КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ломовцева Анна Витальевна1, Артемьева Татьяна Александровна2
1Нижегородский институт управления - филиал РАНХИГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управления и маркетинга»
2Нижегородский институт управления - филиал РАНХИГС при Президенте РФ, студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
Предложено определение туристского кластера, рассмотрены предпосылки для создания кластеров в сфере туризма в Нижегородской области, выделены основные элементы регионального туристского кластера.

Ключевые слова: инновации, объединение, промышленность, туристский кластер, туристский потенциал, Экономическое развитие


THE CLUSTER APPROACH TO DEVELOPMENT OF TOURISM IN NIZHNY NOVGOROD REGION

Lomovtseva Anna Vitalievna1, Artemyeva Tatyana Aleksandrovna2
1Nizhny Novgorod Institute of management - branch of RANEPA under the President of the Russian Federation, candidate of economic Sciences, docent of the Department "Management and marketing"
2Nizhny Novgorod Institute of management - branch of RANEPA under the President of the Russian Federation, student of the faculty "State and municipal management"

Abstract
The proposed definition of a tourism cluster, are considered prerequisites for creating a cluster in tourism in the Nizhny Novgorod region, the basic elements of the regional tourism cluster.

Keywords: economic development, industry, Innovation, tourism cluster, tourism potential, Union


Библиографическая ссылка на статью:
Ломовцева А.В., Артемьева Т.А. Кластерный подход к обеспечению развития туризма в Нижегородской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/06/12154 (дата обращения: 11.03.2024).

Развитие экономики на современном этапе развития стран постиндустриальной эпохи зачастую подталкивает государство, предпринимателей и инвесторов на создание кластеров в различных областях своей деятельности. Кластеры являются точками роста региональной экономки и рассматриваются как один из наиболее прогрессивных механизмов организации хозяйственной деятельности, поскольку позволяют сконцентрироваться на определенной сфере, для эффективного функционирования которой сосредоточены разнообразные ресурсы на отдельно взятой территории.

Использование кластерного подхода сегодня является одним из важных инструментов по формированию стратегии социально-экономического развития ряда субъектов РФ. Надо отметить, что развитие в РФ получили в первую очередь промышленные и инновационные кластеры. Так, в Нижегородской области функционируют несколько кластеров, например, Нижегородский индустриальный инновационный кластер автомобилестроения и нефтехимии.

Однако экономика г. Н.Новгорода нуждается в новых проектах не только в сфере промышленности, развития инновационной инфраструктуры, но и в сфере туризма, выставочной деятельности.  Это особенно актуально в условиях предстоящего Чемпионата мира по футболу 2018, так как город Нижний Новгород является городом-организатором этого одного из самых важных событий в спортивной истории страны.

Из слов доклада, представленного директором департамента экономики администрации Нижнего Новгорода Ирины Семашко на заседании профильной комиссии Гордумы 10 ноября 2015 года, можно сказать, что интерес туристов к Нижнему Новгороду не ослабевает. За 2015 год Нижний Новгород посетило на 5-7% туристов больше, чем за 2014 год, исходя из данных представленных туристическими агентствами, это связано с работой города в туристическом направлении: появилось около 50 англоговорящих экскурсоводов, сняты ролики о Нижнем Новгороде на двух федеральных телеканалах и разработаны различные туристические маршруты. По словам Ирины Семашко, планируется изготовление англоязычных указателей, брошюр, установка информационных стоек и т. д. [5]

Нижегородская область имеет ряд предпосылок для развития туристской деятельности: богатый ресурсный потенциал, наличие культурно-исторического потенциала, развита инфраструктура и выгодное транспортно-географическое положение. По территории региона проходят автодороги федерального значения М7 Р158 и Горьковская железная дорога, протекают реки Волга и Ока. В конце 2015 год был введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал Международного аэропорта Стригино, площадь которого составляет 27,8 тыс. кв. м., пропускная способность – более 1,5 млн. чел. в год.

