ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день успешное и оптимальное управление на предприятии требует активного использования комплексного анализа и моделирования основных бизнес-процессов компании. В первую очередь это связано с тем, чтобы иметь возможность планировать деятельность предприятия с учетом максимального количества влияющих факторов. Применение современных методов информационных технологий необходимо для планирования эффективного бизнеса компании с целью сокращения издержек предприятия, а также повышения скорости выполнения существующих бизнес-процессов. Функционирование предприятий связано с выполнением распределенных технологических процессов, требующих принятия решения. Эффективным решением выполнения этих процессов является использование наглядных методологий.
Существует множество методов и технологий для моделирования деятельности компаний. Это, прежде всего методология SADT1 и ее методы IDEF, а также BPMN2-нотация. BPMN – это открытый стандарт, который позволяет разрабатывать бизнес-процессы, как в глобальном смысле, так и детализировать процессы с целью проведения глубокого анализа. BPMN использует набор интуитивно понятных элементов, объединение которых отражает наглядное представление о происходящих процессах на предприятии. Применение рассмотрено на примере проектирования бизнес-процессов для сервисных предприятий по доставке пиццы и других готовых блюд.
ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАНИЯ КОМПАНИИ
Формирование готового бизнеса разработано специально для начинающей бизнес-аудитории. Для того, чтобы проект имел потенциальный успех необходимо тщательно продумать бизнес-логику компании, т.к. для начинающий предприятий важно, как можно скорее закрепиться на рынке путем минимальных вложений и сокращении издержек, а также сокращению производственных ошибок, которые могут привести к дополнительным затратам. Особенности организации таких предприятий:
-
Отрасль деятельность компании является Общественное питание.
-
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. По этому признаку предприятия является мелким–до 50 занятых.
-
по форме собственности предприятие является частным.
-
юридические форма предприятия может быть следующая: единоличное владение (индивидуальный предприниматель), товарищество, акционерное общество.
-
для выполнения некоторых работ привлекаются сотрудники на договорной основе – фрилансеры;
-
для функционирования предприятия необходима автоматизированная информационная система (АИС).
-
предприятие имеет производственную структуру.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОСТАВКЕ ПИЦЦЫ И ДРУГИХ ГОТОВЫХ БЛЮД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ BPMN
Предприятие может иметь потенциальный успех на рынке общественного питания только при эффективной организации бизнес-процессов. Таким образов, необходимо разработать модель бизнес-процессов компании, а именно: формирование заявки клиента, приготовление блюд, формирование маршрутных чек-листов компании3, доставка блюд до клиента. Методика построения моделей бизнес-процессов для использования при принятии решений с использованием BPMN включает в себя построение дерева решений, ролевых моделей, функциональных и информационных моделей. На основе созданных моделей по установленным взаимосвязям выстраивается сценарий принятия решений, при этом структурируются все данные, поступающие из различных источников. BPMN позволяет сымитировать ситуацию и оценить до момента принятия решения последствия, результаты и изменения, которые повлекут за собой принятое решение. Таким образом представим модель готового бизнеса по доставке пиццы и других готовых блюд с помощью стандарта BPMN 2.0, воспользовавшись программным средством MS Visio4. Схема реализации продажи и доставки пиццы и других готовых блюд, компанией отражена на рисунке 1
Рисунок 1 – Реализация доставки пиццы и других блюд
Суть диаграммы в следующем: при обращении пользователя в компанию ему предоставляется каталог блюд, после выбора блюд клиент делает заказ, далее, оператор запрашивает его контактную информацию (ФИО, адрес и прочую информацию) и клиент ожидает доставку. При желании он может внести изменения в заказ, т.к. предусмотрено событие-компенсация. Далее, оператор вносит полученную информацию в Базу Данных, передает заказ персоналу «Кухни» и формирует маршрутные чек-листы3 доставки. Использование клиентской Базы данных позволит без труда отобразить информацию о клиенте, если тот делает заказ не в первый раз, что позволит сократить время обработки заявки. Формирование маршрутных чек-листов3 свернуто в подпроцесс, который представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Формирование маршрутных листов
Оптимальное формирование маршрутных чек-листов3 заключается в том, чтобы сформировать адреса доставки, сгруппировав их в районы доставки и сгруппировать заказы по этим районам доставки, отдав заказы службе доставки. Процесс доставки заказов свернут в подпроцесс и представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Получение и оплата заказа
Когда курьер прибыл до клиента, то клиент подтверждает свой заказ, расписываясь в чек-листе. Важно, чтобы клиент проверил правильность заказа и подтвердил это личной подписью. Далее клиент оплачивает заказ, курьер в свою очередь передает ему заказанные блюда и отдает копию чек-листа. Оригинал чек-листа, подписанный клиентом, возвращается в компанию по доставке пиццы и других готовых блюд, тем самым производится контроль Службы доставки. Заказ доставлен и выполнен.
ВЫВОДЫ
C помощью нотации BPMN созданы модели потоков работ (work-float), позволяющие организовать поддержку принятия управленческих решений при планировании создания малого бизнеса. Моделирование деятельности позволяет оценить бизнес-процессы компании, наилучшим образом построить организационную структуру предприятия и разработать требования к информационным системам, а также построить прогноз возможных ошибок компании. Моделирование позволяет оценить затраты на выполнения выделенных бизнес-процессов, а также рассчитать стоимость конечного продукта.
________________________________
- SADT (Structured Analysis and Design Technique) – Методология предназначена для моделирования данных и объектов, а также функционального моделирования.
- BPMN (Business Process Model and Notation) – система условных обозначений (нотация) для моделирования бизнес-процессов.
- Маршрутный чек-лист – документ, отражающий информацию о клиенте, а также адрес и район доставки, также документ содержит перечень заказанных блюд, составляется в 2х экземплярах и подписывается клиентом в качестве подтверждения доставки заказанных им блюд.
- MS VISIO – векторный графический редактор, редактор диаграмм и блок-схем для Windows.
Библиографический список
- Аалдерс Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство. М., 2004.
- Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учеб. пособие. М.: Московск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2005. 111 с.
- Воропаев В. И. Управление проектами в со- временном обществе // Управление проектами. 2005. № 1(1).
- Методика сетевого планирования комплекса организационных мероприятий по управлению ин- вестиционным проектом / Г. Г. Куликов [и др.] // Вестник УГАТУ. 2004. Т.
- № 2 (10). С. 155–160. 5. Липунцов Ю. П. Управление процессами. Методы управления предприятиями с использова- нием ИТ. М.: ДМК Пресс, Комп. АйТи, 2003. 224 с.
- Применение SADT-методологии для прове- дения функционально-стоимостного анализа в про- изводственных системах / А. Н. Набатов [и др.] // Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб., 2001. С. 189–194.
- Речкалов А. В., Куликов Г. Г., Пуч- нин Н. Б. Методология построения организацион- но-функциональной модели предприятия // Вестник УГАТУ. 2004. Т. 5, № 2 (10). С. 161–173.
Количество просмотров публикации: Please wait