ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

Кильгуткина Арина Вячеславовна1, Куликова Виктория Викторовна1
1Дальневосточный федеральный университет, к.г.н., доцент, г. Находка

Аннотация
Актуальность данной статьи заключается в том, что при разработке экономической политики, уделяется значимое внимание вопросам сбалансированности, качества экономического роста и макроэкономического равновесия. Статья раскрывает основные вопросы частичного равновесия при производстве чисто общественных благ. Также в данной статье приведены особенности концепции рыночного равновесия и бюджетного равновесия спроса и предложения.

Ключевые слова: блага, общественные блага, предложение., производство, равновесие, спрос, частичное равновесие


PARTIAL EQUILIBRIUM IN THE PRODUCTION OF PURE PUBLIC GOODS

Kilgutkina Arina Vyacheslavovna1, Kulikova Viktoriya Viktorovna1
1Far Eastern Federal University, branch in Nakhodka, Ph.D., Associate Professor

Abstract
The relevance of this article lies in the fact that the development of economic policy is given significant attention to the balance, the quality of economic growth and macroeconomic equilibrium. The article reveals the basic questions of partial equilibrium in the production of pure public goods. Also in this article are the features of the concept of market equilibrium and budgetary equilibrium of supply and demand. Keywords: good, public good balance, partial equilibrium, production, demand, supply.

Библиографическая ссылка на статью:
Кильгуткина А.В., Куликова В.В. Частичное равновесие при производстве чисто общественных благ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/06/12007 (дата обращения: 12.03.2024).

Частичное равновесие означает равновесное состояние отдельного рынка. На любом товарном рынке равновесие обеспечивается воздействием рыночного регулятора – свободным ценообразованием на частные блага. Величина реального спроса на определенный товар, будет определяться доходом, который имеют потребители, и ценами, по которым этот товар и прочие товары предлагаются потребителям. Причем каждый потребитель в условиях взаимозаменяемости товаров, рационально определяет свой потребительский набор, соотнося уровень личной полезности товаров и цены на товары, для того чтобы максимизировать функцию полезности дохода. Если цена выше на рассматриваемый товар, то при одинаковых условиях у потребителя меньше склонности его приобрести; в то же время, если цены выше на другие товары, то у потребителя предпочтение к покупке рассматриваемого товара будет выше (если эти товары взаимозаменяемые). Ценовым механизмом также регулируется объем предложения частных благ. Чем выше цены на определенный товар, тем больше стимулов к производству этого товара. И чем выше цены на другие товары, тем выше затраты производства и соответственно возможность производить их уменьшается, сохраняя нормальную прибыль. Поэтому, объем производства и спроса на частные блага реагирует на изменения цены в любом экономическом секторе. При этом равновесие на отдельных товарных рынков еще не означает сбалансированность других товарных рынков [1].

Общественному сектору, включенному в экономический оборот, требуется сбалансированность своего развития. Развитие общественного сектора должно быть сбалансировано с учетом роста экономики в целом, в том числе с развитием частного и рыночного сектора (внешний аспект равновесия).

Теперь рассмотрим концепцию равновесия. Концепция равновесия применима к условиям рыночной экономики и взята на вооружение экономической теорией. За точку равновесия применяют равновесную цену, отклонения от которой выравниваются механизмом спроса и предложения частных товаров. Доминирующая неоклассическая теория постулирует, что экономика в связи с ее генетической способностью к саморегулированию находится в состоянии равновесия. В основании этого постулата лежит принцип индивидуализма и рационального экономического человека, который максимизирует индивидуальную функцию полезности и обладает способностью предугадывать будущее [2].