Совместно с Институтом туризма Франции разработана программа продвижения территорий в единой концепции. Основные маршруты по Нижегородскому краю будут сконцентрированы в 3 направлениях: северное кольцо (Семеновский, Воскресенский районы, с акцентом на таких брендах как хохломская роспись и легендарное озеро Светлояр), южное (Арзамас, Дивеево – развитие паломнического и культурно-исторического туризма) и пока менее популярное, но перспективное восточное кольцо (Лысковский, Воротынский районы).

Для дальнейшего развития туризма в Нижегородской области, целесообразно создание туристских кластеров.

На наш взгляд, под туристском кластером следует понимать объединение в рамках одной ограниченной территории взаимоувязанных субъектов экономической деятельности (туроператоры, турагенты, объекты размещения, транспортные компании, поставщики туристских и сопутствующих услуг, объекты инфраструктуры, ВУЗы) для повышения конкурентоспособности территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта.

Туристский кластер в Нижегородской области можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1).

 

Рис.1. Предлагаемая модель туристского кластера в Нижегородском регионе

В предлагаемом туристском кластере можно выделить следующие основные элементы:

1) «ядро» – объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер. То есть, предприятия, непосредственно туристской сферы, занятые производством и продвижением турпродукта региона (гостиницы и другие средства размещения, предприятия общепита и т.д.);

2) «дополняющие объекты» – объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра»;

3) «инфраструктура туризма» – объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра»;

4) «сопутствующая инфраструктура» – объекты кластера, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера. К ним относятся различные сервисно-консультационные предприятия, функции которых могут быть осуществлены как участниками класетра, так и с использованием внешних организаций на основе аутсорсинга. [1]

На наш взгляд, существуют следующие предпосылки создания кластеров в сфере туризма в Нижегородской области:

1) предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018, необходимые места для проживания болельщиков и гостей города, что изложено в требованиях ФИФА к городам-организаторам Чемпионата мира группового этапа – количество обязательных гостиниц, располагающихся в радиусе не более 40 минут езды от футбольной арены «Нижний Новгород» составляет порядка 16 отелей категории от 3 звезд до 5 для спонсоров, оргкомитета, ВИП гостей, команд и СМИ, и порядка 30 отелей, находящихся в радиусе до 100 км от стадиона для болельщиков. [2]

2) отсутствие достаточных зон отдыха для предполагаемых туристов и жителей города, в том числе лечебно-рекреационных зон, которые необходимы для реализации политики развития и продвижения внутреннего туризма в Российской Федерации.

3) уровень безработицы в Приволжском федеральном округе (на 1 января 2016 года, составляет 1,1%, когда в среднем по России – 1,3%). [3]

4) невозможность самостоятельной реализации экономических программ в сфере туризма и рекреационной политики малым предприятиям и промышленным комплексам.

В настоящее время развитие туристской отрасли в Нижегородской области осуществляется в соответствии с областной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах», где в качестве мероприятий по стимулированию туризма отмечается необходимость поддержки проектов создания туристских кластеров в Нижегородской области.

Еще 27 марта 2011 года губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев утвердил концепцию формирования туристического кластера региона, которая была разработана федеральным министерством поддержки и развития предпринимательства и предполагала увеличение туристического потока к 2020 году до 2 млн человек в год, что на тот момент составляло около шестисот тысяч человек-посетителей Нижнего Новгорода. В данную концепцию входило:

1. Создание ГБУ Нижегородской области «Нижегородский туристско-информационный центр». Основной задачей Нижегородского ТИЦ является формирование комфортной информационной среды в сфере туризма для гостей и жителей Нижнего Новгорода, предоставление информации об основных достопримечательностях, памятниках и культурных центрах.

