по компании, так и с выделением центров ответственности по этим аналитическим компонентам [7]. Объем и виды генерируемой информации, глубина ее аналитической обработки, виды и структура аналитических регистров устанавливаются экономическим субъектом самостоятельно, исходя из целей, поставленных перед разработчиками системы управленческого учета, и обычно закрепляются в локальном нормативном акте компании, так как являются инициативой менеджмента экономического субъекта и не регулируются законодательно.
Сама аналитическая информация, полученная в информационной подсистеме управленческого учета, конфиденциальна, используется узким кругом лиц, относящимся к руководству компании и попадает в категорию информации, являющейся коммерческой тайной экономического субъекта.
Можно выделить следующие категории пользователей внутренней управленческой отчетности экономического субъекта:
- собственники компании;
- менеджмент высшего уровня, включающий генерального директора и его непосредственных заместителей по различным направлениям деятельности компании;
- некоторые руководители среднего уровня управленческой иерархии, функциональные обязанности которых связаны с необходимостью использовать информацию, генерируемую в информационной подсистеме управленческого учета [4].
Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется. Учетно-аналитическое обеспечение менеджмента предприятия для оперативного решения возникающих проблем в результате функционирования компании получило название традиционного управленческого учета. Стратегический управленческий учет, который активно внедряется крупными компаниями в последнее время, направлен на генерацию и обработку информации, позволяющей принимать стратегические управленческие решения, сфокусированные на достижении конкурентных преимуществ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Это направление является наиболее перспективным в современных условиях развития учетно-аналитической системы и связано с рядом факторов, основными из которых являются:
- значительное ужесточение конкурентной среды;
- развитие информационных технологий, позволяющее обеспечить и качественно улучшить учетно-аналитическую обработку больших массивов разнородных данных;
- резкое ускорение динамики экономических, научно-технологических, инновационных, социальных и политических процессов в жизни современного общества, что не позволяет получать максимально возможную прибыль от краткосрочных преимуществ, которые в течение короткого промежутка времени способны нивелироваться конкурентами, и требует от компании заниматься созданием долгосрочных стратегических преимуществ над конкурентами [5].
Таким образом, реализация стратегического управленческого учета требует применения принципиально иных методов решения поставленных задач, которые не используются в традиционным управленческом учете. Внедрение данного направления совершенствования информационной подсистемы управленческого учета является наиболее перспективным при корректировке и повышении эффективности корпоративных учетно-аналитических систем крупных российских компаний.
Библиографический список
- Дворецкая Ю.А. Подготовка бухгалтерской (финансовой) отчетности: анализ основных изменений // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – №12. – С. 163-167
- Дедова О.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации по сегментам в организациях хлебопекарной отрасли // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 168-174.
- Ермакова Л.В., Дворецкая Ю.А., Мельгуй А.Э. Методы формирования информации в системе управленческого учета // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14743 (дата обращения: 12.05.2016).
- Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации о затратах на производство, калькулирование себестоимости продукции хлебопечения в системе управленческого учета – Брянск: Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, 2009. – 308 с.
- Ермакова Л.В. Проблемы рациональной организации формирования управленческого учета в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета – 2012. – №3 (2). – С. 262–265.
- Ермакова Л.В. Системный подход к организации управленческого учета в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета – 2011. – №3. – С. 254–257.
- Ковалева Н.Н. Планирование дохода в аграрном секторе // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №10. – с. 44-48.
- Кузнецова О.Н. Модель управленческого учета инновационной деятельности предприятия // Дискуссия. – 2013. – №1(31). – С. 63-66.
Количество просмотров публикации: Please wait