Огромный вклад в формирование концепции рыночного равновесия как механизма саморегулирования внесли Д. Вальрас, А. Маршалл, и В. Парето. Они дали определение рыночному равновесию как конкурентно эффективное равновесие. Рыночное равновесие изначально ограничивалось только областью производства и потребления частных товаров. Были введены условия эффективности деятельности частного сектора экономики по Парето. Они лежали в основе того, что наибольшая норма замещения частных благ, должна быть равна наибольшей норме их трансформации в производстве. С увеличением роли государства как субъекта экономического кругооборота, такими учеными-экономистами как Э. Линдалем и К. Викселем были предприняты меры создания модели рыночного равновесия, включающие общественные блага. Ими была впервые предложена трактовка налоговых цен как псевдоцен (квазицен), которая схожа с рыночным спросом и предложением. Также к этой трактовке была дана увязка бюджетно-налоговых инструментов с областью производства общественных благ.

Эти идеи развивались в модели рыночного равновесия с учетом производимых общественных благ, которые предложил американский ученый-экономист П. Самуэльсон в своей работе «Чисто теория общественных расходов» (1954). В рамках неоклассической теории он определил условия рыночного равновесия, включающий общественные блага, как неисключаемость. Можно отметить, что этими качествами порождается проблема безбилетного пассажира. Она проявляется в незаинтересованности спроса на общественные блага или в создании видимости минимальной заинтересованности в них, чем в реальной потребности. Модель общего равновесия, которая обхватывает как общественные, так и частные блага, для достижения Парето – эффективного состояния требует использование индивидуальных «налоговых» цен, определяющих готовы ли индивиды платить за общественные блага. Так же эта модель допускает возможность использовать рыночный механизм для выявления предпочтений в отношении частных благ, а для выявления предпочтений относительно общественных благ – механизм оценочных суждений [3].

Дальнейшее формирование теории равновесия в области производства общественных благ, развивалось в рамках неоклассической парадигмы. Понятие общественных благ уточнялось с раскрытием новых критериальных свойств, шла тщательная проработка механизмов выявления общественных предпочтений, велось создание типологии экономических благ. Но до сих пор теория общего равновесия, включающая общественные блага неоклассической парадигмы, которая основывается на принципах методологического индивидуализма, не приобрела логически завершенной формы. Ей было вынуждено столкнуться с неразрешимой проблемой – проблемой отсутствия точных сведений об общественных потребностях, интересов к индивидуальным потребностям, а так же к частным интересам. С отсутствием этих сведений, модель общего равновесия, включающая общественные блага является абстрактной теорией, и она далека от реальной действительности.

В общественном секторе равновесие является сложным структурно – образующим процессом. Его характерные черты можно выявить путем сравнения с рыночным равновесием.

Во-первых, механизм установления рыночного равновесия кардинально отличается от механизма общественного сектора. Рыночное равновесие – это самонастраивающийся, саморегулирующийся процесс установления равновесия с помощью механизма свободных рыночных цен, то есть с помощью цен, выравнивающих спрос и предложение.

Существуют отличия между спросом и предложением общественных благ и спросом и предложением частных благ. Для частного блага объем спроса является суммой спроса индивидуальных потребителей при определенной цене, а для общественного блага всем вынуждено потреблять один и тот же объем. Если кривая спроса на частное благо получается при сложении по горизонтали, то кривая спроса на общественные блага является суммой спроса на любую единицу этого блага по вертикали. Еще одно немало важное отличие между спросом на частные и общественные блага заключается в том, что при рыночном спросе на частные блага благодаря цене дается возможным более точное отслеживание и учет вкусов, предпочтений потребителей, но при отсутствии рыночного спроса на общественные блага возникают трудности при выявлении предпочтений потребителей этих благ. Спрос на общественные блага напрямую зависит от того, готовы ли потребители платить за общественные блага. Его выявляют с помощью механизма общественного выбора, общественных опросов, коллективной договоренности потребителей, избирателей-налогоплательщиков, а также методом аналогии с рыночными ценами. Вследствие этого предельная полезность общественного блага рассматривается, как готовность людей в целом заплатить за дополнительную единицу общественного блага. Равновесный объем общественных благ будет находить­ся на пересечении предельной полезности общественных благ с предельными издержками на них [4].

Предложение общественных и частных благ отличаются друг от друга. Так как потребителям необходимо полностью потреблять объем общественных благ, то при каждом объеме предложения общественных благ объем потребления будет равен объему предложения.