2. Создание этническо-фольклорной деревни. Однако, она до сих пор не создана и не определено место ее планируемого расположения. Один из вариантов – около Бора, неподалёку от канатной дороги через Волгу. Есть также предложение разместить деревню по восточному кольцу, в Лысковском или Воротынском районе – там она будет ориентирована на туристов круизных судов во время «зеленых стоянок». [4]

В феврале 2014 года также появилась идея создания туристско-рекреационного кластера «Окская Звезда» в Павловском районе Нижегородской области. Формирование данного кластера предполагается в городе Горбатов и включает в себя тематический парк развлечений, рекреационный и горнолыжный комплекс и академию киноискусства под руководством Никиты Михалкова. Планируемая пропускная способность парка 529 тыс. человек в год, из них 60 тыс. человек — пропускная способность горнолыжного комплекса.

Над данным проектом работает несколько предпринимательских сфер, Федеральное агентство по туризму и некоторые лица творческой деятельности, а в частности Народный артист России Никита Михалков и член Союза писателей России, член Союза Кинематографистов России, член Президиума Российского фонда культуры Владимир Седов.

К настоящему времени составлен ситуационный план размещения объектов инфраструктуры, архитектурное исполнение зданий и сооружений, размещение на полученной картографической основе объектов строительства и рекреационных площадок, определены ландшафтные решения, экономические решение, связанные с созданием кластера, подготовлены предпроектные технические задания и предварительные расчёты на проектирование инженерной, транспортной и иных инфраструктур для создания кластера, расчет технических условий. Кроме того, разработаны программы мероприятий для обеспечения круглогодичного функционирования парка. Подготовлены схемы зонирования парка, включая описание и характеристику каждой зоны, функциональное предназначение, а также интерактивные средства и методы, планируемые для демонстрации сущности и хода съемки кино, а также для вовлечения посетителей в этот процесс. В июне 2016 года Нижегородская область в рамках ХХ Петербургского международного экономического форума представила уникальный рекреационно-оздоровительный культурный центр «Цитадель», который и представляет собой развитие рассмотренного выше туристского кластера. Общий объем финансирования оценивается в 7 млрд руб. Все средства предоставят частные инвесторы, однако проекту необходимо и участие федерального центра.

Следует отметить, что благодаря созданию кластеров в сфере туризма Нижегородский регион сможет решить ряд следующих задач:

1) развитие перспективных сфер деятельности города, с последующим привлечением новых инвесторов, в том числе, иностранных;

2) увеличение взаимодействия органов власти с бизнесом и наукой в рамках кластеризации, что дает возможность получения синергетического эффекта;

3) увеличение рекреационных зон, что может способствовать привлечению туристов;

4) повышение конкурентоспособности гостиничных комплексов, вследствие чего, возможна стабилизация средних цен на гостиничные номера, качество услуг и предлагаемые рекреационные возможности;

5) решение экономических проблем региона, в том числе – безработицы. Кластеры в обязательном порядке должны формироваться и развиваться при поддержке местных органов власти и самоуправления. Благодаря этому, кластерные структуры смогут решать во властных структурах вопросы улучшения условий деятельности и защиты интересов участников.

Таким образом, в рамках туристского кластера используется и культурно-исторический потенциал территории и инфраструктурные объекты для позиционирования территории и формирования имиджа региона. Однако, необходима дальнейшая активизация деятельности государства в развитии туристской сферы, объединения усилий власти, институтов образования и науки, туристских организаций для успешной реализации кластерной политики.


Библиографический список
  1. Ломовцева А.В., Трофимова Т.В.  Формирование туристского кластера как инструмент развития туризма в регионе / Развитие производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования: сборник научных статей. – 2014г., г. Н.Новгород с. 291
  2. Требования ФИФА к Чемпионату мира по футболу 2018 / URL: http://россия2018.рф/требования-фифа-к-чемпионату-мира-по-ф/
  3. Уровень безработицы в Нижегородской области / URL: http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=277033
  4. Концепция развития туристического кластера Нижегородской области / URL: http://nn.bt.su/material1535
  5. Поток туристов в Нижегородской области увеличился на 5-7%. – 11.11.2015/ URL: http://www.vgoroden.ru/?id=368214


Все статьи автора «Артемьева Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: