В мае 2012 г. в бюджетном послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил основные направления развития страны как экономические, так и социальные, что нашло отражение в Указах Президента [1], которые принято называть «майскими». Органы государственного управления отчитываются о достижении целей, поставленных Президентом России, ежегодно.
Проблема доступности дошкольного образования стоит остро во всех регионах России, в том числе в г. Калуге и Калужской области. Для решения данной проблемы в 2013 г. Правительство Калужской области утвердило государственную программу «Развитие образования в Калужской области» до 2020г. [2]. Эта программа реализуется на протяжении двух лет. Настало время подвести предварительные итоги и оценить выполнение указов Президента РФ в Калужской области в сфере образования.
Актуальность и новизна данного исследования заключается в том, что авторы предлагают для подобной оценки провести анализ адекватности применения используемых в отчетах показателей, например, «100% доступность дошкольного образования детьми от 3 до 7 лет», но и выявить условия их применимости для оценки реальной ситуации. В исследовании использованы статистические методы: метод сводки и группировки статистической информации, графический и табличный методы, метод относительных и средних величин, метод обобщающих показателей динамики.
Программа развития образования [2] использует для оценки «доступности образования» показатели: «доступность дошкольного образования» (Ддо), расчет которого осуществляется по формуле (1), «количество дошкольных образовательных учреждений», «численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях».
где Ддо – доступность дошкольного образования;
Д3-7пу – число детей в возрасте 3-7 лет, получающие услуги дошкольного образования;
Д3-7 – число детей в возрасте 3-7 лет.
На рисунке 1 представлена динамика количества дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по Калужской области в целом и г. Калуге.
Рисунок 1 – Количество дошкольных образовательных учреждений в Калужской области и в том числе в Калуге, шт.
По результатам исследования, представленным на рисунке 1, по сравнению с 2008 г. количество ДОУ сократилось на 42 единицы, или на 15,8%. Если сравнивать с 2011 г., то количество сократилось на 44 ДОУ или на 16,5%. Положительная динамика наблюдалась только до 2012 г. Именно в это время были возвращены в муниципальную собственность большинство бывших детских садов, занятых другими организациями (20 объектов на 2135 мест были возвращены за 5 лет). Таким образом, по данному показателю трудно оценить успешность реализации мероприятий, осуществленных в рамках программы.
Также является малоинформативным показатель «численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях» (рисунок 2).
Рисунок 2 – Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях Калуги и Калужской области, чел.
Данный показатель не дает представление о различиях условий доступности дошкольного образования в городской и сельской местности, в городской местности уровень показателя больше 100, а в сельской – на уровне 95%.
Кроме того, рассмотренные показатели не отражают количество детей, ожидавших свою очередь в детский сад, но так и не получивших свое место. То есть другими словами в отчетности никак не учтены дети, находящиеся в очереди. Скорее он показывает загруженность дошкольных учреждений.
На самом деле, главное ограничение заключается не в цифре 100%, а в возрасте, для которого этот показатель определен. По данным, обозначенным в программе развития образования [2] на 1 января 2013 г. в очереди в детский сад в Калужской области стояли и не получили свое место 1852 ребенка, среди них 80,7% это дети до 3 лет, 16,1% – от 3 до 5 лет, остальные – от 5 до 7. Таким образом, получается, что недоступным было дошкольное образование для 87 детей из той категории, которую отслеживают, но не решают проблему для тех семей, которые вынуждены выходить на работу не дожидаясь достижения ребенком 3-х летнего возраста. Так среди детей, посещающих ДОУ в г. Калуга 14% это дети в возрасте до 3 лет. Данная очередь в очередной раз подтверждает, что родители вынуждены вставать в очередь за путевкой в детский сад с самого рождения.
По данным отчетности службы статистики по Калужской области [3] авторами составлена таблица и рассчитаны уровни доступности ДОУ для всех категорий детей в г. Калуге и Калужской области.
Таблица 1 – Уровень доступности дошкольного образования в Калужской области и г. Калуга на 1 января 2016 г.
Показатели | Калужская область | г. Калуга |
1) Число детей в возрасте 1-2 года, чел. | 23460 | 7618 |
2) Число детей в возрасте 3-7 лет, чел. | 52092 | 17120 |
3) Число воспитанников ДОУ всего | 46700 | 18100 |
3.1) из них 3-7 лет | 40162 | 15566 |
3.2) 1-2 лет | 6538 | 2534 |
4) Доступность ДОУ для детей 3-7 лет, % | 77,1 | 90,9 |
5) Доступность ДОУ для детей 1-2 год, % | 27,9 | 33,3 |
6) Численность воспитанников на 100 мест, чел. | 107 | 117 |
7) Общее количество мест в ДОУ, шт | 43645 | 15470 |
8) Обеспеченность ДОУ при 100% загрузке для 3-7 лет, % | 83,8 | 90,4 |
На основе результатов анализа, представленных в таблице 1, можно сделать вывод: если поделить количество мест в ДОУ на детей в возрасте от 3 до 7 лет, то на место в детском саду могут рассчитывать только 83,8% детей в Калужской области и 90,4% – в самой Калуге. Это подразумевает исключение ясельных групп и 100% загрузку ДОУ.
В программе развития образования [2] указаны следующие цифры «на 2012 г. доступность составляла 80%, в 2013 г. – 86%, а в 2016 г. она должна достигнуть уровня 100%». На самом деле, по нашим оценкам, детские сады перегружены, особенно в областном центре, ключевой показатель не достигнут, в Калужской области доступность дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет на уровне 77,1%, а в г. Калуга – 90,9% с учетом переполненности ДОУ. Если предположить, что в ДОУ зачисляют детей по количеству мест и только с 3-х лет, то ситуация не будет идеальной – только 83,8% в области и 90,4% всех детей смогут попасть в детский сад. И опять данный показатель не учитывает востребованность ясельных групп.
Подводя итоги, следует сказать, что чтобы улучшить ситуацию с доступностью дошкольного образования необходимо строить новые и возвращать бывшие детские сады, а для оценки реальной ситуации в данном направлении рекомендуется скорректировать систему отчетности в этой сфере.
Библиографический список
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599 // Российская газета. – 2012. – 9 мая.
- Программа «Развитие образования в Калужской области» утвержденная Постановлением Правительства Калужской области от 20.12.2013 г. № 713 с изменениями [Электронный документ] // Режим доступа http://www.consultant.ru/
- Сайт территориального органа Федеральной службы статистики по Калужской области. Режим доступа http://kalugastat.gks.ru/
Количество просмотров публикации: Please wait