Другая особенность общественных благ заключается в том, что она осуществляется, в основном, на коллективной основе, сетью общественно-добровольных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

Огромное влияние на рыночное равновесие оказывает ограниченность семейного бюджета. В общественном секторе равновесие устанавливается преимущественно с помощью целенаправленно и сознательно проводимой бюджетно-финансовой политики.

Важную роль в уравновешивании спроса и предложения, общественных благ в рыночном равновесии играют ценовой механизм, финансово-бюджетный и политическим механизмы. В связи с тем, что роль в установлении государственного бюджета немало важна, равновесие приобрело черты бюджетно-политического равновесия.

Во-вторых, концепция рыночного равновесия, включающая частичные равновесия, раскрывает механизмы перехода с помощью механизмов сравнительных цен к общему рыночному равновесию и представляет собой однородность данных видов рыночного равновесия. Рыночное равновесие в отличие от равновесия общественного сектора показывает сложную конфигурацию частичных равновесий, целостность и различие, которое определяют природой общественных благ. Совместный характер потребления общественных благ придал равновесию спроса и предложения общие черты на эти блага. Вместе с этим есть характерные черты частичных равновесий в общественном секторе. Определить их можно тем, что общественные блага занимают место на  шкале между двумя точками: чистыми частными благами и чистыми общественными благами. Чем больше благо обладает свойствами чисто общественных благ, и чем ближе благо предрасположено к ним, тем важнее становится роль государственного бюджета в установлении сбалансированности предложения и спроса на данные виды благ. Однако, чем больше благо обладает свойствами чисто частного блага, тем большее значение имеют ограничения спроса семейного бюджета и ценовой механизм для равновесия в общественном секторе.

Проводя, анализ тенденций изменения структуры общего равновесия в общественном секторе и при соотношении семейного и государственного бюджетов следует знать особенность частичного равновесия спроса и предложения соответственных видов, общественных благ.

Государственный бюджет, в сущности, является бюджетным равновесием и с помощью него устанавливается равновесие спроса и предложения на чисто общественные блага, и на другие виды социально значимых благ. Разница между равновесием общественного сектора и рыночного равновесия, проявляется в характерных особенностях бюджетного равновесия. Эквивалентность, устанавливаемая рынком, значительно отличается от бюджетной сбалансированности.

Рыночная эквивалентность лежит на основе коммерческого принципа сопоставления частных выгод и частных расходов. Частные предприятия должны нести полную экономическую ответственность, за взятые на себя обязательства по сделкам с хозяйствующими субъектами, и при не соблюдении обязательств, они подвержены риску, обанкротиться. Финансы частных фирм отделены от финансов государства.

Равновесие бюджета основывается на принципе сопоставления издержек и социальных выгод. Это принцип является приоритетным в области потребления и производства для наибольшего вида общественных благ. Если речь идет о здоровье народа, ее безопасности, культурных ценностях, научных открытиях, то коммерческий подход непригоден, и в отдельных случаях он может находиться в конфликте с духовно-нравственными ценностями. В этом случае следует применять методы последовательного приближения к полной безопасности и соблюдения принципа «не навреди». Приоритет в большей степени отдается социальным критериям, нежели экономическим.

На основе принципа синергетического эффекта строится бюджетное равновесие.  Синергетический эффект не является механической суммой частных эффектов. Присущей особенностью бюджетного равновесия является подчинение частных интересов. Государственное финансирование неотделимо от финансирования первичных звеньев общественного сектора.

Особенность бюджетного равновесия ярко выражается в преобладании обязательного характера финансирования и установления финансовой сбалансированности на основе принципа единой кассы. В соответствии с этим принципом не допускают увязку налоговых поступлений с определенными государственными расходами. Если в государственном бюджете определенные доходы закреплены для реализации определенных расходов, то в этом случае допускают маневрирование средствами, закрепленными бюджетом и созданием резервного фонда. Чаще всего доходы, которые поступают в бюджет, включают в общую сумму, и правительство  осуществляет их расходование в соответствии с социально-экономическими приоритетами, которые устанавливает парламент.

Отличительной особенностью бюджетного равновесия является существование разрыва в пространстве и во времени между оплатой общественных благ населением с помощью налогов, изымаемых в бюджет государством, и их использованием, а расходы на общественные блага  в основном отделены от получаемых выгод. Объективно обусловленная роль государства в урегулировании спроса и предложения, общественных благ не дает большинству людям понять, что расходы государства на общественные блага, которые предоставляются безвозмездно или на льготных условиях, зависят от налогов, которые они платят государству. На поверхности явления у многих людей возникает иллюзия бесплатности потребления общественных благ. На практике большинство людей относятся одобрительно к любому увеличению расходов для социальных нужд, но при последующих акциях по повышению налогов для покрытия расходов государства, они воспринимают в штыки. У людей вырабатывается устойчивая «налогофобия». Рассмотренную фискальную иллюзию учитывают политические деятели в борьбе за голоса избирателей.

В общественном секторе частичное равновесие спроса и предложения таких смешанных общественных благ, как клубное и перегружаемое благо, которые устанавливаются благодаря сборам и пошлинам, плотно приближаются к частичному рыночному равновесию. Сборы и пошлины за пользование автодорогами, мостами, шлюзами и туннелями представляют собой свободу выбора для пользования этими благами, и вследствие этого они в меньшей степени обладают чертами присущими налогу, и в большей степени – чертами цены.

Равновесие спроса и предложения на квазиобщественные блага представляют собой равновесие спроса и предложения на монопольном рынке. Он основан на механизме установления монопольных цен. В указанном равновесии при помощи механизма цен, допускают перекрестное финансирование и маневрирование ресурсами. На определенные экономические блага и услуги цены устанавливают фактически выше предельных издержек, для того чтобы была возможность полученный доход перераспределить на другие услуги. Стимулы к широкой диверсификации общественного сектора и предприятий диктуют практику перекрестного финансирования. В пример можно привести, что в государственной системе телефонного и почтового обслуживания, на международные, междугородные телефонные и почтовые услуги, тарифы устанавливаются выше, чем на вышеперечисленные услуги для сельских и малонаселенных жителей регионов страны. Особым видом рыночного равновесия является равновесие спроса и предложения исключаемых смешанных общественных благ, такие как, например медикаменты, произведения искусства, услуги работников и так далее. С помощью потоварных налогов (акцизных налогов, налогов на продажу и так далее), механизма равновесных цен, а также лицензий, регулируется рынок данного вида благ. В зависимости от уровня эластичности спроса и предложения формируются взаимодействия цен и налогов на этих рынках [5].

В общественном секторе при большом разнообразии равновесий главное место принадлежит равновесию спроса и предложения, общественных благ, которое устанавливают при помощи государственного бюджета.

В общественном секторе концепция равновесия с учетом смешанности предпочтений к общественным благам разнообразного вида и типов общественных благ дает механизму многоканального (смешанного) финансирования и институциональным преобразованиям в социальной сфере серьёзное теоретическое обоснование.


Библиографический список
  1. Теоретические основы экономического равновесия. URL: http://finance-credit.news/ekonomika-otrasli/teoreticheskie-osnovyi-ekonomicheskogo-39988.html (дата обращения 20.06.2016)
  2. Разновидности равновесия в общественном секторе. URL: http://finance-credit.news/ekonomika-otrasli/raznovidnosti-ravnovesiya-obschestvennom-39989.html (дата обращения 20.06.2016)
  3. Равновесие в общественном секторе. URL: http://uchebnik.biz/book/578-yekonomika-obshhestvennogo-sektora/14-tema-4-ravnovesie-v-obshhestvennom-sektore.html (дата обращения 20.06.2016)
  4. Понятие и структура общественного сектора. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-278370.html?page=3 (дата обращения 20.06.2016)
  5. Понятие и структура общественного сектора. // Пандия. URL: http://pandia.ru/text/77/206/80834.php (дата обращения 20.06.2016)


Все статьи автора «Arina3636»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: